Организационно-правовые основы государственного управления в области защиты экономической конкуренции
Государственного управления в области защиты экономической конкуренции осуществляет Антимонопольный комитет Украины. В 1992 был принят первый антимонопольный акт Украины — Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», который стал базой для принятия последующих законов: «Об Антимонопольном комитете Украины» (1993), «О защите от недобросовестной конкуренции «(1996),» О естественных монополиях «(2000),» О защите экономической конкуренции «(2001) и целого ряда подзаконных нормативных актов (около 80), которые в совокупности составляют антимонопольного законодательства.
Важно знать, что организационно-структурную основу антимонопольной деятельности составляют: Антимонопольный комитет Украины (далее АКУ) и территориальные отделения АКУ.
Антимонопольный комитет Украины (АКУ)– государственный орган, призванный обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей от его нарушений.
Задача Антимонопольного комитета Украины:
а) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
б) защита законных интересов предпринимателей и потребителей путем применения мер по предупреждению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства, наложение взысканий за нарушение антимонопольного законодательства в пределах своих полномочий;
в) содействие развитию добросовестной конкуренции во всех сферах экономики. Составляющими статуса АКУ является его компетенция и полномочия, которые закреплены в Законе Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».
Одним из основным методов деятельности Комитета является контроль, имеющий характер государственного и надведомственного. Субъектами контроля выступают: АКУ, государственные уполномоченные АКУ, председатели территориальных отделений АКУ. В качестве объектов контроля могут быть: центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; органы управления общественными организациями, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предпринимателей; субъекты хозяйствования.
Одним из основным методов деятельности Комитета является контроль, имеющий характер государственного и надведомственного. Субъектами контроля выступают: АКУ, государственные уполномоченные АКУ, председатели территориальных отделений АКУ. В качестве объектов контроля могут быть: центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления; органы управления общественными организациями, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предпринимателей; субъекты хозяйствования.
С целью осуществления своих полномочий, государственные уполномоченные и председателя теориториальны отделений АКУ имеют право:
— беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения и организации и иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки;
— требовать устных и письменных объяснений должностных лиц и граждан;
— требовать для проверки соблюдения антимонопольного законодательства необходимые документы и другую информацию.
Для осуществления задач, возложенных на АКУ, в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создаются территориальные отделения, правовой статус которых определяется Положением о территориальном отделении Комитета, утвержденное АКУ.