Правовой режим архипелажных вод
Содержание страницы:
113. Правовой режим архипелажных вод
Архипелажные воды — это
воды государства-архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных
линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов
и осыхающее рифов архипелага. Длина таких линий не должна, как правило, превышать
100 миль, а соотношение между площадью водной поверхности и суши, включая атоллы,
может составлять от 1:1 до 9:1. Конвенция ООН 1982 года предусматривает, что государства-архипелаги
могут использовать до 3% от общего числа исходных линий, замыкающих архипелаг, до
максимальной длины в 125 морских миль.
Государство-архипелаг — это
государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать
другие острова. Под архипелагом понимается группа островов, включая части островов,
соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны,
что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое,
экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым. К государствам-архипелага
относятся, например, Филиппины, Индонезия, Сейшельские Острова, Багамские Острова,
Мальдивы, Кабо-Верде, Фиджи и др.
Правовой режим архипелажных
вод определяется тем, что на них распространяется суверенитет государства-архипелага.
Суверенитет также распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами
и на их дно и недра. Суверенитет государства-архипелага над архипелажными водами
осуществляется с соблюдением норм международного права, зафиксированных в Конвенции
ООН 1982 года.
Правовой режим архипелажных
вод характеризуется тем, что для иностранных судов устанавливается, как общее правило,
право мирного прохода. Однако в целях обеспечения интересов международного судоходства
Конвенция 1982 года предусматривает право архипелажного прохода.
Под архипелажным проходом понимается
осуществление права нормального судоходства с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного
транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую
часть открытого моря или исключительной экономической зоны.
Государства-архипелаги вправе
устанавливать морские коридоры шириной 50 морских миль через архипелажные воды и
прилегающее территориальное море.
114. Понятие и правовой режим прилегающей
зоны
Прилегающая зона — это пояс морских вод, примыкающей к территориальному
морю, в рамках которого прибрежное государство осуществляет контроль с целью недопущения
нарушений определенных правил (таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных).
Правовой режим прилегающей зоны определяется Конвенцией
«О территориальном море и прилежащей зоне» 1958. Положения международного права относительно близлежащих
зон также нашли свое закрепление в Конвенции ООН 1982 года.
Ширина прилежащей зоны составляет 24 морские мили,
которые отсчитываются от тех же исходных линий, что и ширина территориального моря. Прилегающая зона может устанавливаться для осуществления
контроля в отношении иностранных судов, следующих в территориальное море, с целью
недопущения нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов
и правил прибрежного государства, а также с целью наказания за нарушение таких законов и правил.
Прибрежное государство может установить прилегающую зону, в которой осуществляются все
виды контроля, или может установить такую прилегающую зону, в которой будут осуществляться
только один или несколько видов контроля. Государства обязаны объявлять об установлении тех или иных
прилегающих зон.
115. Исключительная экономическая зона и ее
правовой режим
Исключительная экономическая зона является районом, который находится за
пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина исключительной экономической
зоны не должна превышать 200 морских миль, которые отсчитываются от исходных линий,
от которых отмеряется ширина территориального моря. Прибрежное государство в пределах
исключительной экономической зоны имеет суверенные права на разведку, разработку
и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся в ее водах,
на морском дне или его недрах.
Прибрежное государство в пределах своей исключительной экономической зоны
пользуется не только экономическими полномочиями, но и юрисдикцией в отношении создания
и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских исследований
и защиты и сохранения морской среды.
Суверенные права прибрежного государства в пределах исключительной экономической
зоны не отменяют свобод открытого моря, принадлежащие всем государствам. Поэтому
в исключительной экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства
и полетов, свободой прокладки кабелей и трубопроводов. Государства при осуществлении
своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.
Исключительная экономическая зона может быть подвергнута делимитации между
государствами с противоположными или смежными побережьями на основании международных
договоренностей с соблюдением принципа справедливости.
116. Континентальный шельф и его правовой
режим. Границы континентального шельфа. Делимитация континентального шельфа
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный
шельф прибрежного государства включает морское дно и недра подводных районов, простирающихся
за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее
сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние
200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального
моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не тянется на такое расстояние.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя
граница территориального моря (линии на расстоянии 12 морских миль от исходной линии).
Внешней же границей континентального шельфа является внешняя граница подводной окраины
материка или линия, находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий,
от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной
окраины материка не тянется на такое расстояние.
Делимитация
континентального шельфа – в соответствии с Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. и Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г., – определение
государствами с противолежащими или смежными побережьями линии, разграничивающей
между ними континентальный
шельф. Упомянутые конвенции предусматривают
неодинаковые по юридическому содержанию правила о д.к.ш. Согласно Конвенции о континентальном
шельфе, предусматриваются правила о д.к.ш.: а) путем соглашения и б) при отсутствии
соглашения. В первом случае государства согласовывают, в рамках общего международного
права, любую линию разграничения и заключают об этом соглашение. Для второго случая
Конвенция устанавливает принципы разграничения (равного отстояния; особых обстоятельств)
и приоритетность их применения.
117. Открытое море и его правовой режим.
Свободы открытого моря
Открытое море – это пространства морей и океанов,
которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории
ни одного из государств. Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое
море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во
внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1).
Конвенция об открытом море 1958 г. определила,
что свобода открытого моря включает, в частности:
- свободу
судоходства; - свободу
рыболовства; - свободу
прокладывать подводные кабели и трубопроводы; - свободу
полетов над открытым морем; - свободу
возведения искусственных установок и островов.
Свобода открытого моря включает также свободу
морских научных исследований.
Свобода судоходства означает, что каждое государство,
как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под
его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того
государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции
того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что
воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря.
Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных
судов над открытым морем.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла
в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным
государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем
к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских
миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку
и разработку естественных ресурсов зоны.