Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений
Содержание страницы:
5. Нормативные акты местных
органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
Действующее
законодательство предоставляет широкие правомочия местным органам исполнительной
власти и органам местного самоуправления в
регулировании земельных отношений. Их общие полномочия в области использования
и охраны земельных ресурсов предусмотрены в Конституции, ЗК, законах Украины от
21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украине», от 9 апреля 1999
г. «О местных государственных администрациях» и другие. Акты органов
местного самоуправления являются источниками земельного права в тех случаях,
когда они имеют нормативный характер, т. е. выданные в пределах компетенции и
устанавливают общие правила поведения, обязательные для исполнения на
соответствующей территории.
К
нормативным актам органов местного самоуправления относятся решения и распоряжения.
Действие этих нормативных актов, принятых органами местного самоуправления в
пределах своей компетенции, ограничивается территорией, на которую распространяются
их властные функции. К таким актам относятся, например, решения Одесского городского
совета от 9 декабря 1999 г. «Об усовершенствовании регулирования земельных
отношений».
Действие
нормативных актов региональных органов исполнительной власти и регионального
управления, регулирующих вопросы использования и охраны земельных ресурсов,
также распространяется на территорию соответствующих регионов. Например, Одесским
областным управлением охраны окружающей природной среды и Южным научным центром
НАН Украины при участии известных ученых разработана региональная программа
охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической
безопасности. Сейчас в Одесской области действует ряд распоряжений Одесской областной
государственной администрации, направленных на урегулирование вопросов использования
и охраны земель. Среди них можно выделить распоряжение от 10 июня 1996 г. «О
соблюдении требований Водного кодекса при решении вопросов
землепользования», от 12 марта 1996 г. «О согласовании технической,
проектной документации при застройке территорий, прилегающих участков земли,
строительстве, реконструкции и ремонте об объектов промышленного, гражданского
назначения, осуществляемой вблизи проезжей части улиц и дорог «и другие.
6. Международные конвенции,
многосторонние межгосударственные соглашения и двусторонние договоры
Украина
исходит из признания приоритета международного права над нормами национального
законодательства в области охраны и использования земель. Согласно ст. 71
Закона «Об охране окружающей природной среды» если международным
договором, заключенным нашим государством, установлены иные правила, чем те,
которые содержатся в национальном законодательстве об охране окружающей
природной среды, то применяются правила международного договора.
В ст.
9 Конституции закреплено положение, согласно которому международные договоры,
согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью
национального законодательства Украины. Согласно ст. 19 Закона Украины от 29
июня 2003 г. «О международных договорах Украины» такие договоры,
заключенные и ратифицированные нашей страной, составляют неотъемлемую часть
национального законодательства и применяются в порядке, установленном для его
норм. Однако в научной литературе обсуждаются вопросы о том, имеет прямое
действие должным образом подписан международный акт на территории Украины или
требуется принятие аналогичного акта внутригосударственной правотворчества
«. Эта проблема актуальна в связи с отсутствием государственно-правовых
механизмов и опыта прямой реализации международных норм, что порождает
необходимость принятия национальных законов, которые дублируют международные
акты.
7. Понятие и виды земельных
правоотношений
Любые
правоотношения являются волевыми общественными отношениями между людьми,
содержанием которых являются взаимные права и обязанности, урегулированные
нормами права. Земельные правоотношения составляют общественные отношения, возникающие
в сфере взаимодействия общества с окружающей средой и урегулированные нормами
земельного права.
Земельные
правоотношения являются основой и предметом земельного права как ведущей
отрасли системы права, науки и учебной дисциплины. Именно через земельные правоотношения
выявляется степень реальности и эффективности земельно-правовых норм, поскольку
любые правоотношения составляют механизм действия правовых норм, в котором
поведение субъектов права направляется в нужное для государства русло
(например, собственник земельного участка использует ее по своему усмотрению, и
вмешательство в его деятельность запрещено). Однако свободу хозяйственной
эксплуатации земли закон направляет в русло соблюдения целевого назначения
этого угодья, эффективности использования, повышения плодородия т. д., и если
владелец не желает применять такой режим использования, то его право
собственности на земельный участок может быть прекращено.
Согласно
ст. 2 ЗК земельными отношениями являются общественные отношения, по владению,
пользованию и распоряжению землей. Следует согласиться с позицией В. И. Андрейцева,
который отмечает, что законодательное регулирование земельных отношений является
неудачным, некорректным и неполным, а также таким, что сужает их границы, содержание,
лишает возможности их адекватного и реального воплощения, поскольку оно может
быть применено только в отношении одной группы отношений — отношений права
собственности на землю. Также он отмечает, что бессодержательное определение земельных
правоотношений теряет свое методологическое значение и практическое применение.
