Правовое регулирование приватизации в АПК
Содержание страницы:
Правовое регулирование приватизации в АПК
В условиях перехода
к рыночной системе хозяйствования важным средством обеспечения частной собственности
является приватизация государственного имущества. В соответствии со ст. 1 Закона Украины от 4 марта 1992 «О приватизации государственного имущества» (в редакции Закона от 19 февраля 1997), приватизация государственного имущества определяется как отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, в пользу физических и юридических лиц. Есть — разгосударствления имущества. В этом контексте нецелесообразно использовать словосочетание «приватизация имущества колхозов», поскольку последние являются негосударственными субъектами собственности, а потому к их реформированию правильнее использовать термины «реструктуризация» или «дележки имущества». Общее законодательство Украины о приватизации состоит из указанного Закона, а также законов от 6 марта 1992 «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)» (в редакции от 15 мая 1996), от 6 марта 1992 «О приватизационных бумаги «, от 19 июня 1992» О приватизации государственного жилищного фонда «, от 7 июля 1999» О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации «, от 14 сентября 2000» Об особенностях приватизации об объектов незавершенного строительства «, декретов Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 № 57-93» О приватизации целостных имущественных комплексов государственных предприятий и их структурных подразделений, сданных в аренду «, от 26 декабря 1992 №15-92» О приватизации земельных участков «и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ними.
Приватизация государственного имущества в АПК осуществляется
на основании общего законодательства о приватизации, с учетом особенностей специального
аграрного законодательства.Статья 5 Закона Украины «О приватизации государственного
имущества» определяет, что к объектам государственной собственности, подлежащих
приватизации, относятся:
— имущество предприятий,
цехов, производств, участков, других подразделений, которые являются единственными
(целостными) имущественными комплексами;
— об объекты незавершенного строительства и законсервированные
объекты;
— акции (доли, паи),
принадлежащие государству в имуществе юридических лиц.
Приватизации не подлежат объекты, имеющие общегосударственное
значение, определенные Законом Украины «О перечне объектов права государственной
собственности, не подлежащих приватизации «. К ним относятся имущественные комплексы предприятий по лесовосстановлению, лесоразведению и охране леса, сортоиспытательная станции, участки, другие организации по экспертизе сортов растений, скотомогильники, станции химизации сельского хозяйства, научно-исследовательские институты, отдельные имущественные комплексы предприятий, производящих спирт, вина, ликеро водочных изделия.
Специфика правового регулирования приватизации в АПК обусловлена
необходимостью защиты прав крестьян, ведь согласно концепции приватизации, средства
производства сельскохозяйственной продукции должны принадлежать крестьянам, которые
их используют. Законодательным актом, регулирующим особенности приватизации государственного
имущества в АПК, является Закон Украины от 10 июля 1996 «Об особенностях приватизации
имущества в агропромышленном комплексе».И хотя приватизация государственного имущества в АПК почти завершена, в юридической
практике все еще возникают вопросы, связанные с защитой субъектов приватизации от
нарушений, допущенных в ее ходе. Настоящий Закон регулирует порядок приватизации
предприятий, для которых основными видами деятельности является производство сельскохозяйственной
продукции, продукции рыбного и лесного хозяйства, их переработка и реализация, выполнение
работ и оказание услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям. Перечень таких
предприятий утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июня 1996
№ 638 «О предприятиях, приватизируемых с учетом особенностей, определенных
законодательством для агропромышленного комплекса». Закон по-разному регулирует порядок приватизации несельскохозяйственных предприятий АПК, государственных сельскохозяйственных предприятий и устанавливает особенности приватизации предприятий отдельных отраслей.
Приватизация имущества несельскохозяйственных предприятий
АПК (предприятий пищевой промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье,
мукомольной и комбикормовой промышленности, а также сервисных, строительных, фирменных
торговых, других несельскохозяйственных предприятий и организаций агропромышленного
комплекса, выполняющих работы и предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям),
независимо от стоимости объектов приватизации, осуществляется путем преобразования
их в открытые акционерные общества в соответствии с Положением о плане приватизации
несельскохозяйственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденным
приказом Фонда государственного имущества Украины от 17 августа 2000 № 1718 При
этом сохраняются профильность, технологическое единство производства и целостность
имущественных комплексов и технологий. их сельскохозяйственная специализация имеет храниться не менее 10 лет.
