Правовой режим территориальных вод
Содержание страницы:
Конвенция ООН по морскому праву 1982
г., ее особая роль в прогрессивном развитии международного морского права
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
Настоящая Конвенция,
ставшая результатом большой и кропотливой работы многих субъектов международного
права, является одним из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю
международных отношений. Конвенция 1982
состоит из 17 частей, включающих 320 статей и 9 приложений. 16 ноября 1994, по истечении 12 месяцев с даты
сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии
со ст. 308 вступило в силу. Украина в Конвенции 1982 г. участвует с 1999
г.
Конвенция 1982 подтверждает
и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит
новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении
Мирового океана. Конвенция впервые в договорном
порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря — 12 морских
миль. Она подтвердила и детализировала
право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт — архипелажные
воды, который применяется к государствам-архипелагов. В Конвенции зафиксировано правила транзитного
прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства
и полетов через них.Совершенно новым является институт исключительной экономической
зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права
в отношении разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, находящихся на
дне, в его недрах, в покрывающих водах, и управлении ими, а также в отношении других
видов экономической деятельности. Конвенция
подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения
в этот институт, в частности, четко определила внешнюю границу континентального
шельфа.
Впервые в договорной
практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами
континентального шельфа («Района»).Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию
его ресурсов.
Конвенция существенно
расширила перечень свобод открытого моря, включив в него, наряду с традиционными
свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов,
и свободу возводить искусственные острова, установки и сооружения, допускаемые согласно
международному праву, осуществлять морские научные исследования. В Конвенции блок норм, регламентирующих порядок
проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение
защиты и сохранения морской среды.
Конвенция содержит
детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и
применением ее норм.
Важным положением
Конвенции 1982 г. в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование
открытого моря для мирных целей.
В связи с тем, что
Конвенция кодифицировала ряд обычных норм, эти нормы продолжают действовать для
государств, не участвующих в ней.
В целом, можно констатировать,
что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации
и прогрессивному развитию международного права, имеющий целью стабильное развитие
международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в
Мировом океане.
Внутренние морские воды. Понятие,
состав и правовой режим
Внутренние морские воды
Внутренние морские
воды — это прибрежные морские воды государства, на которые распространяются ее суверенитет
и юрисдикция в полном объеме. К ним относятся
воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды,
расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина
территориального моря.
Внешней границей
внутренних морских вод портов е прямая линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону
моря точки портовых сооружений. Затока
— это хорошо очерченный углубление берега, удается в сушу и включает замкнутые сушей
воды, при этом такое углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. При ширине входа в залив при наибольшего отлива
менее 24 миль вся залив относится к внутренним водам прибрежного государства. Это правило не применяется в отношении заливов,
которые имеют ширину входа более 24 миль, но считаются историческими водами. К таким заливов, в частности, относятся Бристольского
залив (Великобритания), Гудзонов залив (Канада), залив Делавэр (США), залив Петра
Великого (Россия). По законодательству
России (Закон РФ «О государственной границе» 1993 г.) историческими водами
могут считаться и моря (п. 4 «г» ст. 5) 1.Однако это положение не получило
международного визнання2.
Канадский профессор
Д. Фаран отмечает, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим
являются: «(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом,
включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости, (2) длительное
пользование им или окончания длительного времени, хотя продолжительность конкретного
периода зависит от обстоятельств, (3) молчаливое согласие других государств, особенно
тех, чьи интересы могут быть затронуты этим статусом «.
Главной отличительной
чертой правового статуса исторических вод, как и внутренних морских вод в целом,
является то, что в их пределах иностранные суда не пользуются правом мирного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами
определяет их правовой режим, в частности, устанавливает порядок захода иностранных
судов во внутренние морские воды.
Иностранные суда
должны во внутренних морских водах придерживаться законов и других правил, установленных
прибрежным государством иммиграционного, таможенного, санитарного контроля, безопасности
плавания, охраны окружающей среды. На иностранные
торговые судна4, находящихся во внутренних морских водах прибрежного государства,
распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция прибрежного
государства.
Уголовная юрисдикция. Поскольку внутренние морские воды — это часть
государственной территории, то преступления, совершенные на борту иностранных торговых
судов, находящихся в пределах этих вод, по общему правилу подлежат юрисдикции прибрежного
государства. Однако на практике чаще всего
в силу двусторонних договоров, судебная власть прибрежного государства не осуществляет
уголовной юрисдикции в отношении преступлений такого рода, если они не нарушают
мир и добрый порядок, если вмешательство не является международным обязательством
прибрежного государства или если о другом не просят дипломатические или консульские
должностные лица государства флага судна.
