Гражданско-процессуальное законодательство
Содержание страницы:
Гражданско-процессуальное законодательство
За годы
независимости многочисленные изменения, которыми решались отдельные проблемы гражданского
судопроизводства, были внесены в Гражданский процессуальный кодекс Украины 1963
г. Такие фрагментарные изменения положений настоящего Кодекса привели к несогласованности,
разбалансированности его норм, осложнило их применения.
18 марта
2004 Верховная Рада Украины приняла новый Гражданский процессуальный кодекс Украины,
который имел основной задачей обеспечить полноценное функционирование судебной системы
путем урегулирования порядка производства по гражданским делам в судах соответствии
с Конституцией и законами Украины. Кодекс
предоставляет судам возможность реализовать возложенные на них обязанности, обеспечить
правильный и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты
нарушенных или оспариваемых прав и свобод физических и юридических лиц, а также
охрану государственных и общественных интересов. Гражданский процессуальный кодекс Украины состоит
из одиннадцати разделов, каждый из которых содержит главы: раздел I «Общие
положения»; раздел 11 «Приказное производство»; раздел III «Исковое
производство»; раздел IV «Особое производство»; раздел V «Пересмотр
судебных решений»; раздел VI «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением
судебных решений по гражданским делам и решений»; раздел VIИ «Судебный
контроль за исполнением судебных решений»; раздел VIII «О признании и
исполнении решений иностранных судов в Украине»; раздел IX «Восстановление
утраченного судебного производства «; раздел X» Производство по делам
с участием иностранных лиц «; раздел XI» Заключительные и переходные положения
«. Кодекс содержит некоторые принципиально
новые положения, направленные на обеспечение быстрого и справедливого судопроизводства,
соблюдение прав участников гражданского процесса. Вместе удалось сохранить преемственность основных
институтов гражданского процесса, что в свою очередь, способствует доступности нового
Кодекса для участников гражданского судопроизводства.
Кодексом
вводится упрощенный порядок рассмотрения гражданских дел — приказное производство. Такой порядок рассмотрения гражданских дел судом
применяется во многих странах мира. Как
известно, суды рассматривают в порядке гражданского судопроизводства дела о защите
нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих
из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений, а также из других
правоотношений, кроме случаев, когда рассмотрение таких дел проводится по правилам
другого судопроизводства. Эти дела рассматриваются
судом в порядке искового, приказного и особого производства. Приказное производство является упрощенной формой
рассмотрения гражданского дела в суде. Судебный
приказ является одновременно исполнительным документом и поэтому должен быть оформлен
в соответствии с требованиями, установленными Законом Украины «Об исполнительном
производстве» к исполнительному документу. В отличие от искового производства, в котором
лицами, участвующими в деле, являются стороны и третьи лица и их представители,
по приказного производства к лицам, участвующим в деле, относятся с заявитель и
другие заинтересованных лиц, их представители.Кодексом определены требования, по
которым может быть выдан судебный приказ. Так,
судебный приказ может быть выдан, если: заявлено требование, основанное на правомочно,
совершенном в письменной форме; заявлено требование о взыскании начисленной, но
не выплаченной работнику суммы заработной платы; заявлено требование о компенсации
расходов на проведение розыска ответчика, должника, ребенка или транспортных средств
должника, а также в других случаях, установленных законом. Заявление о выдаче судебного приказа подается
в письменной форме в суд первой инстанции по общим правилам подсудности, установленными
Кодексом, и должно содержать наименование суда, в который подается заявление, имя
(наименование) заявителя и должника, а также имя (наименование) представителя заявителя,
если заявление подается представителем, их местожительство или местонахождение,
требования заявителя и обстоятельства, на которых они основываются; стоимость имущества
в случае его истребования, перечень документов, прилагаемых к заявлению. В случае представления ненадлежащим оформленной
заявления судья не рассматривает заявление, о чем выносит постановление с указанием
оснований такого решения и предоставляет заявителю срок для устранения недостатков. Если заявитель в установленный срок выполнит
требования в соответствии с постановлением суда, заявление считается поданным в
день первого ее представления, иначе заявление считается поданным и возвращается
заявителю. Следует отметить, что возвращение
заявления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением после устранения
ее недостатков. Судья отказывает в принятии
заявления о выдаче судебного приказа, если заявлено требование, не предусмотрена
Кодексом, или если из заявления и представленных документов усматривается спор о
праве, о чем выносит определение. Отказ
в принятии заявления делает невозможным повторное обращение с таким же заявлением. В этом случае заявитель вправе обратиться с
теми же требованиями в исковом порядке. За
подачу заявления о выдаче судебного приказа оплачивается судебный сбор в размере
50 процентов ставки, определяемой из оспариваемой суммы в случае обращения в суд
с иском в порядке искового производства. В
случае отказа в издание судебного приказа внесенная сумма судебного сбора взыскателю