Право на льготное приобретение акций по номинальной стоимости
(за приватизационные имущественные сертификаты, а также за собственные средства
и компенсационные сертификаты в размере, не превышающем половины стоимости приватизационных
имущественных сертификатов) имеют работники приватизируемых. Работники сельскохозяйственных предприятий имеют право на льготное приобретение акций (за приватизационные имущественные сертификаты, а также за собственные средства и компенсационные сертификаты в размере, не превышающем половины стоимости приватизационных имущественных сертификатов). К работникам предприятий, приватизируемых приравниваются лица, вышедшие из этих предприятий на пенсию, уволенные в связи с сокращением штатов и не работают с момента увольнения на других предприятиях; лица, имеющие право в соответствии с законодательством Украины вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, и инвалиды, уволенные по состоянию здоровья в связи с увечьем или профессиональным заболеванием.
Негосударственным сельскохозяйственным предприятиям (коллективные
сельскохозяйственные предприятия, союзы крестьян, колхозы, союза кооперативов, акционерных
обществах, фермерские хозяйства и другие субъекты негосударственных форм собственности)
передается безвозмездно 51% акций приватизируемых, в том числе размещение приватизационных
имущественных сертификатов, а также собственных средств и компенсационных сертификатов
работников соответствующих сельскохозяйственных предприятий и приравненных к ним
лиц через доверительные общества, созданные в коллективах товаропроизводителей. В плане приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и выполняют работы и предоставляют услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусматривается соответствующая квота для действующих совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий для последующей передачи соответствующей доли после их приватизации и размещения приватизационных имущественных сертификатов их работников.
Негосударственные сельскохозяйственные предприятия различных
организационно правовых форм хозяйствования имеют право на приобретение акций по
номинальной стоимости в пределах указанных квот в случае, когда трудовые коллективы
предприятий, приватизируемых сельскохозяйственные товаропроизводители и приравненные
к ним лица не выкупили эти акции в пределах установленных квот. Если предприятия, приватизируются, не имеют договорных связей с сельскохозяйственными предприятиями, фермерскими хозяйствами и т.д., определение перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые привлекаются на льготных условиях к участию в приватизации предприятий, и квоты для приобретения ими акций предусматриваются в плане приватизации соответствующего предприятия по предложениям этих предприятий и государственных органов управления сельского хозяйства и продовольствия в зависимости от зоны деятельности предприятий.
Распределение акций
между государственными, коллективными и другими сельскохозяйственными предприятиями,
фермерскими хозяйствами осуществляется пропорционально объемам сырья, сданной на
объект приватизации, выполненных работ и оказанных услуг в среднем за 5 лет, предшествующих
году приватизации, а те, что существуют менее 5 лет — за время их деятельности. Акции, не были выкуплены на льготных условиях в течение года со дня начала продаж, реализуются на общих основаниях в соответствии с законодательством Украины.
Приватизация имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных
предприятий осуществляется путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные
предприятия или в открытые акционерные общества по решению общего собрания (собрания
уполномоченных).Работникам предприятия, которое приватизируется, безвозмездно 11.1
дано доля государственного имущества (акций), размер которой определяется как произведение
стоимости имущества, приходящегося на одного члена коллективного сельскохозяйственного
предприятия по области, на количество работников предприятия, которое приватизируется,
и приравненных к ним лиц. Безвозмездная передача доли государственного имущества
производится при преобразовании в процессе приватизации совхозов и других государственных
сельскохозяйственных предприятий в коллективные сельскохозяйственные предприятия
или в открытые акционерные общества. Распределение безвозмездно переданного имущества
(акций) между работниками осуществляется согласно трудового участия по решению общего
собрания (собрания уполномоченных).