Иностранные торговые
суда не должны предоставляться как убежище для лиц, преследуемых властями прибрежного
государства за совершенное преступление.
Гражданская юрисдикция. Судебной властью прибрежного государства могут
рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества,
находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту.Реализация гражданской
юрисдикции в отношении иностранного торгового судна может включать задержание или
арест такого судна с целью обеспечения исковых требований или исполнения судебных
или арбитражных решений. Решение о задержании
или аресте должно выноситься компетентным судебным органом прибрежного государства. В середине 90-х годов XX в. несколько украинских торговых судов, которые
в основном принадлежали Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных
портах с целью обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходства.
В связи с этим следует
отметить, что в 1999 г. была принята Международная конвенция «Об аресте судов»,
согласно которой судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по
постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест. Судно может быть арестовано для получения обеспечения
независимо от того, что в соответствии с юрисдикционного (или арбитражного) оговорки,
предусмотренной соответствующим договором или иным способом, морское требование,
по которому налагается арест, должно рассматриваться в суде государства, иного,
чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже, или в соответствии
с законом другого государства.
Как правило, прибрежные
государства не вмешиваются в гражданско-правовые споры между членами экипажа иностранного
торгового судна.
О трудовых правоотношений
между членами экипажа иностранного торгового судна, то, в принципе, они подпадают
под юрисдикцию прибрежного государства. Однако
на практике прибрежные государства обычно не вмешиваются в такие споры, кроме случаев,
когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна,
если иное не установлено соответствующим договором.
Административная
юрисдикция. В основном нормы административного
права устанавливают режим пребывания иностранных судов во внутренних морских водах
прибрежного государства.
Согласно этим нормам
иностранные суда, как государственные, так и частные, обязаны подчиняться административной
юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения таможенных
и санитарных правил, а также мер контроля безопасности судов, охраны человеческой
жизни, допуска иностранцев. Следует отметить,
что иностранные военные корабли освобождаются от таможенного досмотра.
Прибрежные государства
всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей
во внутренние морские воды и порты. В законодательстве
большинства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных
кораблей во внутренние воды и порты. Согласно
этого порядка заинтересованное государство по дипломатическим каналам не позднее
определенного срока должна направить запрос государству, в чьи порты предполагается
заход ее кораблей, и получить на это соответствующее разрешение.
Сейчас в связи с
интенсивным развитием международного судоходства наметилась тенденция к ограничению
юрисдикции прибрежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в
ее внутренних водах. Было выдвинуто предложение
о необходимости заключения конвенции о внутренние морские воды, которая содержала
бы базисные правовые положения, общие для всех государств, выработанные международной
практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.
Правовой режим территориальных вод.
Мирный проход через территориальные воды. Права и обязанности прибрежного
государства
Под территориальным
морем (территориальными водами) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной
территории прибрежного государства либо к внешнему пределу его внутренних морских
вод.
На территориальное
море и на его дно и недра распространяется суверенитет прибрежного государства,
осуществляемый с соблюдением норм международного права. Такой суверенитет распространяется
также на воздушное пространство над территориальным морем. В случае государства-архипелага
территориальное море примыкает к архипелажным водам такого государства.
В соответствии с
Конвенцией 1982 г. ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль.
В соответствии с
Конвенцией 1982 г. государство вправе применять для отсчета ширины территориального
моря линии наибольшего отлива (это — нормальные исходные линии), а также прямые
исходные линии.
Метод прямых исходных
линий применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста,
а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов
(расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря).
Прямая исходная линия для отсчета ширины территориального моря соединяет соответствующие
точки на побережье, обозначенные прибрежным государством.
Государство может
использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба названных метода.
В соответствии с
международным правом суда любого государства, как прибрежного, так и не имеющего
выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море любого
другого государства.
Под проходом понимается
плавание через территориальное море с целью пересечь его, не заходя во внутренние
воды, или пройти во внутренние воды, включая порты, либо выйти из внутренних вод.
Проход должен быть
непрерывным и быстрым. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре, если
они связаны с обычным плаванием, либо вызваны непреодолимой силой или бедствием,
либо необходимы для оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, которые
находятся в опасности или терпят бедствие.
Проход является мирным
только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного
государства. К действиям, совершаемым судами при проходе через территориальное море,
которые считаются нарушающими мир, добрый порядок или безопасность государства,
относятся: угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности
или политической независимости прибрежного государства; любые маневры или учения
с оружием любого вида; сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного
государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна любого летательного
аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка любого товара или валюты,
посадка или высадка любого лица в нарушение законов и правил прибрежного государства;
любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения; любая рыболовная деятельность;
проведение исследовательской ил и гидрографической деятельности; любой акт, направленный
на создание помех функционированию систем связи или любых других сооружений или
установок прибрежного государства; любая другая деятельность, которая не имеет прямого
отношения к проходу судна через территориальное море.
