Органы, которые решают земельные споры, порядок их рассмотрения и решения
Органы, которые решают земельные споры,
порядок их рассмотрения и решения
Действующий
ЗК несколько изменил систему органов, которые могут рассматривать и решать земельные
споры. Согласно ст. 158 ЗК такие споры они решаются судами, органами местного самоуправления
и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Причем указанная
норма предусматривает определенное разграничение компетенции этих органов. Так,
исключительно судом решаются земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения
земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а
также споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей.
Органы местного самоуправления решают споры в пределах населенных пунктов относительно
границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и
соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ
районов в городах. Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают
споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, установления
ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.
Рассмотрение
и решение земельных споров органами местного самоуправления или органами исполнительной
власти по вопросам земельных ресурсов не лишает участников спора права на обращение
в суд. Согласно ч. 5 ст. 158 ЗК в случае несогласия собственников земли или землепользователей
с решением органов местного самоуправления или органов исполнительной власти по
вопросам земельных ресурсов спор разрешается судом. Принимая во внимание резкое
увеличение количества земельных споров, усложнение их рассмотрения и практической
актуализации содержания было бы целесообразным принятие специального законодательного
акта об их рассмотрении и решения. Детальное законодательное урегулирование условий
и порядка рассмотрения и разрешения земельных споров является насущной потребностью
практики современного реформирования земельных отношений.
Разрешение земельных споров судами сейчас
достаточно распространено. Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины
«О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении
гражданских дел» по общему правилу, разграничение между судами общей юрисдикции
подведомственности земельных и связанных с земельными отношениями имущественных
споров происходит в зависимости от субъектного состава их участников. Так, общим
судам подведомственны земельные споры в случае, если хотя бы одной из сторон, участвующих
в деле, является гражданин. Хозяйственными судами разрешаются земельные споры с
участием предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц, а также граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и
в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности.
Исходя
из соответствующих положений Конституции, ЗК, ГПК и ХПК, а также указанного постановления,
судам подведомственны дела по заявлениям, в частности: по поводу владения, пользования,
распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан или юридических
лиц, и признании недействительными государственных актов о право собственности и
право постоянного пользования земельными участками, о праве граждан на земельную
долю (пай) при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных
предприятий, учреждений и организаций, использование при этом земельных участков
из мелиоративными системами о распределении несельскохозяйственных угодий при ликвидации
сельскохозяйственных предприятий, учреждений , организаций, о признании недействительным
отказа в рассмотрении заявлений граждан о бесплатной передаче в собственность (приватизации)
земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности для
ведения фермерского и личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства
и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений, дачного дома и индивидуального
гаража, о признании недействительным отказа в предоставлении в постоянное пользование
земельных участков юридическим лицам, о признании незаконным отказа в продаже земельных
участков из земель государственной или коммунальной собственности гражданам и юридическим
лицам, имеющим право на получение этих участков в собственность, а также иностранным
государствам; об урегулировании споров, связанных с арендой земли, о установления
и прекращения действия земельных сервитутов; о принудительном прекращении права
на земельный участок из предусмотренных законом оснований, о недействительности
отказа в рассмотрении заявления о согласовании места расположения объекта, относительно
которого нарушается вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка; об урегулировании
споров по проведению разведывательных работ на землях, находящихся в собственности
или пользовании граждан или юридических лиц, о решении имущественных споров, связанных
с земельными отношениями, в том числе о возмещении собственникам и землепользователям
убытков, причиненных изъятием (выкупом) определенных угодий, ограничением их прав
или нарушением земельного законодательства, о возмещении расходов сельскохозяйственного
и лесохозяйственного производства, о признании недействительными договоров купли-продажи,
дарения, залога, обмена земельных участков, заключенных с нарушением установленного
законом порядка, о возвращении самовольно занятого земельного участка или об освобождении
земельного участка лицом, занимающим ее без должных на то оснований, о разрешении
споров относительно разграничения территорий сел, поселков, городов, районов и областей;
о решении земельного спора, согласно определенной ЗК компетенции рассматривался
органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных
ресурсов, по решению которого одна из сторон в земельном споре не соглашается.
В п.
4 указанного постановления Пленума Верховного Суда предусмотрено, что суды рассматривают
дела по спорам о границах земельных участков, находящихся в собственности или пользовании
граждан-заявителей, которые не соглашаются с решением органа местного самоуправления
или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Указанные споры
подлежат рассмотрению местными судами независимо от того, рассматривались они предварительно
органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных
ресурсов или нет. Решения этих органов относительно такого спора не может быть основанием
для отказа в принятии заявления или для закрытия производства в возбужденном деле.
