Кодекс законов о труде Украины: общая характеристика
Содержание страницы:
Кодекс законов о
труде Украины: общая характеристика. Проект нового Трудового Кодекса Украины
Основным
актом, регламентирующим трудовые отношения, является Кодекс законов о труде,
принятый еще 10 декабря 1971 (вступил в силу 1 июня 1972) и ориентирован на
жесткое государственное регулирование. Действующий КЗоТ Украины, несмотря на
внесенные в него многочисленные изменения и дополнения, все меньше
соответствует социально — экономической ситуации в стране. Возник и постоянно
растет чрезвычайно опасный разрыв между правовым регулированием различных сфер
социально — экономической деятельности. Действие норм, ориентированных на
высокий уровень формальной правовой защищенности работника, вызывает
неблагоприятные экономические и (на первый взгляд парадоксально) социальные
последствия.
На
повестке дня стоят разработки и принятия Трудового кодекса Украины, который
должен стать доминирующим законодательным актом, регулирующим трудовые и другие
связанные с ними отношения всех лиц, работающих по трудовому договору. Его
главной задачей является достижение оптимального сочетания интересов работников
и работодателей при обеспечении надлежащей защиты прав и интересов работников и
сохранения эффективного общественного производства. Трудовой кодекс имеет не
столько провозглашать и фиксировать уровне и нормативы охраны труда, льготы и
компенсации, сколько стимулировать развитие экономики, создаст условия для
реального обеспечения указанных норм.
КЗоТ
Украины по юридической силе отличается не только от подзаконных актов, но и от
законов. В статье 4 КЗоТ указано на то, что акты законодательства Украины могут
приниматься в соответствии с КЗоТ Украины.
По
субъекту правотворчества законы подразделяются в зависимости от того, принимаются
они представительным органом власти или референдумом. В первом случае воля
народа выражена представительным органом власти, во втором — им самим
непосредственно. По отраслям права выделяются акты конституционного
законодательства, трудовые, административные, гражданские, уголовные и др.. По
времени принятия законы делятся на выданные до вступления в силу Конституции
Украины 1996 г. и после этого, а также принятые парламентом в течение
соответствующего срока его полномочий. По сроку действия законы
классифицируются на постоянные (их большинство) и ограничены во времени. К
последним относятся, например, законы о бюджете на конкретный год и др..
Способы
нормативно — правового регулирования общественных отношений является основанием
деления законов на те, что включают в основном нормы материального или
процессуального права. Например, в Законе Украины » Об оплате труда »
преобладают нормы материального права, в Законе Украины » О порядке
разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» — процессуальные.
Различают систематизированные законы и законы по отдельным вопросам. К
систематизированных следует отнести Закон Украины » Об объединении
граждан», а ко второй группе относительно указанного — принятые позже
законы » О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности
«, » О благотворительности и благотворительных организациях » и
т.п.. По кругу лиц, подпадающих под действие правовых предписаний, различают
общие законы, касающиеся всех граждан (законы Украины » Об отпусках «,
» Об оплате труда » и др.)., И специальные законы, к которым
относятся законы » Об определении размера убытков, нанесенных предприятию,
учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или
потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей «,
» О статусе горных населенных пунктов в Украине » и др.
Законы и
подзаконные н п акты, как источник ТП
Существенное
значение в регулировании отношений в сфере трудового права имеют подзаконные
нормативно — правовые акты. Подзаконные акты — это собирательное понятие,
охватывающее самые правовые предписания (от актов Президента Украины к актам
локального (местного) значения). Сосредоточим внимание на актах Президента,
Кабинета Министров, ведомственных актах, актах местных администраций и органов
местного самоуправления.
Президент
Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и
распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на всей территории
страны.
Президентские
указы являются источниками трудового права. Они выдаются на выполнение
Конституции и законов Украины, являются обязательными на всей территории
Украины и рассчитаны на неоднократное применение. В частности, Указом
Президента Украины от 17 ноября 1998 введено в действие Положение о
Национальной службе посредничества и примирения, а от 6 апреля 2011 — Положение
о Министерстве социальной политики Украины.