Приватизация доли государственного имущества, оставшуюся после
бесплатной его передачи, осуществляется за приватизационные имущественные сертификаты.Право
на первоочередное приобретение этого имущества за приватизационные имущественные
сертификаты имеют работники данного предприятия и приравненные к ним лица. Если после использования работниками совхоза или другого государственного сельскохозяйственного предприятия, которое приватизируется, права на приобретение государственного имущества за приватизационные имущественные сертификаты остается не выкупленные доля имущества, орган приватизации с согласия общего собрания (собрания уполномоченных) передает им остатки имущества для приобретения за собственные средства в рассрочку до 5 лет (без начисления процентов, но с учетом изменения цен на момент выкупа имущества). В случае отсутствия согласия общего собрания (собрания уполномоченных) на приобретение доли имущества в рассрочку орган приватизации принимает решение о преобразовании этого предприятия в открытое акционерное общество. При этом право на приобретение имущества на льготных условиях за приватизационные имущественные сертификаты, кроме членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц, имеют члены семей трудового коллектива данного предприятия, которые проживают вместе с ними, и лица, занятые в социальной сфере на селе. Если после реализации членами трудового коллектива и приравненными к ним лицами их права на бесплатную приватизацию доли имущества, его выкупа с использованием приватизационных имущественных сертификатов, а также права выкупа имущества в рассрочку остается доля государственного имущества, она приватизируется на общих основаниях в соответствии с законодательством Украины.
Приватизация имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных
предприятий, созданных на базе колхозов без выкупа государством их имущества, за
период своей деятельности не получали бюджетных средств для приобретения основных
фондов и строительства, осуществляется путем преобразования их по решению общего
собрания (собрания уполномоченных) в коллективные сельскохозяйственные предприятия
или открытые акционерные общества с последующей безвозмездной передачей имущества
работникам предприятий-учредителей. При использовании бюджетных средств с этой целью, созданная за их счет доля имущества приватизируется в указанном выше порядке. Если доля государственного имущества (акций) превышает общую стоимость объекта приватизируется, все имущество, в том числе и то, что создано за счет бюджетных средств, передается работникам предприятия на безвозмездной основе.
Приватизация имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных
предприятий, были созданы на базе межхозяйственных предприятий, основанных колхозами
и совхозами без выкупа государством их имущества, за период своей деятельности не
получали бюджетных средств для приобретения основных фондов и строительства, осуществляется
преобразованием их в открытые акционерные общества с последующей безвозмездной передачей
акций этих обществ основателям межхозяйственного предприятия. При использовании бюджетных средств на указанные цели создана за их счет доля имущества приватизируется в приведенном выше порядке. Положение о порядке приватизации имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также основанных на их базе арендных предприятий утвержденное приказом Фонда государственного имущества Украины от 17 августа 2000 № 1718.
Закон определяет особенности приватизации имущества в отдельных
отраслях сельского хозяйства.Приватизация имущества сельскохозяйственных предприятий,
специализирующихся на выращивании многолетних насаждений (хмель, эфиромасличные
и лекарственные растения), осуществляется путем преобразования их в открытые акционерные
общества. При этом акции на сумму стоимости указанных многолетних насаждений временно остаются в собственности государства в размере не менее 25%.Приватизация имущества государственных сельскохозяйственных предприятий, производящих вино и другие алкогольные напитки, осуществляется преобразованием их в открытые акционерные общества с сохранением в собственности государства имущества структурных подразделений по производству готовых алкогольных напитков.Приватизация имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, находящихся в зоне гарантированного добровольного отселения вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции и в зонах отселения в связи с государственными и общественными потребностями, независимо от источников его приобретения, осуществляется преобразованием их в коллективные сельскохозяйственные предприятия с безвозмездной передачей имущества их работникам.
Приватизация имущества опытных хозяйств, экспериментальных
производств, проектно-конструкторских и других предприятий, подчиненных учебным
и научно-исследовательским учреждениям, совхозов-техникумов осуществляется по согласованию
с Кабинетом Министров Украины путем преобразования их в акционерные общества. При этом доля государственного имущества (акций) должна составлять не менее 51% общей стоимости имущества.Приватизация имущества рыбной и лесной отрасли регулируется, соответственно: Положением о порядке приватизации имущества предприятий и организаций рыбной отрасли, утвержденным приказом Фонда государственного имущества и Минагрополитики от 12 сентября 2000 № 1898/175, и Положением о приватизации перерабатывающих предприятий лесного хозяйства, утвержденным приказом Минлесхоза и Фонда государственного имущества от 28 августа 1996 № 107/1040.Объекты незавершенного строительства агропромышленного комплекса, не были приватизированы в соответствии с законодательством Украины по вопросам приватизации, могут передаваться органами приватизации сельскохозяйственным предприятиям (в том числе негосударственным) для завершения их строительства с последующим приоритетным правом выкупа работниками указанных предприятий доли государственного имущества этих объ объектов.