Безусловно,
приведенный перечень земельных споров, рассматриваются и решаются в судебном порядке
не является исчерпывающим. Так, с принятием Закона «О разграничении земель
государственной и коммунальной собственности» появилась новая категория споров,
рассматриваемых органами судебной власти. Споры о разграничении земель государственной
и коммунальной собственности, как правило, возникают между органами государственной
власти и органами местного самоуправления разного уровня. Такие споры подлежат рассмотрению
и разрешению хозяйственными судами.
Особенности
решения земельных споров хозяйственными судами, возникающих между предприятиями,
учреждениями и организациями как юридическими лицами, предусмотренные ГПК. Однако
при их рассмотрении и решении должны применяться не только процессуальные нормы,
но и нормы материального права. Это, в частности, касается рассмотрения и разрешения
споров, возникающих в фермерском хозяйстве. Понятно, что земельные споры граждан
с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам предоставления
земельного участка для ведения фермерского хозяйства, а также споры по имущественным
вопросам, связанных с земельными отношениями, с участием граждан, являющихся членами
фермерского хозяйства, подведомственны судам общей юрисдикции. Однако, поскольку
фермерские хозяйства являются юридическими лицами, их земельные споры с другими
юридическими лицами, в том числе о предоставлении или продаже земельного участка
из земель государственной или коммунальной собственности для расширения хозяйства,
подведомственные хозяйственным судам.
Особенности
рассмотрения и разрешения земельных споров хозяйственными судами обращается внимание
в обзорном письме Высшего хозяйственного суда Украины от 30 ноября 2007 г. № 01-8/918
«О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с арендой земельных
участков». Также следует обратить внимание, что когда одним из участников земельного
спора является иностранный субъект права или предприятие, принадлежащие иностранным
инвесторам, международным организациям и объединениям, спор может рассматриваться
хозяйственным судом при наличии договора между сторонами о его рассмотрении в хозяйственном
суде. Это связано с особенностями юрисдикционного статуса иностранных предприятий
и допустимостью применения к ним процессуальных норм национального законодательства.
Согласно
п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами
земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» подведомственны
судам споры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в исковом производстве.
По заявлению стороны, которая не соглашается с решением органа местного самоуправления
или органа исполнительной власти по земельному спору, суд проверяет правильность
этого решения и решает спор по существу. При рассмотрении земельных споров о защите
прав собственников земельных участков, стороной в которых является гражданин, применяется
трехлетний срок исковой давности, если иное не предусмотрено законом. Если для определенных
правоотношений, связанных с осуществлением права собственности на землю или пользования
ею, законом установлены иные сроки обращения в суд за разрешением спора, применяются
установленные сроки.
Разрешение земельных споров органами местного
самоуправления осуществляется соответствующими советами в соответствии с полномочиями,
которые прямо предусмотрены в земельном законодательстве. Они закреплены для областных
советов — ст. 8, для Киевской и Севастопольской городских советов — ст. 9 и для
сельских, поселковых, городских советов — ст. 12 ЗК. При этом органы местного самоуправления
согласно ч. ст. 158 ЗК решают земельные споры, возникающие в отношении земель соответствующих
населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности
или в пользовании граждан, то есть пограничные споры, и споры относительно соблюдения
гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в
городах.
Отметим
что межевые споры и споры, возникающие в связи с отклонениями от правил добрососедства,
являются относительно новыми видами споров. Критерии определения границ земельных
участков и содержание требований относительно добрососедства предусмотренные гл.
17 ЗК. Так, споры соблюдения правил добрососедства, т. е. избрания собственниками
и землепользователями таких способов использования земельных участков в соответствии
с их целевым назначением, при которых собственникам и землепользователям соседних
земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные-запахи,
шумовое загрязнение и т. п. ), подлежат рассмотрения соответствующими органами местного
самоуправления. Что касается споров о размежевании границ районов в городах, то
их решения носит самоуправляемый характер.
Разрешение земельных споров органами исполнительной
власти по вопросам земельных ресурсовсохраняет
свои административные признаки и осуществляется государственными органами. Это определяется
самой категорией споров, к которым отнесены земельные споры относительно границ
земельных участков за пределами населенных пунктов, расположение: ограничений в
использовании земель и относительно земельных сервитутов, Возникновение таких споров
может иметь место, например, в случаях отклонения от требований содержания земельных
сервитутов, предусмотренных гл. 16 ЗК, реализации права пользования чужим земельным
участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки, закрепленных в гл. 16-1
ЗК, или несоблюдение ограничений, установленных нормами гл. 18 ЗК.