Особое
место среди источников трудового права принадлежит постановлениям Верховной
Рады Украины. Однако источником права является только постановления парламента,
имеющие нормативный характер. Например, Положение о консультанте депутатской
группы (фракции) Верховной Рады Украины и Положения о помощнике-консультанте
народного депутата Украины утверждены постановлениями Верховной Рады Украины от
13 октября 1995 Нормативное содержание имеет также Дисциплинарный устав
прокуратуры Украины, утвержденный постановлением Верховной Рады Украины от 6
ноября 1991 Однако подавляющее большинство постановлений имеют индивидуальный
характер и посвящены решению организационных и кадровых вопросов.
Следующую
ступеньку в иерархии источников трудового права занимают постановления Кабинета
Министров Украины.
Кабинет
Министров Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины,
актов Президента Украины издает обязательные к исполнению акты — постановления
и распоряжения. Акты Правительства нормативного характера издаются в форме
постановлений, а акты по организационно-распорядительным и другим текущим
вопросам — в форме распоряжений.
Постановлениями
Правительства утверждаются уставы, положения, правила, инструкции и другие акты.
Устав, положение — это свод правовых норм, определяет организацию и
деятельность отдельных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений,
организаций общегосударственного подчинения, их служащих и других лиц в
определенных сферах социально — экономической деятельности, например, Положение
о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденное
постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 1993, Положение о
дисциплине работников горных предприятий, утвержденное постановлением Кабинета
Министров Украины от 13 марта 2002, Устав о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно — спасательных служб, утвержденный постановлением
Кабинета Министров Украины от 12 октябрь 2000 и др.. Правила — это нормативный
акт процедурного характера, конкретизирует нормы права более общего характера с
целью регулирования поведения субъектов правоотношений в определенных отраслях.
Инструкция — нормативный документ, которым разъясняется порядок применения
закона или иного правового акта по большей юридической силой, создается
механизм их реализации.
Значительное
количество источников трудового права представлена нормативными актами
центральных органов исполнительной власти, к которым относятся министерства,
государственные комитеты, а также центральные ведомства — главные управления,
национальные агентства, комиссии и т.д., непосредственно подчиненные Кабинету
Министров Украины. Властные полномочия этих органов осуществляются в основном
единолично его руководителем — министром, председателем, который персонально
несет всю полноту ответственности за результаты работы органа.
По
юридической силе нормативные акты ведомств могут быть двух видов:
общеобязательные и обязательны в рамках системы соответствующего центрального
органа исполнительной власти. Общеобязательными есть решения, которые
распространяются на все центральные и местные органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления, общественные организации, предприятия
независимо от формы собственности, а также граждан. Возможность же принятия их
ведомством должна быть предусмотрена законодательством, т.е. законом, указом
Президента, постановлением Кабинета Министров. Так, 23 марта 2001 Министерство
труда и социальной политики Украины во исполнение п. 2 постановления Кабинета
Министров Украины от 21 февраля 2001 г. «Об утверждении Перечня
производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в
которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели
«утвердило Порядок применения этого Перечня.
Особое
место в системе источников трудового права занимают нормативные акты Верховной
Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым. Согласно
Конституции Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики
Крым принимает Конституцию, которая утверждается Верховной Радой Украины, и
другие нормативно — правовые акты в форме решений и постановлений. Решениями
Верховной Рады Автономной Республики Крым может осуществляться нормативное
регулирование относительно собственных для Автономной Республики Крым вопросов,
в частности социальной защиты.
Следующую
ступеньку в системе источников трудового права Украины занимают акты глав
местных государственных администраций. Местная администрация:
а) обеспечивает
реализацию государственных гарантий в сфере труда, в том числе на право
своевременного получения вознаграждения за труд
б) разрабатывает и организует
выполнение перспективных и текущих территориальных программ занятости и
принимает меры по социальной защищенности различных групп населения от
безработицы
в) обеспечивает проведение по закону оплачиваемых общественных
работ для лиц, зарегистрированных как безработные
г) обеспечивает социальную
защиту работающих, занятых на работах с вредными условиями труда на
предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности,
качественное проведение аттестации рабочих мест
г) участвует в ведении
коллективных переговоров и заключении территориальных тарифных соглашений,
решении коллективных трудовых споров (конфликтов).