При приватизации имущества государственных предприятий объекты
социально-бытового назначения, инженерные сети и сооружения коммунального хозяйства,
в частности построены за средства фонда социального развития, передаются органами
приватизации в коммунальную собственность с согласия владельцев предприятий. Приватизация
долей (паев) государства в имуществе предприятий со смешанной формой собственности
(в том числе арендные) осуществляется преобразованием их в открытые акционерные
общества, если иное не предусмотрено их учредительными документами.Государственные
предприятия и предприятия со смешанной формой собственности, сумма стоимости имущества
которых недостаточна для формирования уставного капитала открытого акционерного
общества, приватизируются путем выкупа имущества работниками этих предприятий за
приватизационные имущественные сертификаты, собственные средства и компенсационные
сертификаты или за средства предприятий со смешанной формой собственности.
Предприятия, созданные путем выкупа государственного имущества,
сданного в аренду, которые имеют или имели прямые договорные связи с сельскохозяйственными
товаропроизводителями, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества
по решению собрания участников общества. При этом для продажи сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые являются для указанных предприятий или акционерных обществ поставщиками сырья, потребителями работ и услуг, осуществляемых дополнительный выпуск акций и их продажа для того, чтобы общее их количество составляло не менее 51% уставного фонда. Оплата акций может осуществляться в порядке взаиморасчетов между акционерным обществом и сельскохозяйственными предприятиями за сданную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги).
Правовое регулирование паевания земли и имущества
В ходе реформирования
аграрного сектора экономики производилось паевания земли и имущества. Само слово «пай» тюркского происхождения и используется для обозначения доли в имуществе или имущественных правах. По отечественной правовой традиции паевые фонды существуют у субъектов аграрного права кооперативного типа: коллективном сельскохозяйственном предприятии или сельскохозяйственном кооперативе. Каждый член таких предприятий имеет определенную долю в имуществе предприятия — это и есть его имущественный пай.
Согласно ст. 9 Закона Украины от 14 февраля 1992 «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», в фонд имущества членов предприятия включается стоимость основных производственных и оборотных фондов, созданных благодаря деятельности предприятия, ценные бумаги, акции, деньги и соответствующая доля от участия в деятельности других предприятий и организаций. Уточнение состава и стоимости паевого фонда имущества членов предприятий производится по Методике уточнения состава и стоимости паевых фондов имущества членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, в том числе реорганизованных, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2001 № 177.
Право членов предприятия на паевой фонд имущества зависит
от их трудового вклада. Члену предприятия ежегодно начисляется часть прибыли в зависимости от доли в паевом фонде, которую по его желанию может быть выплачена или зачислена на увеличение доли в паевом фонде. Эти отношения регулируются уставом предприятия. Пай может наследоваться в соответствии с гражданским законодательством Украины и уставом предприятия. В случае выхода из предприятия его члены имеют право на пай натурой, деньгами или ценными бумагами в соответствии с размером и структурой паевого фонда или в иной, по соглашению сторон, форме.
Закон Украины от 17 июля 1997 «О сельскохозяйственной
кооперации» определяет пай как имущественный взнос члена кооператива в создание
и развитие кооператива, который осуществляется передачей кооператива определенного
имущества. Размер пая определяет размер получаемого членом кооператива дохода от
участия в деятельности кооператива и размер доли, выплачиваемой ему при выходе из
кооператива. Как показывает анализ законодательства, пай — не индивидуально определенным имуществом — это лишь право на получение дохода в определенном размере и на получение имущества при выходе из кооператива. Часто крестьяне ошибочно считают, что пай — индивидуально определенное имущество или земельный участок и при выходе из кооператива требуют возвращения «моего трактора» или «моей земле». Но по закону, трактор или земля является собственностью предприятия. У члена является только пай — право на получение определенной части дохода предприятия и части имущества при выходе из него. Крестьянину при выходе из предприятия может быть передано не то имущество, которое он внес в кооператив, а совсем другое или земельный участок. Итак, пай — это не имущество, а право, к тому же право, которое может быть и не реализованным, то есть в случае убыточной работы предприятия и его член не получает никаких доходов на свой пай.
