Международный обычай в системе источников международного права
Содержание страницы:
12. Международный обычай в системе источников
международного права
Международный
обычай — «доказательство
всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы«.
Обычай приобретает юридическое значение в результате
однородных или идентичных действий государств и определенным образом выраженного
ими намерения придать таким действиям нормативное значение.
Длительная повторяемость, т. е. устойчивая практика,
— это традиционное основание признания обычая как источника права (таково, например,
становление в качестве источника обычая в отношении исторических заливов государств).
Однако возможно рождение обычая в качестве источника права в короткий промежуток
времени (так случилось с почти мгновенным признанием государствами свободы использования
космического пространства, позднее получившей договорное закрепление).
Поскольку при переходе от обычая к договору новый
источник заменяет прежний только для участвующих в договоре государств типичные
ситуации, когда по одному и тому же вопросу применяются одновременно оба источника
— и международный договор, и международный обычай, но каждый применительно к «своей»
группе государств. Например, правила, регламентирующие дипломатические иммунитеты,
проистекают из Венской конвенции о дипломатических сношениях для участвующих в
ней государств и из многовекового обычая для государств, не участвующих по каким-либо
причинам в Конвенции.
При этом во многих договорах формулируется положение
о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах.
Так, в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях подтверждается, что
нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо
не предусмотренные положениями настоящей Конвенции».
При сопоставлении договора и обычая как источников международного
права следует иметь в виду, что договор концентрирует определенную совокупность
тематически однородных норм, а обычай — это почти всегда одна норма, вследствие
чего понятия обычая как нормы и обычая как источника права переплетаются.
13. Международный договор в системе
источников международного права
Международный договор определяется Венской конвенцией о праве международных договоровкак «международное соглашение, заключенной
между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо
от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких
связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования«(имеется
в виду практика использования таких наименований, как «договор», «конвенция», «соглашение» «протокол», «устав»
и т. д.).
Международный договор характеризуется как основной источник международного
права благодаря трем обстоятельствам.
Во-первых, договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия
и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных
норм.
Во-вторых, договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области
международных отношений, государства последовательно заменяют обычаи договорами.
В-третьих, договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие
международных норм и норм внутригосударственного законодательства.
14. Общие принципы права как источник
международного права
Основные принципы международного права — основополагающие, общепризнанные нормы, отражающие характерные черты и
основное содержание международного права и имеют высшую юридическую силу.
Принципы международного права являются критерием законности всех других норм
международного права, а также фактического поведения государств. Их перечень содержится
в наиболее авторитетных международно-правовых документах, а именно: Уставе ООН,
Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений
и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном
акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.. В этих документах
закреплены принципы:
- неприменение силы или угрозы силой;
- мирного разрешения споров;
- невмешательство во внутренние дела государств;
- сотрудничества между государствами;
- равноправия и самоопределения народов;
- суверенного равенства государств;
- добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
- незыблемости государственных границ;
- территориальной целостности;
- уважения прав человека и основных свобод.
Последние три принципа были добавлены в общий перечень Заключительным актом
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975
Наличие системы основных принципов является характерной особенностью современного
международного права. Принципы международного права выполняют важные функции, определяют
основы взаимодействия субъектов международного права.
15. Роль односторонних актов государств в
системе источников международного права
Основным видом односторонних
актов являются обязательства (напр.
обязательство СССР не применять первым ядерное оружие).
Акт
обязательства — это одностороннее заявление государства в лице
его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в
согласовании с изложенными в заявление условиями, поведении в межгосударственных
отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями
или вносящему в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам
или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной
форме).
Акт
признания — это акт (действие или бездействие) государства,
посредством которого оно в согласовании с действующим международным правом признает
правомерное юридически значимую ситуацию, созданную действиями второго государства,
поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.
Противоположный признанию акт протеста — это заявление
государства об отказе признать правомерное юридически значимую ситуацию, созданную
поведением второго государства, т.е. квалификация ее в согласовании с действующими
международно-правовыми предписаниями в качестве противоправное.
Следующим видом одностороннего
акта является отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии,
компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный
и бесповоротный характер.
16. Акты международных организаций как
источник международного права
Статус актов международных межправительственных организаций определяется
их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как
правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно
ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «делать рекомендации»,
а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти
решения связаны с его правоприменительной деятельностью. Сама по себе международная
организация не вправе превращаться в международного «законодателя». Вместе
с тем государства-члены организации — могут использовать организацию для нормотворческой
деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие
одобрение от имени организации разработанных в ее рамках международных договоров.
Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции
о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971
г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о
борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора
публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи.
Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно
констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов
Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил Всемирной
организации здравоохранения, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными
материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому
дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.).
17. Средства определения норм международного
права
Согласно
ст. 38 Статута
Международного суда ООН, Суд применяет судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных
специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства
для вы значение правовых норм.
Ни судебная практика, ни доктрина не могут создавать
правовые нормы, а могут только доказывать существование обычных или договорных норм,
или общих принципов права.
Доктрина международного права — в широком смысле — это система взглядов и концепций
о сущности и назначении международного права в определенных исторических условиях.
Доктрина международного права — в узком смысле — это научные труды юристов-международников.
Еще недавно бытовало мнение, согласно которому
международное право считалось правом доктринальным, правом ученых. Такие авторы, как Гуто Гроций, Корнелис ван
Бинкерсхук, Эмер де Ваттель, Ласса Оппенгейм,
Жан-Жак Руссо внесли значительный вклад в формирование
и развитие международного права. И сегодня
доктрина может влиять на разработку новых норм международного права. Особое значение имеют взгляды юристов из разных
стран, которые находят отражение в исследованиях и документах Института международного
права, Ассоциации международного права и др.
Согласно
ст. 59 Статута
Международного суда ООН, его решения должны иметь обязательную силу только для сторон
и только в рамках рассматриваемого дела. Таким
образом, решение Международного суда ООН не создает прецедент, обязательный при
будущем решении аналогических дел, и представляет
собой акт судебного правоприменения. Судебная
практика имеет важное значение для установления содержания нормы между народного права.