не возвращается. В случае подачи взыскателем
иска к должнику в порядке искового производства эта сумма зачисляется в сумму судебного
сбора, установленной за исковое заявление. Законодательством
установлено трехдневный срок для рассмотрения заявления и издания судебного приказа
по существу заявленных требований. При
этом издание судебного приказа проводится без судебного заседания и вызова взыскателя
и должника для заслушивания их объяснений. Судебный
приказ выдается взыскателю после вступления в законную силу. Так, после издания судебного приказа суд безотлагательно
направляет его копию должнику вместе с копиями заявления взыскателя и приложенных
к нему документов. При этом судья разъясняет
должнику право в случае возражения против требований взыскателя подать заявление
о его отмене. Это требование должно быть
выполнено в течение десяти дней со дня получения судебного приказа. Иначе, в случае непоступления от должника заявления
об отмене судебного приказа в течение трех дней после окончания срока подачи, при
условии наличия данных о получении должником копии приказа, судебный приказ вступает
в законную сил и. И только тогда суд выдает
его взыскателю для предъявления к исполнению.Итак, Кодексом также предусмотрена возможность отмены судебного приказа,
если должник против него возражает.Соответствующее заявление рассматривается судом
в течение пяти дней, о то выносится определение, которым отменяется судебный приказ,
в котором суд одновременно разъясняет о возможности рассмотрения заявленных взыскателем
требований в исковом производстве с соблюдением общих правил предъявления иска. Постановления суда об отказе в принятии заявления
о выдаче судебного приказа или об отказе в отмене судебного приказа могут быть обжалованы
в апелляционном порядке. Также судебный
приказ может быть пересмотрен в связи с вновь открывшимся обстоятельствам. Вместо утраченного оригинала судебного приказа
суд, его выдавший, вправе по заявлению взыскателя или представлению государственного
исполнителя выдать его дубликат.
Также
следует отметить, что заявления, поданные до вступления в силу настоящего Кодекса
в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Украины 1963 г. и содержат
требования, которые могут быть рассмотрены по правилам приказного производства по
ходатайству истца рассматриваются в порядке, установленном разделом II Гражданского
процессуального кодекса Украины 2004 г., если их судебное разбирательство не началось
по правилам искового производства. Также
с учетом положений Закона Украины «О судоустройстве Украины», Гражданского
и Семейного кодексов Украины, Закона Украины «О борьбе с заболеванием туберкулезом»
и другие законы в Кодексе регламентируются вопросы порядке искового производства
и особого производства.В частности, в соответствии с указанными законами изложенные
положения об усыновлении, признании физического лица ограниченно дееспособным или
недееспособным, предоставление несовершеннолетнему полной дееспособности, принудительной
госпитализации физического лица в психиатрическое учреждение, обязательной госпитализации
в противотуберкулезное учреждение и т.п.. С
момента проведения «малой судебной реформы», которым введен порядок апелляционного
и кассационного обжалования решений судов, выявлен ряд недостатков в его практическом
применении. В новом Гражданском процессуальном
кодексе Украины процедуры такого обжалования усовершенствована, в частности предусмотрено
представление кассационной жалобы непосредственно в суд кассационной инстанции,
а апелляционной жалобы — через суд первой инстанции, но для контроля в копии направляется
стороной в апелляционный суд, при этом местный суд лишен права оценивать жалобу
на соответствие закону. Также введен неизвестный
ранее процессуальному законодательству Украины институт обжалования судебных решений
в связи с исключительными обстоятельствами.
С целью
надлежащего обеспечения прав физических и юридических лиц в Кодексе усовершенствована
вопрос восстановления утраченного судебного производства, изложенные в отдельном
разделе, в частности, регламентирован порядок восстановления утраченного судебного
производства, определяются лица, которые имеют право обращаться в суд с заявлением
о возобновлении производства, содержание и подсудность этого заявления, рассмотрение
дела, решение суда по делу о восстановлении утраченного производства. С учетом положений международных договоров Украины
в Кодексе изложены вопросы относительно производства по делам с участием иностранных
лиц, а также вопросы подачи иска к иностранному государству, исполнение судебных
поручений иностранных судов и обращение судов Украины к иностранным судам, признании
и исполнении в Украине решений иностранных судов, применения правил международных
договоров.
Принятие
нового Гражданского процессуального кодекса Украины позволило осуществить реформу
гражданского судопроизводства в Украине, что способствует повышению эффективности
гражданского процесса, обеспечению реализации и защиты конституционных прав и интересов
сторон в гражданском процессе.
Действие гражданских процессуальных норм во времени — определяется в соответствии с правилом о том, что независимо
от времени возбуждения гражданского дела в суде, при осуществлении процессуальных
действий применяется тот процессуальный закон, действующий на момент осуществления
таких действий.
Согласно ч. З ст. 2 ГПК
производство по гражданским делам осуществляется в соответствии с законами, действующими
в момент совершения отдельных процессуальных действий, рассмотрения и разрешения
дела.