Согласно
ч. 4 ст. 158 ЗК органы исполнительной власти с земельным ресурсам решают земельные споры, относительно
границ земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, а также
расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов. При таком
охвата органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов указанного
вида земельных споров не остаются споры для решения областными и районными советами,
о которых говорится в ст. ст. 8, 10 ЗК. Можно предположить, что органы исполнительной
власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры относительно границ
земельных участков государственной собственности, находящиеся за пределами населенных
пунктов, а областные и районные советы вправе решать аналогичные пограничные споры
относительно земельных участков коммунальной собственности, но прямого указания
на это в смысле рассматриваемой земельно-правовой нормы нет.
Однако
из содержания приведенной земельно-правовой нормы следует несколько выводов. Известно,
что органом центральной исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области
земельных отношений в настоящее время является Госкомзем, а его местными органами
являются соответствующие управления в областях и отделы в районах. Однако в ст.
15 ЗК, посвященной полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам
земельных ресурсов, не предусмотрено функций указанного органа по решению им земельных
споров, а полномочия местных органов исполнительной власти в области земельных отношений
вообще не определены в ЗК. Не предусмотрены такие функции и для местных государственных
администраций, а, следовательно, нет и возможности делегировать такие полномочия
региональным и местным органам специального управления земельными ресурсами.
Можно
было бы удовлетвориться указанием приведенной земельно-правовой нормы на то, что
орган центральной исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов уполномочен
решать другие вопросы в области земельных отношений. Однако его компетенция по решению
земельных споров не урегулирована на законодательном уровне. ЗК все же требует решения
земельных споров в соответствии с законом.
Условия и порядок рассмотрения и разрешения
земельных споров включают наличие ряда предусмотренных законодательством правовых требований,
определяющих правомерность оснований земельного спора и правомочность участия в
его рассмотрении. К ним надо отнести владения субъективным правом на конкретный
земельный участок и реальное нарушение этого права, препятствование удовлетворению
необходимых потребностей и законных потребностей собственника земельного участка
или землепользователя, наличие предмета земельного спора и установления границ правовых
требований со стороны его сторон, обращение в компетентный орган за защитой нарушенного
субъективного права и т. п. . Это могут быть обнаружены как в процессе подготовки
дела к рассмотрению, так и при решении земельного спора по существу.
Наибольшую
сложность для органов, рассматривающих земельные споры, составляют вопросы отделения
настоящих (реальных) нарушений субъективных прав и законных интересов землевладельцев
и землепользователей от допущенных (мнимых) нарушений, вызванных юридической неосведомленностью.
Правовые последствия рассмотрения таких споров разные. В первом случае будет иметь
место восстановления нарушенных земельных прав, а во втором — сохранение существующего
правового состояния. Поэтому предварительная подготовка земельных споров к рассмотрению
с целью определения условий правомерности возбуждения спора и правомочия участия
в их рассмотрении, имеет важное значение для правильного и обоснованного их решения.
Необходимость
досудебной подготовки земельных споров к рассмотрению обращается внимание и в постановлении
Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами земельного законодательства
при рассмотрении гражданских дел». Так, согласно п. 25 указанного постановления,
в частности, по делам об установлении порядка пользования земельным участком совладельцев
жилого дома необходимо истребовать: документы о предоставлении его для строительства
и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек; план земельного участка, отведенного
в натуре (на местности ) план этого участка с указанием его частей, находящихся
в фактическом пользовании каждого из совладельцев, а также расположенных на нем
зданий, плодово-ягодных насаждений; правоустанавливающие документы на дом с указанием
размера долей каждого совладельца; договор или решение суда о разделе дома в натуре
или определения порядка пользования им; договор о порядке пользования земельным
участком.
При подготовке
к рассмотрению дел о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства
принадлежит истребовать: документы об образовании, специальность или профессию истца,
стаж его работы в сельском хозяйстве, место жительства; план расположения земельного
участка; обоснование ее размера и перспектив деятельности фермерского хозяйства;
документы конкурсной комиссии о рассмотрении заявления и прохождения конкурсного
отбора; проект отвода земельного участка, разработанный организацией, имеющей на
это соответствующее разрешение (лицензию).