Частый вопрос паи имущества возникали в ходе реформирования
КСП, поэтому именно имущественные аспекты этого процесса мы и рассмотрим. Наиболее
проблемным является уточнение имущественных паев членов КСП. Согласно Порядку обязательных процедур при реформировании коллективных сельскохозяйственных предприятий и урегулировании имущественных отношений в агроформированиях, работающих на условиях аренды земли и имущества, утвержденного приказом Минагрополитики Украины от 15 декабря 2000 № 252, процедура реформирования КСП обязательно предполагает утверждения общим собранием Положение о паевания имущества как внутрихозяйственного локального акта предприятия. Процедура предусматривает составление плана распределения имущества паевого фонда и другого имущества КСП, уточнения размера индивидуальных имущественных паев членов КСП, их пересчет. Далее утверждается акт расчета паевого фонда, структура паевого фонда и план распределения паевого фонда. После этого членам, которые пожелали выйти из КСП, выплачивается передается часть имущества предприятия, приходящаяся на их паи, а другие члены могут создать новое агроформирования на базе принадлежащих им долей в имуществе бывшего КСП.
Существенные изменения в правовом режиме имущественного пая
произошли в н ‘связи с принятием указов Президента Украины от 3 декабря 1999 № 1529/99
«О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики»
и от 29 января 2001 № 62/2001 «О мерах по обеспечению защиты имущественных
прав крестьян в процессе реформирования аграрного сектора экономики «.Последний
предусматривал уточнение размера имущественных паев членов КСП, в том числе бывших
членов, которые при выходе не получили его в натуре или деньгами. Кроме того, право на пай теперь мало удостоверяться специальным сертификатам, которые выдавались на руки крестьянам. Но существенной изменением правового режима имущественного пая стало юридическое закрепление возможности заключения договоров аренды, купли-продажи, дарения имущественных паев. Аренда, как и купля-продажа, согласно гражданскому законодательству, применялись только в индивидуально определенного имущества. А пай — не мелькнет, а лишь право на получение имущества в будущем. Поэтому указанные указы кардинально изменили правовой режим имущественного пая, который вступил отдельных черт правового режима индивидуально определенного имущества. Впоследствии в ЦК было закреплено, что право аренды распространяется и на имущественные права. Указ Президента от 29 января 2001 № 62/2001 гарантировал крестьянам возможность свободно выйти из КСП, обменяв свой сертификат на имущественный пай, т.е. на индивидуально определенное имущество.
Во исполнение данного Указа, Кабинет Министров Украины постановлением
от 28 февраля 2001 № 177 / 2001 утвердил Порядок определения размеров имущественных
паев членов коллективных сельскохозяйственных предприятий и их документального удостоверения. Этот Порядок устанавливает процедуру определения размеров имущественных паев членов КСП, в которых дележки не производилось, а также утверждает форму свидетельства о праве на имущественный пай (имущественного сертификата). Порядок выдачи и учета свидетельства о праве собственности на имущественный пай члена коллективного сельскохозяйственного предприятия (имущественный сертификат), утвержденный приказом Минагрополитики Украины от 23 марта 2001 № 79 После проведения процедуры дележки имущества и определения долей каждого члена, имущество КСП распределяется при его реорганизации согласно Порядку распределения и использования имущества реорганизованных коллективных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным приказом Минагрополитики Украины от 14 марта 2001 № 62 Поскольку Указом предусматривалось оформление договоров аренды имущественных паев, приказом Минагрополитики от 25 мая 2001 № 142 была утверждена Методика определения остаточного ресурса использования фонд реформированных сельскохозяйственных предприятий и определение оптимальных сроков оформления договоров аренды имущественных паев по каждому предприятию.