Нормы
трудового права содержатся и в нормативных решениях органов местного самоуправления,
принимаемые коллегиально (на пленарных заседаниях советов) открытым или
тайным голосованием и распространяются на соответствующую подведомственную
территорию. Исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового,
городского совета решаются вопросы утверждение программ социально —
экономического и культурного развития соответствующих административно —
территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного
самоуправления.
Акты социального
диалога в сфере труда: коллективные соглашения и коллективные договоры
В
Законе Украины от 1 июля 1993 г. » О коллективных договорах и
соглашениях» славнее два вида нормативных договоров о труде — соглашения и
договоры, которые, будучи актами социального партнерства, должны подчиняться
соответствующим принципам, целям и задачам. Анализ этого Закона дает основания
утверждать, что под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально
— трудовые отношения и заключаемый между полномочными представителями
работников и работодателей на уровне государства, территории, отрасли.
Вопрос
о еще один акт социального партнерства — коллективный договор как источник
трудового права и определение его места в системе источников последнего
напрямую связано с его юридической природе. Коллективному договору присуща
смешанная юридическая природа. Он сочетает в себе признаки как договора, так и
нормативно — правового акта. Как договор он заключается после проведения
переговоров, содержит обязательственные условия и действует в течение установленного
срока. Вместе коллективный договор закрепляет локальные нормы права,
распространяются только на конкретное предприятие и имеют все свойства,
присущие правовым нормам вообще, а именно:
а) они являются обязательными к
выполнению
б) рассчитаны на многократное применение
в) распространяются на
неопределенный круг человек.
И вместе с тем нормативные положения этого
договора имеют ограниченные сферу действия и круг субъектов, на которые
распространяется их действие, отличает его от других источников трудового права.
Итак,
коллективный договор имеет смешанную юридическую природу и сочетает в себе
обязательственные и нормативные условия.
В
современных условиях хозяйствования становится очевидным, что роль государства
в системе правовой регламентации социально — трудовых отношений остается
значительной. Она устанавливает общеобязательные принципы и стандарты в области
труда и обеспечивает их соблюдение методами государственного принуждения.
Вместе с тем все чаще применяются возможности локальной регламентации трудовых
отношений с учетом вида предприятия, характера его производства и труда, а
также финансовых возможностей. Возникла необходимость в создании правовой
системы, ориентированной не в жесткую государственную регламентацию общественных
отношений, а на сочетание различных (преимущественно договорных) методов
управления.
Локальные нп
акты: понятие, види и особенности
Локальные
нормативные акты — это принятые в установленном порядке на предприятии, в
учреждении или организации правила общеобязательного поведения работников и
работодателей, которые регулируют отношения в сфере труда. Осуществляя свои
права в сфере регулирования социально — трудовых отношений в новых условиях
хозяйствования, предприятия в пределах своей компетенции издают преимущественно
такие локальные нормативные акты, как коллективный договор, правила внутреннего
трудового распорядка, положения о:
а) аттестацию работников,
б) оплату труда,
в) премирования,
г) выплату вознаграждения по итогам работы за год,
г)
охрану труда,
д) комиссии по вопросам охраны труда предприятия,
е)
уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, графики сменности,
перечень работников с ненормированным рабочим днем и т.д.
Однако в некоторых
областях локальное регулирование труда применять нельзя. Например, перечень
оснований, при наличии которых возможно расторжение трудового договора по
инициативе работодателя, установлено в законодательстве и не подлежит
расширительному толкованию. Законодатель все основания для освобождения
сформулировал исчерпывающе, а потому уход от его воли является нарушением
трудового законодательства. Локальные нормативные акты классифицируются по
следующим основаниям.
1.
По сфере действия — локальные акты общего действия и локальные акты
специального действия. Локальные акты общего действия включают нормы,
распространяющиеся на всех работников предприятия при наличии соответствующего
юридического факта, определяет возможность их применения. К таким локальных
актов относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка,
положения об оплате труда и т.п. Локальные акты специального действия
регулирующих отдельные стороны отношений в сфере труда или их действие
распространяется только на определенные категории работников (положение о
разъездной (передвижной) характер работы).
2.