В делах
о возмещении убытков или вреда необходимо истребовать: акт соответствующей комиссии,
созданной Киевской, Севастопольской городскими советами, районной государственной
администрацией или исполнительным комитетом городского (городов областного значения)
совета для определения размера убытков, причиненных собственникам земли и землепользователям,
утвержденный органом, который создал эту комиссию; проект мероприятий для приведения
в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, земельных участков,
предоставленных во временное пользование, и смету расходов на это, документы о стоимости
работ по приведению в прежнее состояние испорченных или поврежденных земель; справку
надлежащей службы районной государственной администрации о средней урожайности соответствующих
культур; справку о рыночной цене этих культур.
В случае,
когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные
знания, судья при подготовке дела к рассмотрению, а суд — во время ее рассмотрения
могут назначить проведение соответствующей экспертизы с соблюдением требований ст.
57 ГПК. Приведены требования предварительной подготовки земельных дел к рассмотрению
зависимости от их содержания, видов и состава участников, важны не только для органов
судебной власти, но и для органов местного самоуправления и органов исполнительной
власти по вопросам земельных ресурсов.
Требования
к условиям и порядку разрешения земельных споров при их судебном разбирательстве
предусмотренные соответствующими нормами ГПК и ХПК. их судебное разбирательство
осуществляется определенным определенным в законе составом суда и в предусмотренные
сроки, а завершается принятием соответствующего решения с определением порядка вступления
в силу, его обжалования и исполнения с соблюдением требований, предъявляемых для
судебных решений.
Несколько
иной порядок установлен ЗК для решения земельных споров органами местного самоуправления
и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Самоуправляющийся
и административный порядок рассмотрения земельных споров предусматривают обращение
в указанные органы, сроки рассмотрения споров ними, процедуру их рассмотрения и
некоторые другие требования. Так, согласно ст. 159 ЗК земельные споры рассматриваются
органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органами местного
самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня подачи
заявления. Они рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны
быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия
одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на
его рассмотрение вопросы, рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание
рассмотрения земельного спора может иметь место лишь по уважительным причинам.
Согласно
содержанию указанной земельно-правовой нормы отсутствие одной из сторон без уважительных
причин при повторном рассмотрении земельного спора не приостанавливает его рассмотрения
и принятия соответствующего решения. В решении органа местного самоуправления или
органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок
его исполнения. Принятое решение передается сторонам спора в 5-дневный срок с момента
его принятия.
Поскольку
рассмотрение земельных споров органами исполнительной власти по вопросам земельных
ресурсов относится к административного порядка их решения, то в процессе их рассмотрения,
решения и исполнения могут применяться соответствующие нормы КоАП.
При решении
земельных споров органами местного самоуправления последние должны руководствоваться
не только ЗК, но и положениями Закона «О местном самоуправлении в Украине».
Поскольку
местные советы не являются постоянно действующими органами, а работают в сессионном
режиме, предусмотренном ст. 46 Закона «О местном самоуправлении в Украине»
(сессии созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал), то
соблюдение установленного месячного срока для рассмотрения ими земельных споров
является проблематичным. На самом деле, трудно представить, что сессия совета будет
созвана для рассмотрения земельного спора только ради соблюдения установленного
ЗК срока для его рассмотрения. С целью соблюдения указанного срока разрешения споров,
местные советы делегируют свои полномочия по их рассмотрения органам государственной
исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления, с последующим
утверждением принятых ими решений на очередной сессии совета. В целом это не противоречит
ст. ст. 27, 33, 44 и другим нормам Закона «О местном самоуправлении в Украине».
Права
и обязанности сторон при рассмотрении земельных споров имеют важное значение для
их объективного и обоснованного решения. Так, согласно ст. 160 ЗК стороны, участвующие
в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать
из них выписки, участвовать в рассмотрении земельного спора, представлять документы
и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения,
возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения
по земельному спору, и в случае несогласия с этим решением, обжаловать его. При
судебном рассмотрении земельного спора, стороны наделены всеми процессуальными правами,
предусмотренными для участников судебного процесса.
Выполнение
решений органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органов местного
самоуправления по земельным спорам является конечной целью их рассмотрения и решения.
Поэтому указанные органы должны принять реалистичных мер по исполнению решения уже
на стадии его принятия. Согласно ст. 161 ЗК решения соответствующих органов исполнительной
власти по вопросам земельных ресурсов или органов местного самоуправления вступает
в силу с момента его принятия. Однако обжалования указанных решений в суде приостанавливает
их исполнение.