Методы регулирования в земельном праве
Методы регулирования в земельном праве
Методы правового регулирования — это такие способы, с помощью которых государство на основе существующей совокупности правовых норм обеспечивает необходимую ей поведение людей как участников правоотношений или внедряет те средства регулирования, в конкретных условиях (политических, экономических, социальных и т.п.) могут дать максимальный положительный результат в осуществлении земельных реформ, решении продовольственного кризиса, становлении рыночных отношений и т.д.
В юридической литературе высказывается мнение о существовании двух основных методов правового регулирования: императивный (устанавливает обязанности субъектов правоотношений и используется, как правило, в сфере управления использованием и охраной земель, а именно: при ведении государственного земельного кадастра, мониторинга, осуществлении землеустройства и др.). и диспозитивного (метода выбора определенной модели поведения, который в земельном праве основывается на признании того, что каждый владелец масс право по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, причем участники земельных отношений могут в определенных пределах регулировать взаимоотношения между собой самостоятельно).
Диспозитивный метод правового регулирования в свою очередь делят на рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.
Рекомендательный метод предусматривает предоставление возможности альтернативного поведения субъектам земельных правоотношений в зависимости от поставленной цели. В частности, в ст. 140 ЗК Украины среди оснований прекращения права собственности на земельный участок закреплено добровольном отказе от этого права владельца участка, то есть владелец имеет право выбора: использовать земельный участок по назначению или отказаться от него.
Санкционирующий метод заключается в том, что участник земельных отношений может самостоятельно принимать решения по реализации земельных полномочий, но это решение вступает в силу только после утверждения его компетентным органом. Например, в ст. 100 ЗК Украины предусмотрен порядок установления земельных сервитутов и указано, что сервитут устанавливается по договоренности между собственниками соседних земельных участков на основании договора или решения суда, но право сервитута возникает после его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на земельный участок.
Делегирующий метод заключается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий. В соответствии со ст. 90 ЗК Украины владельцы земельных участков имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле, по своему усмотрению использовать ее полезные свойства.