Бібліотека Studies працює за підтримки агентства Magistr.ua

Теория структурного функционализма

Теория структурного
функционализма

Ее основателем является американский ученый Толкотт Парсонс (1902-1979). Он начинал свою карьеру как экономист в Гарварде. Стажировался
в Германии, где познакомился с теориями Вебера, Зиммеля, Тенниса. Вернувшись в Гарвард, начал преподавать на факультете
социологии, только организованном Питирима Сорокиным. Основные труды: “Структура социального
действия” (1937), “Социальная система” (1951), “К общей теории
действия” (1951).

Если пытаться найти некую “точку отсчета” развития социологической
теории в XX вот., То наиболее подходящей для этого окажется именно теория Толкотта
Парсонса. Его всеобъемлющий синтез обобщил
предыдущие социологические знания и обозначил пути ее развития. После Парсонса и те социологические школы, которые
опирались на другие концепции не могли оставить его теорию без внимания.

Согласно теории Парсонса, реальность, несмотря на то, что является
необъятной, организована логично и рационально, имеет системный характер и задачи
теории заключается в том, чтобы построить непротиворечивые схемы, в которые вкладывается
все накопленное знание, и установить логические связи между всеми предыдущими теоретическими
построениями социологов. Поэтому основная
часть работ Парсонса посвящена приспособлению других теорий и результатов чужих
исследований к собственной терминологической системы.

Центральное понятие социальной структуры – равновесие.Общество в равновесии
– общество без конфликта, в котором каждый выполняет свою функцию, знает свою роль. Полного равновесия достичь невозможно, но общество
должно к этому стремиться.

Общество, как система, для того, чтобы существовать, должно отвечать
четырем требованиям. Эти требования в теории
Парсонса.

Адаптация (А) –
каждое общество должно приспосабливаться к своему окружению.

Целое достижения (G) –
каждое общество должно вырабатывать цели и средства их достижения.

Интеграция (I) –
каждое общество должно поддерживать свое единство. Социальная система является не просто механической
совокупностью индивидов, – она контролирует действия индивида в системе, обеспечивает
удовлетворение его потребностей и не допускает возможных отклонений в его поведении.

Поддержание образцов (L) –
каждое общество должно стремиться к поддержанию равновесия. Эту функцию обеспечивает культура общества. Культура есть упорядоченной системой символов,
которые определяют поведение индивидов и групп. Она дает обществу систему знаний и идей, определяет
эмоциональное отношение к объектам, а также обеспечивает систему моральных норм
и правил.

Задолго до горбачевской “перестройки”, еще в конце 70-х годов
XX в., Толкотт Парсонс, анализируя перспективы модернизации Советского Союза, пришел
к выводу, что советская система неизбежно распадется. Ведь, убеждал он, каждая модернизация влечет
всю цепочку системных изменений, а так осовременивания требует перехода к системе
принятия самостоятельных управленческих решений, то изменения в этом направлении
неизбежно корне модифицируют лицо советской социальной системы.

Систему Парсонса часто критиковали за то, что его модель социальной
жизни утопична, – это, мол, мир равновесия, без движения, а значит и без истории,
без внутренних источников социальных изменений, в его теории нет места конфликтам,
так часто встречаются в реальном жизни.

Развитие теории Парсонса было осуществлено Робертом Мертоном (р. 1910),
что усовершенствовал и модифицировал структурный функционализм своего предшественника. Он считал, что Парсонсова теория, по сути, составляет
философскую систему, которую сложно совместить с эмпирическим анализом. Мертон предложил альтернативную теорию структурного
функционализма, позволяет анализировать ограничено и конкретный круг социальных
явлений, но с учетом эмпирических данных.

Роберту Мертону принадлежит заслуга разработки методологического инструментария
для так называемой теории среднего уровня. Его
суть заключается в том, чтобы обеспечить связь между эмпирическим и теоретическим
уровнями исследования. В отличие от всеобъемлющей
теоретической системы Парсонса, теория Мертона пригодна для анализа определенной,
конкретной группы фактов, характерных для отдельных сфер общественной жизни. ее положительной стороной является легкость
проверки гипотез с помощью эмпирических исследований. К теориям среднего уровня относятся, например,
теории социальной структуры, аномии, бюрократии, науки и др.

Роберт Мертон сформулировал основную теорему функционального анализа:
“Так как одно социальное явление может иметь много разных функций, одна функция
может по-разному выполняться различными явлениями”.

Исследователь отмечает, что может существовать ряд структур, которые
могут выполнять ту или иную функцию, а социолог должен учитывать наличие функциональных
альтернатив (функциональных заменителей). Скажем,
не все социальные структуры являются функциональными для общества, некоторые из
них можно изъять без ущерба для общественной структуры, например, Коста-Рика не
имеет такого элемента общественной структуры, как армия.

Мертон показал, что социальная система и ее элементы могут иметь как
видимые функции, так и латентные (скрытые). Видимые
– это те, которые известны участникам определенного вида общественной деятельности,
латентные – те, о которых участники не знают.Что дает социологу подобное разграничение функций Это позволяет понять стандарты
социального поведения, на первый взгляд кажутся иррациональными.

Как пример Мертон приводит “танец дождя” индейцев племени
гопи из Нью-Мексико. Гопи верят, что этот
танец заставит пролиться дождь на их поля (видимая функция). Однако “танец дождя”, который присущ
только этому общественной группе и никакой другой, – сплачивает их, способствует
осознанию своего единства, “инаковости” от всех других людей (латентная
функция).

Мертон различает также дисфункции – негативные действия, угрожающие
целостности общества. Следовательно, согласно
теории Р. Мертона, структурно-функциональное объяснение конфликта может быть достигнуто
введением разграничение между видимыми и латентными функциями, а также между функциями
и дисфункциями.