Фактически,
в законодательном определении земельных отношений не учтены следующие виды
общественных земельных отношений: отношения по охране и воспроизводству земель,
осуществление управления в сфере земельных отношений, применения юридической ответственности
за земельные правонарушения и т. д.
Земельные
правоотношения можно классифицировать по институтами земельного права и в
зависимости от их материального или процессуального характера. В науке земельного
права классификация земельных правоотношений осуществляется также по основаниям
возникновения прав на земли и земельные участки, по субъектному и объектным
составом т. д.
К
первой группе относятся правоотношения:
- в сфере собственности на землю;
- относительно
прав на землю, производных от права собственности; - по осуществлению права
общего пользования землей; - по управлению использования и охраны земель, а также
охранные земельные правоотношения.
Земельные
правоотношения в сфере собственности на землю являются основополагающими, ведь
во многих случаях они определяют содержание других видов правоотношений. Установление
той или иной формы собственности на землю осуществляется при приватизации
государственных или коммунальных земель, заключении любых договоров по земле,
при конфискации земель.
Правоотношения
относительно прав на землю, производных от права собственности возникают тогда,
когда владелец заинтересован в передаче прав на земельный участок другим лицам.
В этом случае между собственником и другим заинтересованным лицом возникают
правоотношения землепользования, в рамках которых у сторон возникают взаимные
права и обязанности. Эта группа земельных правоотношений делится на 2
подгруппы: правоотношения, имеющие характер вещных прав (право постоянного
пользования земельным участком и земельный сервитут) и правоотношения, имеющие
обязательственный характер (аренда, залог, ипотека).
Кроме
того, эти правоотношения можно классифицировать в зависимости от категории
земель на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного,
природно-заповедного и другого природоохранного назначения, оздоровительного,
рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, а также
земли жилой и общественной застройки, водного фонда, промышленности,
транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Правоотношения
по осуществлению права общего пользования землей регулирующих пользование
площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, пляжами, парками,
скверами, бульварами, кладбищами и т. д. Пользование такими земельными участками
осуществляется неограниченным кругом лиц и не требует наличия у них специальной
правосубъектности.
Правоотношения
по управлению использованием и охраной земель имеют место в случаях, когда
государственные и местные органы власти выполняют соответствующие функции,
например, предоставляют земли в собственность или в пользование с выдачей и
регистрацией необходимых документов ведут государственный земельный кадастр, осуществляют
территориальное планирование использования и охраны земель; изъятие земель;
землеустройство, мониторинг, государственный контроль за использованием и охраной
земель.
Охранные
земельные правоотношения возникают в процессе осуществления прав и обязанностей
владельцев и пользователей по охране земель, включая меры по мелиорации,
рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на
малопродуктивных, загрязненных и деградированных землях. Эти отношения
направлены на сохранение полезного потенциала земли как неотъемлемой части
окружающей среды, средства производства и пространственного базиса.
В
охранных земельных отношений относятся также отношения, возникающие при
нарушении норм земельного права, субъективных прав землевладельцев и
землепользователей и невыполнение обязанностей этими субъектами. Такие
правоотношения реализуются на основе норм, которыми устанавливается уголовная,
административная, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная
ответственность. Характер земельных правоотношений зависит также от того, к
какой категории земель относится земельный участок, т. е. от правового режима
соответствующей категории земель.
Наконец,
земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные.
Материальные— предусмотренные нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов
земельных отношений (например, право на получение земельного участка, обязанность
повышать плодородие почв, не нарушать прав собственников смежных земельных
участков).
Процессуальные регламентируются нормами, устанавливающими порядок возникновения,
изменения и прекращения земельных правоотношений (например, порядок
осуществления землеустройства, обжалования решений государственных органов и
органов местного самоуправления, процедура рассмотрения земельных споров).
На
практике земельные правоотношения проявляются как сложное соотношение различных
видов общественных отношений, урегулированных нормами права. Так, ведения
личного крестьянского хозяйства на земельном участке реализуется через
правоотношения собственности, когда с этой целью приобретается земельный
участок, через правоотношения государственного управления, когда
государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят
учетные действия; правоотношения по охране земель, когда землевладелец или
землепользователь проводит рекультивационные мероприятия и т. д.