По сроку действия — локальные акты неопределенного срока действия и срочные
локальные акты.
3.
По способу принятия — локальные акты, принятые совместно работниками
предприятия (их представителями) и работодателем (его представителями)
локальные акты, принятые работодателем с учетом мнения работников предприятия;
единоличные локальные акты работодателя.
Значени решений
конституционного Суда Украины и руководящий разъяснений Пленума Верховного Суда
Украины
Согласно
Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010
судопроизводство в Украине осуществляется Конституционным Судом и судами общей
юрисдикции. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Единственным
судебным органом, не входит в систему общих судов в Украине, является орган
конституционной юрисдикции — Конституционный Суд Украины.
По
ст. 13 Закона Украины » О Конституционном Суде Украины »
Конституционный Суд принимает решения и дает заключения по делам относительно:
1) конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины,
актов Президента, Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Автономной
Республики Крым
2) соответствия Конституции действующих международных договоров
Украины или тех из них, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи
согласия на их обязательность;
3) соблюдения конституционной процедуры
расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в
порядке импичмента;
4) официального толкования Конституции и законов Украины.
Содержание
и высокое место решений органа конституционного судопроизводства связаны в том
числе с последствиями их принятия. Согласно ст. 152 Основного Закона Украины
законы, другие правовые акты или их отдельные предписания, признанные
неконституционными, теряют силу со дня принятия об этом решения органом
конституционного правосудия. Как следствие правовой акт, признанный
неконституционным, фактически отменяется. В области трудового права следует
выделить решение Конституционного Суда Украины относительно соответствия
Конституции Украины (конституционности) по делам о:
а) свободу образования
профсоюзов от 18 октября 2000
б) подведомственность актов о назначении или
увольнении должностных лиц от 7 мая 2002;
в) аттестацию государственных
служащих от 8 июля 2003
г) Дисциплинарный устав прокуратуры от 22 июня 2004, г) предельный возраст кандидата на должность руководителя высшего учебного
заведения от 7 июля 2004
д) предельный возраст пребывания на государственной
службе и на службе в органах местного самоуправления от 16 октября 2007
е)
предмет и содержание закона о Государственном бюджете Украины от 22 мая 2008 г.
и др.
На
конституционном уровне официальное толкование Конституции и законов Украины
выделено в отдельную форму деятельности Конституционного Суда. Официальный
характер абстрактного толкования, осуществляется этим Судом, заключается в том,
что оно дается специально уполномоченным Основным Законом государственным
органом, содержится в специальном акте Суда и является обязательным для всех
субъектов права, придает ему качества нормативного: оно становится неразрывной
частью положений юридических актов, интерпретируются. Сущность и правовая
природа официального толкования, которое дает орган конституционной юстиции,
заключается в том, что оно осуществляется в форме официального правового акта,
содержание и требования которого являются обязательными для всех субъектов
права. В сфере трудового права следует выделить решение Конституционного Суда
Украины относительно официального толкования по делам о:
а) толкование
термина » законодательство» от 9 июля 1998
б) профсоюз, действующий
на предприятии, от 29 октября 1998 г.
в) охрану трудовых прав депутатов местных
советов от 26 марта 2002
г) подведомственность актов о назначении или
увольнении должностных лиц от 7 мая 2002
г) совмещение служебной деятельности
руководителей органов исполнительной власти от 17 октября 2002 и др..
В
соответствии со ст. 124 Основного Закона Украины отправления правосудия
государство возлагает исключительно на суды. Другие органы государственной
власти и должностные лица не имеют права брать на себя функции и полномочия,
составляющие компетенцию органов судопроизводства.
Верховный
Суд Украины вправе давать обязательные руководящие разъяснения по вопросам,
возникающим при рассмотрении дел судами. Для правильного и единообразного
регулирования трудовых отношений имеют важное значение постановления Пленума
Верховного Суда Украины » О практике рассмотрения судами трудовых
споров» от 6 ноября 1992 г. «О судебной практике по делам о
возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их
работниками» от 29 декабря 1992, » о применении Конституции Украины
при осуществлении правосудия » от 1 ноября 1996 г. «О практике
применения судами законодательства об оплате пращей » от 24 декабря 1999
г. и др.