Суда обязаны соблюдать
законы и правила прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного
прохода.
Государство вправе
принимать меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно также имеет
право в определенных районах территориального моря приостанавливать, после заблаговременного
опубликования должной информации, осуществление права мирного прохода для обеспечения
своей безопасности. Такое приостановление должно быть временным и не носить дискриминационный
характер, т.е. должно действовать в отношении всех иностранных судов.
Прибрежное государство
может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае
необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных
судов при осуществлении права мирного прохода следовать по таким морским коридорам
или схемам разделения движения судов.
При этом прибрежное государство принимает во внимание рекомендации
компетентной международной организации (Международной морской организации), особые
характеристики судов, интенсивность движения судов.
Право мирного прохода
признается за всеми иностранными судами, в том числе и военными кораблями. Подводные
лодки, другие подводные средства должны следовать при осуществлении права мирного
прохода в надводном положении и нести флаг.
Прибрежное государство
не должно предъявлять к иностранным судам требований, которые могли бы на практике
лишить такие суда права мирного прохода. Оно обязано надлежащим образом объявлять
о любой известной ему опасности для судоходства в его территориальном море. Его
право на осуществление уголовной и гражданской юрисдикции в отношении иностранных
судов, пользующихся мирным проходом, ограничено нормами международного права. Прибрежное
государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных
судов, проходящих через территориальное море, для ареста какого-либо лица или для
производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во
время мирного прохода. Тем не менее прибрежное государство может осуществлять уголовную
юрисдикцию в следующих случаях: 1) если последствия преступления распространяются
на это государство; 2) если преступлением нарушается спокойствие в стране или добрый
порядок; 3) если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное
лицо государства флага обратятся к местным властям с просьбой об оказании помощи;
4) если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами
или психотропными веществами. В том случае, если иностранное судно проходит через
территориальное море после выхода из внутренних вод, прибрежное государство может
применять любые меры для ареста или проведения расследования на его борту. Осуществляя
уголовную юрисдикцию, прибрежное государство по просьбе капитана до принятия каких-либо
мер уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства
флага. В случае крайней необходимости такое уведомление может быть сделано во время
принятия этих мер.
Решение вопроса о
гражданской юрисдикции прибрежного государства зависит от того, проходит ли иностранное
судно через территориальное море «транзитом» или же оно осуществляет мирный проход
после выхода из внутренних вод. В первом случае прибрежное государство не вправе
останавливать иностранное судно или изменять курс в целях осуществления гражданской
юрисдикции. Указанные меры могут применяться лишь в отношении такого иностранного
судна, которое навлекло на себя гражданско-право вые обязательства либо ответственность
во время прохода или для прохода через воды прибрежного государства. Во втором случае
прибрежное государство в соответствии со своими законами может применять меры взыскания
или арест по гражданскому делу.
На военные корабли
и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, распространяется, как
и во внутренних водах, иммунитет. Если военный корабль не соблюдает законы и правила
прибрежного государства, касающиеся мирного прохода, то прибрежное государство может
потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага
несет международную ответственность в случае причинения военным кораблем (или государственным
судном, используемым в некоммерческих целях) ущерба или убытков в результате несоблюдения
законов и правил прибрежного государства о мирном проходе.
Прилегающая зона. Правовой режим
Под прилежащей зоной
понимается морской район, прилегающий к территориальному морю, в пределах которого
прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных международным
правом целях (ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.;
ст. 33 Конвенции 1982 г).
В соответствии с
Конвенцией 1982 г. прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских
миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прилежащая зона может устанавливаться для осуществления контроля
в отношении иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях предотвращения
нарушений таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного
государства в пределах его территории, включая территориальное море, а также в целях
наказания за такие нарушения. Прибрежное государство в целях борьбы с торговлей
археологическими и историческими объектами, обнаруженными в его прилежащей зоне,
вправе установить, что они могут быть извлечены с морского дна только с его одобрения.
Установление прилежащей
зоны — не обязанность, а право прибрежного государства. Его законодательством определяются
и виды контроля, которые оно будет осуществлять в своей прилежащей зоне.
Международной практике
известны, помимо четырех, конвенционно обозначенных, и иные случаи претензий на
контроль в морских зонах, прилежащих к территориальному морю, соответственно и другие
их названия: зона радионадзора; зона безопасности и т.д. Такие случаи не соответствуют
международному праву, если они создают препятствия для реализации свобод открытого
моря.