В приведенной норме воспроизводится общее правило о действии закона
во времени, согласно которому применяются нормы, действующие на момент совершения
действий. Итак, в случае обращения заинтересованных лиц в суд применяется гражданский
процессуальный закон, действующий на момент производства по делу, независимо от
того, когда возникло спорное правоотношение. Процессуальные законы вступают в силу с момента их опубликования или
с момента, указанного в законе.
Согласно ч. 4 ст. 2 ГПК
закон, устанавливающий новые обязанности, отменяет или сужает права, принадлежащие
участникам гражданского процесса, или ограничивает их использование, не имеет обратного
действия во времени. В законодательстве,
таким образом, закреплен принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Так, решением Конституционного Суда Украины от 25 декабря 2003 .9 22-рп/2003
по делу о сроках пребывания на посту Президента Украины установлено, что закон действует
после вступления в силу. Гражданский
процессуальный закон обратной силы не имеет. Исключения из этого правила могут быть установлены законом.
Действие гражданских процессуальных норм в пространстве означает правило, согласно которому при рассмотрении
гражданского дела, осуществлении отдельных процессуальных действий и исполнении
решений суда действует процессуальный закон по месту осуществления отдельного процессуального
действия.
Действие гражданских процессуальных норм по кругу лиц распространяется на всех граждан Украины, на иностранцев,
лиц без гражданства, на организации, имеющие права юридических лиц, иностранных
юридических лиц, иностранные государства и международные организации.
В случае неполноты, неясности, противоречивости или отсутствия законодательства
суды должны решать спор с помощью аналогии закона и аналогии права.
Применение аналогии закона возможно при следующих условиях:
1) отношения сторон находятся в сфере действия
гражданского права, то есть гражданскими отношениями,
2) указанные отношения не
урегулированы гражданским законодательством,
3) существуют нормы, которые регулируют
подобные по содержанию гражданские отношения.
Если использовать аналогию закона для регулирования гражданских отношений
невозможно, например, из-за отсутствия норм, регулирующих сходные отношения, то
применяется аналогия права.
Аналогия права заключается в применении общих принципов гражданского права, установленных
законодательством. Условиями применения аналогии права является то, что:
1) отношения
сторон находятся в сфере действия гражданского права,
2) указанные отношения не
урегулированы гражданским правом,
3) отсутствуют нормы, которые регулируют подобные
по содержанию отношения.
Источники гпп Украины: КУ, ГПК 2004 года; Законы Украины,
международные договоры как источники гпп.
Источниками гражданского процессуального
права являются нормативные акты, в которых закреплены правила, регулирующие порядок
организации и осуществления правосудия по гражданским делам. Таким источником, прежде
всего, является
Конституция Украины (28.06.1996 г.), которым
установлены основы организации и деятельности суда, правовой статус граждан в гражданском
судопроизводстве. Для правильного применения норм Конституции и законов Украины
важное значение имеют решения Конституционного Суда Украини.
До источников гражданского процессуального
права относятся:
Гражданский процессуальный кодекс Украины
(18.03.2004 г.), регулирующим порядок судопроизводства по гражданским делам,
Закон Украины «О судоустройстве Украины» (07.02.2002
г.) , которым установлены цели и задачи правосудия, методы и формы его осуществления,
система органов правосудия, основные принципы организации и деятельности органов
правосудия в Украине.
Источниками гпп выступают также указы Президента
и постановления Кабинета Министров Украины, инструкции министерств и ведомств, международные
договоры и соглашения, определяющие порядок сотрудничества между национальными и
иностранными органами юстиции.
Закон Украины от 23 июня 2005 «О международном частном праве»
устанавливает порядок урегулирования частноправовых отношений, хотя бы одним из
своих элементов связаны с одним или несколькими правопорядками, другими, чем украинский
правопорядок.
Настоящий Закон применяется к вопросам, которые возникают в сфере частноправовых
отношений с иностранным элементом:
1) определение права, применимого
2) процессуальная
правоспособность и дееспособность иностранцев, лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц,
3) подсудность судам Украины дел с иностранным элементом
4) исполнение
судебных поручений,
5) признание и исполнение в Украине решений иностранных судов.
Гражданское судопроизводство осуществляется также в соответствии с
международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной
Радой Украины. Если международным договором, согласие на обязательность которого
предоставлено Верховной Радой Украины, предусмотрены иные правила, чем установленные
гражданским процессуальным законодательством, применяются правила международного
договора.
К источникам гражданского процессуального права относятся также другие
нормативно-правовые акты. Так, нормы гражданского процессуального права содержатся
в законах Украины «О судоустройстве и статусе судей», от 5 ноября 1991
г. «О прокуратуре», ГК Украины, подзаконных нормативных актах, в частности
указах Президента Украины и постановлениях и других актах Кабинета Министров Украины
(например , Декрете Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 № 7-93 «О
государственной пошлине» и др.).