8. Субъекты, объекты и содержание
земельных правоотношений
Субъектами
земельных правоотношений являются лица, наделенные действующим
законодательством правами и обязанностями, достаточными для участия в тех или
иных правоотношениях. Согласно Конституции и ЗК субъектами земельных
правоотношений могут быть: физические лица (граждане, иностранные граждане и
лица без гражданства), юридические лица (учрежденные гражданами Украины или
юридическими лицами Украины и иностранные), территориальные общины (реализуют
свои правомочия непосредственно или через органы местного самоуправления),
государства (Украина и иностранные государства реализуют свои земельные
правомочия через соответствующие органы государственной власти).
Правовой
статус субъектов земельных правоотношений состоит из определенных правомочий,
на которые влияют вид субъекта, его поведение, особенности объекта и обстановка,
в которой действует этот субъект. Так, согласно ст. 130 ЗК покупателями
земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного
сельскохозяйственного производства могут быть: граждане Украины, имеющие
сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве либо
занимающиеся ведением товарного сельскохозяйственного производства; юридические
лица Украины, учредительными документами которых предусмотрено ведение
сельскохозяйственного производства. Из приведенного примера следует, что
субъектами отношений собственности на земли сельскохозяйственного назначения
могут быть только граждане Украины и юридические лица Украины.
Однако
приобрести такие земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного
производства могут только граждане Украины, имеющие соответствующее образование
или опыт, а также юридические лица, в учредительных документах которых закреплены
соответствующие цели. Таким образом, на правовой статус покупателей земельных
участков сельскохозяйственного назначения влияют законодательные требования, обусловленные
особенностями объекта правоотношений (земельного участка сельскохозяйственного
назначения) и сферы, в которой действуют эти субъекты (сфера товарного сельскохозяйственного
производства).
По
содержанию прав и обязанностей все субъекты земельных правоотношений делятся на
4 категории:
—
Органы государственной власти и местного самоуправления, регулирующих отношения
по использованию и охране земель;
—
Собственники земли и землепользователи — носители прав и обязанностей по рациональному
использованию и охране земель;
—
Общественные экологические объединения, наделенные правом общественного
контроля за использованием и охраной земель;
—
Правоохранительные органы, осуществляющие надзор за законностью в сфере земельных
правоотношений, а также судебные органы.
Объектами
земельных правоотношений являются земли в пределах территории Украины, индивидуально-определенные
земельные участки, земельные доли (паи) и права на них. Земельный участок — это
часть земли, отделена и определена на местности с помощью границ, с
определенными относительно него правами. Земельные доли (паи) на местности не
выделяются. Они являются идеальными долями земельного участка, находящихся в
общей совместной (долевой) собственности. Земельные доли является
самостоятельным объектом земельных прав, а право на земельную долю (пай) — это
право ее владельца требовать выделения в натуре (на местности) конкретного
земельного участка.
Подсодержанием земельных правоотношений понимают права и обязанности их участников
по использованию и охране земель. Законодательством используются особые способы
определения содержания земельных правоотношений: публично-правовой и частноправовой.
К публично-правового способа относятся: определение основного целевого
назначения земель путем деления земель на категории, зонирование и установление
ограничений прав собственников. Частноправовых способом определения содержания
прав и обязанностей собственников земли и землепользователей является сервитут
и правила добрососедства «. В частности, устанавливая правила
добрососедства, собственники земель и землепользователи самостоятельно
регулируют некоторые земельные отношения, которые возникают между ними.
На
содержание земельных правоотношений влияют следующие обстоятельства: основное
целевое назначение земельного участка и его правовой статус. Все земли имеют различное
качество, различаются природными характеристиками и показателями, имеют разное
экономическое и социальное значение. Учитывая эти обстоятельства, для организации
рационального использования и охраны земель все земли делятся на разные
категории в зависимости от основного целевого назначения соответствующих земель.
Отнесения земельного участка к той или иной категории определяет содержание и
объем прав и обязанностей соответствующего субъекта, использующего землю на
законных основаниях. Так, если на землях сельскохозяйственного назначения
основной обязанностью субъектов является повышение плодородия почв, то на
землях промышленности — максимальная экономия земель, отводимых под объекты
строительства.
Правовой
режим использования земельного участка зависит от расположения на ней отдельных
объектов. По этому признаку земельные участки независимо от категории земель, к
которым они относятся, делятся на: земельные угодья и участки, на которых нет никаких
других природных и имущественных объектов; земельные угодья и участки, на которых
расположены природные объекты; земельные угодья и участки, на которых расположены
неподвижные имущественные объекты; земельные угодья и участки, на которых расположены
объекты недвижимости и природные объекты. Правовой режим использования земельного
участка зависит также от правового статуса субъектов земельных правоотношений. Так,
иностранные граждане и юридические лица не могут быть собственниками земельных
участков сельскохозяйственного назначения.