Но ход аграрной реформы и дележки имущества показали, что
у крестьян еще не сформировалась рыночная сознание, чувство собственника, а потому
Президент Украины 27 августа 2002 выдает Указ № 774/2002 «О дополнительных
мерах по повышению уровня защиты имущественных прав сельского населения». Указ предусматривает создание условий для выкупа реформированными сельскохозяйственными предприятиями имущественных паев, которые они арендуют у своих членов, а также формирования рынка имущественных паев, введение механизма их продажи на конкурентных началах.Кроме того, предусматривается стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов и других формирований аграрного рынка на основе объединения имущественных паев. Во исполнение этого Указа Минагрополитики приказом от 28 января 2003 № 14 утвердило Порядок продажи на публичных торгах имущественных паев членов коллективных сельскохозяйственных предприятий. Итак, можно сказать, что в аграрном праве сформировался институт имущественных паев, который регулирует права членов субъектов аграрного права кооперативного типа, в частности, КСП на получение определенной части индивидуально определенного имущества этих предприятий, а также устанавливает порядок распоряжения этими правами.
Что касается дележки земли — это вопрос в ходе реформирования
аграрного сектора экономики не менее сложное.Право на земельный пай закреплялось в ЗК 1992 Согласно ст. 5 настоящего Кодекса, каждый член коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества в случае выхода из него имеет право получить свою долю земли в натуре (на местности) в размере средней земельной доли, которая исчисляется путем деления земель предприятий, подлежащих приватизации на количество лиц, работающих в сельском хозяйстве, пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве и проживающие в селе, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. ЗК 1992 предусматривал, что право на земельную долю могло передаваться по наследству и продаваться.
Важное значение для определения правового режима земельного
пая имеет Указ Президента Украины от 10 ноября 1994 № 666/94 «О неотложных
мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства
«. Указ установил, что каждому члену КСП, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества выдается сертификат на право частной собственности на земельную долю (пай) с указанием в нем размера земельной доли (пая) в условных кадастровых гектарах, а в стоимостном выражении. Указ провозгласил, что право на земельную долю (пай) может быть объектом купли-продажи, дарения, обмена, наследования, залога. В случае выхода из указанных предприятий, их члены имеют право на получение земельного участка в натуре.
Стоит обратить внимание на то, что сельскохозяйственные акционерные
общества не имеют имущественного паевого фонда, а только акции, но поскольку правовой
институт деления земель развивался отдельно от правового института паевания имущества,
члены сельскохозяйственных акционерных обществ получили право на земельные доли. При анализе правового режима земельного пая следует осознавать, что это не конкретная земельный участок, опять же — это лишь право на получение земельного участка в натуре, которое может быть никогда и не реализовано. Сертификат на земельную долю не удостоверяет права собственности на конкретный земельный участок — это только цифры на бумаге, подтверждающие право на получение земельного участка в определенном размере при выходе из предприятия.Документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, является государственный акт о праве собственности на землю.
Однако после принятия этого Указа и дележки земли возникло
много вопросов, связанных с процедурой дележки и определения круга лиц, имеющих
право на земельный пай. Поэтому Президент Украины принимает Указ от 8 августа 1995 № 720/95 «О порядке деления земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям». Указ установил, что право на земельную долю (пай) имеют члены КСП, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества, в том числе пенсионеры, которые раньше работали в нем и остаются членами указанного предприятия, в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю. При паевании стоимость и размеры в условных кадастровых гектарах земельных долей (паев) всех членов предприятия равны. Размеры земельной доли (пая) вычисляются комиссиями, образованными на предприятиях из числа их работников. Решение об утверждении вычисленных этими комиссиями размеров земельной доли (пая) по каждому предприятию принимается районной государственной администрацией. Выдача гражданам сертификатов на право на земельную долю (пай) единого в Украине образца и их регистрация производятся соответствующей районной государственной администрацией. Форма сертификата на право на земельную долю пай и образец книги регистрации сертификатов на земельную долю (пай) утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 1995
Для недопущения скупки земельных паев НЕ крестьянами принимается
Указ Президента Украины от 21 апреля 1998 № 332 / 98 «О защите прав владельцев
земельных долей (паев)», где установлено, что в случае отчуждения путем купли-продажи
права на земельную долю (пай), удостоверенного сертификатом, преимущественное право
на его приобретение имеют члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных
кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ, а также фермерские хозяйства
и граждане, имеющие право их создать. Договора купли-продажи, дарения, обмена права на земельную долю (пай) удостоверенного сертификатом, после нотариального удостоверения подлежат регистрации районной государственной администрацией по местонахождению соответствующего предприятия с внесением соответствующих изменений в записи в Книге регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай).
