Источники информации в оперативно-розыскной деятельности
Источники информации в оперативно-розыскной деятельности
Источники
информации можно условно разделить на две системы:
а) живые системы (люди, животные, птицы, растения
и т.п.);
б) технические системы (оборудование, приборы, устройства,
аппараты и т.п.).
Источники информации можно разделить на подвижные, переносные и
стационарные: подвижные — люди, животные, птицы; переносные — технические устройства, приборы;стационарные
— постоянно действующие пункты накопления, хранения, обработки и передачи информации.
Оперативный работник получает информацию, в том
числе и конфиденциальную, из самых разных источников, большую часть которых непрофессионал
просто не будет принимать во внимание. В практике при сборе информации случаются самые
нестандартные ситуации, когда информация поступила из самых нестандартных источников,
на первый взгляд, даже нереалистичных, которая при проверке оказывалось наиболее
важной. Возможна ситуация, когда отдельная деталь сама по себе ничего
не значит, но в цепи прохождения информации, во взаимной оценке событий, становится
главным доказательством. Главными носителями информации всегда являются осведомления
люди, документы, средства беспроводной и проводной связи, электронные системы обработки
информации, другие отслеживаемых обстоятельства (поведение, результаты событий,
разговора).
Когда оперативный работник проявляет намерение воспользоваться
каким источником информации, он должен уяснить его имеющиеся и потенциальные возможности,
допустимые пределы использования, степень надежности такого источника информации. Информация, необходимая для обслуживания оперативно-розыскной
деятельности, разнообразна и определяется потребностями конкретной службы или подразделения,
теми задачами, которые ставятся перед оперативными подразделениями. Понятно, что потребности в информации следователя,
оперативного работника, технических служб разные, хотя они все могут работать над
раскрытием одного и того же преступления.Информационное обеспечение оперативно-розыскной
деятельности определяется одним общим для всех оперативных подразделений законом,
но каждый из них может на практике использовать свои специфические приемы, которые
регламентированы ведомственными нормативными актами.
Оперативная информация может быть первичной, проверенной
(достоверной), тотальной (полной, исчерпывающей) или частичной, текущей, конкретной,
общей или детализированной, открытой (доступной), закрытой (тайной, особенно тайной,
конфиденциальной, для служебного пользования), оценочной, программной , прямой и
косвенной. При всей несовпадения характеристик информации или при ее наличии
в достаточных объемах, оперативный работник не может пренебрегать любой дополнительной
информацией, какая бы она ни была начальной или общей.
Опытный и профессионально грамотный оперативный
работник может постоянно получать нужную информацию в течение рабочего времени и
вне его с разных источников. Источники информации могут быть открытыми, легальными и общедоступными и закрытыми,
конфиденциальными.
К открытых источников относятся все средства массовой информации,
различные официальные отчеты, сообщения, открытые статистические данные, протоколы
и другие, которые не имеют ограничений на распространение и использование. То, что для других кажется бессмысленным сообщению,
для оперативного работника может иметь большой интерес. Как что молодой человек, выступая на телевидении,
делится впечатлениями о приятном отдыхе на заморском курорте, у кого это может вызвать
возмущение или зависть, а у оперативного работника профессиональный интерес кто
этот молодой человек, сколько стоит отдых на Гавайях и каким путем она получила
средства себе на отдых. Когда оперативный работник видит, идя по улице,
молодого человека за рулем «Феррари», зная, что и отдых на далеких островах и суперсовременная
иностранное авто стоит сотни тысяч гривен, или десятки тысяч долларов, то он задумается
над сугубо профессиональными вопросами по этому поводу и сделает себе заметки на
память.
Для решения служебных задач нужна оптимальная информация. Информация будет полезна только тогда, когда ее
можно использовать, легализовать, а это зависит от ее полноты, конкретности, своевременности. Оперативному работнику следует конкретно различать
факты, мнения, информацию: факты — точные, конкретные данные; мысли — личные суждения, предсказания, оценки, mпрогнозы; информация аналитических обработанные данные, которые
вытекают из фактов и их оценок.
Уяснившы необходимость собирать соответствующую
информацию, оперативный работник ставит перед собой вопрос:
— что необходимо выяснить
— где и в каком виде может быть желательна информация
— кто и в каком объеме может ее знать
— кто ее может «заполучить», получить
— как и в каком виде можно ее получить
Решение поставленных вопросов зависит как от внешних
условий, так и от опыта, знаний, профессионализма, воли, изобретательности и возможностей
оперативного работника.
Полученная информация позволяет ориентироваться
в ситуации, планировать дальнейшие действия, отслеживать результативность проводимых
мероприятий, уклоняться от случайностей и избегать ошибок, принять тактические и
стратегические решения, ставить новые задачи по сбору дополнительной информации. Оперативный работник сам выбирает конкретные формы
поиска информации в зависимости от целей и задач, поставленных перед ним, а также
в зависимости от ситуации, которая складывается. Но оценивать, анализировать собранную информацию
может и кто-то другой: следователь, старший оперативный руководитель, коллега по
работе, которому передана информация для использования или прокурор, осуществляющий
надзор за оперативно-розыскной деятельностью или расследованием преступления.
Полученную оперативную информацию необходимо:
- изучить, осмыслить;
- оценить по степени достоверности, важности, возможности
использования открыто или тайно; - сопоставить, сравнить с другими оперативными данными
и официальными сведениями; - определиться нужна дополнительная информация, а
как так, то какая и где ее можно найти; - принять решение как эффективно использовать полученную
информацию, учесть в своих планах, передать кому принадлежит, дополнительно проверить
«придержать» до поры до времени, ее накопления.
Согласно ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности»,
полученные в результате оперативно-розыскной деятельности» сведения, касающиеся
личной жизни, чести, достоинства человека, если они не содержат информации о совершении
запрещенных законом действий, хранению не подлежат и должны быть уничтожены. Не подлежат передаче и разглашению результаты оперативно-розыскной
деятельности, в соответствии с законодательством Украины составляют государственную,
военную и служебную тайну, а также сведения, касающиеся личной жизни, чести, достоинства
человека.
Сбор информации, ее накопление и обработка является
непрерывным и трудоемким процессом, который составляет основную форму оперативно-розыскной
работы, главным направлением которой является сбор конфиденциальной информации негласными
методами.