9. Основания возникновения,
изменения и прекращения земельных правоотношений
Основаниями
возникновения, изменения и прекращения земельных отношений являются юридические
факты — юридически значимые обстоятельства, которые делятся соответственно на
правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. К таким
обстоятельствам можно отнести: договоры и другие сделки, предусмотренные
законом, а также не предусмотренные законом но такие, которые не противоречат
ему, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые
предусмотрены законом в качестве основания возникновения земельных прав и
обязанностей; судебные решения , которые устанавливают земельные права и
обязанности; приобретение земельных прав и обязанностей по основаниям, которые
разрешены законом; причинения вреда, другие действия физических и юридических
лиц, события, с которыми закон или иной правовой акт связывает возникновение,
изменение и прекращения земельных отношений.
По
характеру возникновения юридические факты делятся на действия и события. Действия
представляют такие юридические факты, в которых проявляется поведение людей или
их коллективов. Действия (бездействие) могут быть правомерными, т. е. такими
соответствующие требованиям законодательства, и неправомерными, т. е. такими,
которые противоречат закону. Основные виды правомерных действий —
землепользование и охрана земель. События — это такие юридические факты,
наступление которых происходит независимо от воли участников правоотношений
(например, засуха, наводнение, землетрясение, стихийное бедствие).
Особенностью
земельных правоотношений является то, что для возникновения многих из них
необходима совокупность юридических фактов — юридический состав. Например, для
того чтобы получить право собственности или пользования земельным участком на основании
приобретательной давности согласно ст. 119 ЗК, необходимо наличие следующих
юридических фактов: добросовестное, открытое и непрерывное пользование гражданином
земельным участком в течение 15 лет (с момента вступления ЗК) обращения в орган
государственной власти или местного самоуправления с ходатайством о передаче
соответствующего земельного участка в собственность или предоставление в
пользование , принятие органом государственной власти или местного
самоуправления соответствующего решения; осуществления необходимых
землеустроительных действий и оформление правоустанавливающих документов на
земельный участок государственная регистрация права собственности или права
пользования земельным участком и т. п. .
Изменения
земельных отношений в процессе использования земельных угодий всегда связаны с
дальнейшей эволюцией тех или иных действий и событий, а также изменениями,
которые происходят в действующем законодательстве. Так, арендодатель в условиях
увеличения размера земельного налога имеет право требовать увеличения арендной
платы, если иное не предусмотрено условиями договора аренды.
Динамика
в земельных правоотношениях особенно характерна для сельскохозяйственного
производства, где качественные характеристики объекта таких отношений не являются
постоянными. Однако важным в таких земельных правоотношениях является то, что
они должны основываться только на законных основаниях.
Земельное
законодательство отдельно закрепляет перечень правопрекращающие юридических
обстоятельств. Согласно ст. ст. 140, 141 ЗК к ним относятся: добровольный отказ
собственника или пользователя от права на земельный участок, смерть
собственника земельного участка при отсутствии наследника или прекращения
деятельности юридических лиц при отсутствии правопреемника; отчуждение
земельного участка по решению собственника; обращение взыскания на земельный
участок по требованию кредитора ; отчуждение земельного участка по мотивам
общественной необходимости и для общественных нужд; изъятие земельного участка
в случаях, предусмотренных земельным законодательством; конфискация по решению
суда; неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без
гражданства в установленный срок в случаях, определенных земельным
законодательством, использование земельного участка не по целевому назначению;
систематическая неуплата земельного налога или арендной платы.
Охранные
земельные правоотношения прекращаются после совершения участником (участниками)
этих отношений действий, которые устраняют правонарушения. Если нарушителя
земельного законодательства привлечены к юридической ответственности, то акт
применения взыскания (наказания) означает прекращение охранных земельных
правоотношений.
Действия,
как основания прекращения земельных правоотношений, традиционно разделяют на 2
группы: те, которые происходят по воле землевладельца или землепользователя
(отчуждение земельного участка по решению собственника, отказ от использования
земельного участка и т. п.), те, которые происходят по воле органов
государства, уполномоченных на охрану земельных ресурсов, в том числе
правоохранительных органов общей компетенции (изъятия земельного участка,
лишения права пользования в связи с нарушением закона и т. д.).