Правовой режим Черноморских проливов
Содержание страницы:
123. Правовой режим Черноморских проливов
Черноморские проливы — морские проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря
и включающие проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море.
Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией, подписанной
20 июля 1936 г. в Монтре (Швейцария). Конвенция установила, что в Ч.п. действует
принцип права свободного прохода и мореплавания. Торговые суда всех стран пользуются
в мирное время, а т.ж. и в военное, когда Турция не является воюющей стороной, полной
свободой прохода и плавания в проливах в любое время суток.
В отношении прохода через проливы военных кораблей Конвенция
установила ряд общих положений: обязательное уведомление о проходе, ограничение
количества и водоизмещения кораблей, проходящих проливы, и др.
Вместе с тем Конвенция проводит четкое разграничение между
проходом проливов военными кораблями черноморских и нечерноморских государств. Черноморским
государствам разрешается проводить через проливы корабли любого тоннажа, а т.ж.
и подводные лодки. Нечерноморские государства могут проводить в Черное море строго
определенные классы кораблей с ограниченными Конвенцией количеством вооружения,
водоизмещением и сроком пребывания в этом море. Общий тоннаж военных кораблей, которые нечерноморские государства
могут одновременно ввести в Черное море, т.ж. ограничен.
Проход через Ч.п. военных кораблей воюющих государств воспрещается.
Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, или в случае, когда она
считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, проход
военных кораблей через Ч.п. зависит от усмотрения турецкого правительства.
124. Правовой режим международных каналов.
Режим Суэцкого канала
Международные каналы — это искусственные морские пути, сочетающие
морские просторы и используются для интересов морского судоходства. Особенностью
правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории
государства-владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных
договоров, существенно ограничивающие правомочность данного государства.
К принципам правового режима международных каналов относятся:
уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние
дела, свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой-либо дискриминации;
обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства
государства-владельца канала.
Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими
основными чертами:
- каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и
военных кораблей всех государств; - администрации канала предварительно сообщается название
и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов
ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена
уплата сборов; - устанавливаются правила прохождения канала. В военное время
воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска,
принимать на борт и разгружать военные грузы и т.д.; - относительно территории канала
запрещает блокаду.
Подробно правовой режим каналов регулируется национальным
законодательством соответствующего государства и международными договорами, например
Конвенции по обеспечению свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.
Статус Суэцкого канала, открытого для международного судоходства в 1896
г., урегулирован соглашением, которое было заключено в Константинополе в 1888 г.
Конвенция закрепила принцип полной свободы судоходства для судов и военных кораблей.
Канал был также нейтрализован. В 1956 Правительство Египта национализировало канал,
однако односторонней декларацией 1957 подтвердил свободу судоходства.
125. Понятие и источники права международной
ответственности
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность
субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту
или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой
нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий,
не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается
специальным международным договором.
Институт международно-правовой ответственности
регулируется в основном обычными нормами. В то же время имеется ряд международных
договоров, прямо предусматривающих ответственность за несоблюдение международных
обязательств. Некоторые договорные нормы общего характера содержатся в Уставе ООН,
в других договорах. Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации
ответственности за совершение международных деяний против международного мира и
безопасности. Можно назвать и такие документы, как Конвенция о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении преступления
апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция по морскому праву 1982 г. Имеются
и международные договоры, содержащие положения по вопросам возмещения нанесенного
ущерба или вреда — Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным
судном третьим лицам на поверхности, 1952 г. (в 1978 г. в Монреале был принят Протокол
об изменении этой Конвенции), Конвенция о международной ответственности за ущерб,
причиненный космическими объектами, 1972 г. Не раз неотвратимость ответственности подтверждалась в резолюциях
ООН. В частности, в резолюции ГА ООН «Определение агрессии» (1974 г.) устанавливается,
что агрессивная война является преступлением против международного мира и агрессия
влечет за собой международную ответственность.
126. Понятие и основания международно-правовой
ответственности
Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность
субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту
или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой
нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий,
не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается
специальным международным договором.
Основаниями международной ответственности являются предусмотренные
международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические,
фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают международно-правовые
обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или
иное деяние объявляется международным правонарушением. Юридическими основаниями
ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей,
резолюции международных организаций
Фактическим основанием ответственности является международное
правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях
(бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые
обязательства.
Процессуальные основания ответственности представляют собой
процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В
одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах,
в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.
127. Обстоятельства, исключающие
противоправность деяния. Ответственность государств в связи с деятельностью, не
запрещенной международным правом
Согласие полномочного органа или должностного лица одного
государства на совершение конкретного деяния другим государством. Противоправность
подобного деяния исключается в той мере, в которой оно не выходит за рамки данного
согласия. Аналогичное положение действует и в отношении международных организаций.
Самооборона принятая в соответствии с Уставом ООН. Если обращаться
к Уставу ООН, то он закрепляет право на индивидуальную или коллективную самооборону
как неотъемлемое право каждого государства. Для того, чтобы принятые меры являлись
самообороной, необходимо, что бы об их применении было немедленно сообщено Совету
Безопасности, а сами действия не затрагивали полномочий Совета Безопасности.
Контрмеры, то есть такие деяния государства, которые являются противоправными,
но лишаются такового статуса в связи с их использованием в ответ на противоправное
деяние другого государства в целях прекращения такого действия или возмещения ущерба.
Форс-мажор. Наступление такой ситуации, при которой субъект вынужден
действовать вопреки международному обязательству в результате действия непреодолимой
силы или не поддающегося контролю непредвиденного события.
Бедствие. Ситуации, в которых представители и агенты государства не
могут соблюдать международные обязательства в силу аварий и воздействия разрушительных
сил природного и/или техногенного характера, не имея другой возможности спасти свою
жизнь или жизнь вверенных лиц.
Состояние необходимости — только в случаях:
- противоправное
действие является единственным для государства путем защиты существенного интереса
от серьезной и неминуемой опасности; - деяние не
наносит серьезного ущерба существенным интересам определенного государства или государств,
в отношении которых существует данное обязательство, или международного сообщества
в целом.
Ответственность государств в связи с деятельностью,
не запрещенной международным правом
В XX в. в результате научно-технического
прогресса появились виды деятельности государств, которые не противоречат нормам
международного права, однако могут иметь непредвиденные последствия и причинить
ущерб третьим государствам. Примером такой деятельности может служить эксплуатация
воздушного транспорта, атомного промышленного и научного оборудования, искусственных
космических объектов. В доктрине и практике международного права широкое признание
получила концепция, в соответствии с которой государство, причиняющее ущерб такого
рода, обязано его компенсировать, несмотря на то, что никакого правонарушения оно
не совершало. Обязательства, связанные с компенсацией данного ущерба государством-причинителем,
получили название «абсолютной ответственности». Основанием компенсации ущерба в
этих случаях выступает риск его причинения источниками повышенной опасности. Порядок
определения абсолютной ответственности обычно определяется в международных договорах.