Важным шагом в защите имущественных прав крестьян-пенсионеров
было принятие Указа Президента Украины от 15 декабря 1998 № 1353/88 «О гарантировании
защиты экономических интересов и улучшения социального обеспечения крестьян-пенсионеров,
имеющих право на земельную долю (пай)». Согласно этому Указу, начиная с 1 января
1999 коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы,
сельскохозяйственные акционерные общества, фермерские хозяйства, другие предприятия,
учреждения, организации, которые используют землю для сельскохозяйственного производства,
по желанию крестьян-пенсионеров, имеющих право на долю (пай), заключают с ними договоры
аренды этих долей (паев).Размер платы за аренду земельной доли (пая), вносимого
арендатором арендодателю, не может быть менее 0,5% стоимости земельной доли (пая),
которая передана в аренду. Указ предусматривал возможность получения арендной платы как деньгами, так и в натуральной или отработочной форме.
Указ Президента Украины от 3 декабря 1999 № 1529/99 «О
неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики»,
предсказал реформирования коллективных сельскохозяйственных предприятий путем обеспечения
всем членам КСП права свободного выхода из этих предприятий с земельными долями
(паями) и имущественными паями и создания на их основе частных (частно-арендных)
предприятий, фермерских хозяйств, хозяйственных обществ, сельскохозяйственных кооперативов,
других субъектов хозяйствования, основанных на частной собственности. Указ ввел обязательное заключение предприятиями, учреждениями, организациями, которые используют землю для сельскохозяйственных нужд, договоров аренды земельной доли (пая), имущественного пая с владельцами этих долей (паев) с выплатой арендной платы в натуральной или денежной форме. При этом размер арендной платы не должен быть меньше 1% определенной согласно законодательству стоимости земельной доли (пая).
Указ ввел регистрацию договоров аренды земельной доли (пая). Во исполнение Указа Кабинет Министров Украины принял постановление от 24 января 2000 № 119/2000 «Об утверждении Порядка регистрации договоров аренды земельной доли (пая)», предусматривающей упрощенный порядок регистрации таких договоров. Регистрация договоров аренды земельной доли (пая) производится исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского совета по месту расположения земельного участка, обремененного правом на земельную долю (пай).
Правовой режим земельной доли (пая) урегулирован также ЗК. В соответствии со ст. 25 настоящего Кодекса, при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, земельные участки передаются работникам этих предприятий, учреждений и организаций, а также пенсионерам из их числа с определением каждому из них земельной доли (пая). Указанным лицам гарантируется право получить на основании своего земельного пая земельный участок в натуре (на местности). Исчисление размера земельной доли (пая) осуществляется путем разделения сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, на число лиц, которые имеют право на приватизацию. Стоимость и размеры в условных кадастровых гектарах земельных долей указанных лиц одинаковые.
Согласно Переходным положениям ЗК, сельскохозяйственные предприятия,
которые до вступления в силу этим Кодексом заключили с собственниками земельных
долей (паев) договоры аренды, могут по желанию собственников этих долей (паев) заказать
землеустроительной организации выполнения работ, необходимых для выделения земельных
долей в натуре, выдачи их собственникам государственных актов на право собственности
на землю и оплатить выполнение таких работ. Сельскохозяйственное предприятие имеет преимущественное право на аренду земельных участков у таких граждан на срок, который был обусловлен в договоре аренды земельной доли (пая), или по согласованию сторон — на другой срок. Граждане — собственники земельных долей (паев), могут выделять земельные участки в натуре (на местности) единым массивом.