Социология, по Мертоном, должна изучать степень реальной интегрированности
общества, видимые и скрытые функции социальных институтов, объяснять социальную
организацию и поведение людей. Ему принадлежит
идея, что противоречия в обществе можно преодолеть путем изменения социальной структуры
и введение новых организаций.

Критики структурного функционализма обращают внимание также на некоторые
другие его слабые стороны, например, неоднозначность такого термина как общественное
равновесие.Заимствован из биологии, в которой признаки нехватки равновесия достаточно
легко измерить (например, изменения температуры тела или кровяного давления), он
очень неоднозначный отношении общества (та же структура может быть функциональной
для одной части общества и дисфункциональной для другой, например, различные религиозные
конфессии в одном обществе). Еще одной
критической мыслью относительно структурного функционализма является то, что эта
теория, которая трактует стабильность как нечто высшее и признает общественные изменения
деструктивными, является внутренне консервативной. Структурный функционализм поддерживает существующий
общественный строй, а его критики считают, что изменения необходимы для общественного
развития.

Теория конфликта

Альтернативой для структурно Функционалистская взглядов является теория
конфликта. П основателем считается Карл
Маркс, который отмечал взаимной борьбе антагонистических общественных классов. Современные теоретики Ральф Дарендорф (р. 1929),
Чарльз Райт Миллс (1916-1962), Льюис Козер (1918-2003) не концентрируют все свое
внимание на конфликте между общественными классами, считая не менее важными в современных
условиях и другие виды конфликтов: между различными расовыми, этническими, религиозными,
половыми и другими группами.

Льюис Козер считает, что конфликт внутренне присущ обществу и играет
не только деструктивную, но и стабилизирующую роль: конфликт делает четкими определенные
базовые ценности общества, позволяет различным общественным группам лучше узнавать
друг друга и тем самым способствует их сближению; конфликт с внешним врагом помогает
поддерживать сплоченность общества в целом. Козер
обосновывает двоякую роль конфликта во внутреннем сплочении группы: внутренняя сплоченность
возрастает, если группа уже достаточно интегрирована и если внешняя опасность угрожает
всей группе и воспринимается всеми членами группы, как общая угроза. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают
оцепенению социальной системы, открывают дорогу инновациям.

Льюис Козер пытался соединить теорию конфликта с теорией структурного
функционализма для того, чтобы преодолеть недостатки последнего и создать синтетическую
теорию.

Ральф Дарендорф предложил новую всеобъемлющую теорию социального конфликта,
известную как конфликтная модель общества: каждое общество постоянно меняется, а
изменения означают конфликты нового со старым; конфликты вездесущи.Картина социального
мира, с точки зрения Дарендорфа, составляет поле боя многих общественных групп,
борющихся между собой, исчезают и возникают, создают и разрушают различные альянсы. Общества отличаются друг от друга не наличием
или отсутствием конфликтов, а только различным отношением к ним со стороны властей. В демократическом обществе преобладают рациональные
методы их урегулирования.

Если функционалисты обращают внимание прежде всего на положительные
стороны существования определенного социального уклада, то конфликтологи рассматривают
общество как динамичное образование, все элементы которого находятся в состоянии
борьбы. Критики теории конфликта указывают
на радикализм ее представителей, их тенденцию концентрировать свое внимание на аспектах,
которые разделяют и противостоит общество, не замечая процессов гармонизации общественных
отношений.

Символический интеракциоиизм

Основателем этой теории считается американский ученый Джордж Герберт
Мид (1863-1931). Его главная книга “Разум,
Я и Общество” (1934) была создана уже после смерти автора его учениками, на
базе студенческих конспектов лекций Дж. Г. Мида.

Символический интеракциоиизм основывается на утверждении, что интеракция
(взаимодействие) является главным в общественном процессе. Все остальное – и социальный мир, и окружающая
среда, и сам индивид – является производным от взаимодействия индивидов. Это происходит с помощью символов – речи, жестов,
письма, знаков. Интеракция рассматривается
как своеобразный переговорный процесс во время которого обе стороны пытаются выработать
общее понимание ситуации. Каждый из партнеров
принимает ряд положений относительно каждого участника процесса и ситуации – как
очевидные. Эти положения составляют, так
называемое фон и признаются обществом как базовые.

Представители символического интеракционизма подчеркивают, что взаимодействие
происходит не между обезличенными представителями социальных ролей и статусов, а
– между личностями, которые и определяют направление интеракции.

Короткое основные постулаты символического интеракционизма изложены
в труде Герберта Блумера “Символический интеракционизм: перспективы и метод”
(1969):

Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании
тех значений, которыми они (люди) их наделяют.

Эти значения являются продуктом социального взаимодействия (интеракции)
индивидов.

Эти значения изменяются и применяются путем интерпретации символов.

Общество представителей символического интеракционизма понимается скорее
как коллективную деятельность, а не как социальную структуру, а потому отказываются
от изучения вопросов структуры общества, его институтов и организаций, государства
и власти, концентрируясь на изучении форм и способов мижособистис-ной взаимодействия.

 

 

Основные этапы развития социологической мысли
в Украине

Социологическая мысль в Украине развивается как часть мировой.В ее
развитии можно выделить три основных этапа: первый – с конца 70-х годов XIX в. до 1918 г., второй – с 1918 г. до конца 80-х
годов XX в. и третий – с конца 80-х годов
XX в. до наших дней.

Первый этап развития украинской социологии связан прежде всего с деятельностью
“Женевского кружка” (Михаил Драгоманов, Сергей Подолинский и др.)., А
также таких выдающихся ученых, как Михаил Грушевский (1866-1984), Михаил Туган-Барановский
(1865 – 1919), Богдан Кистяковский (1868-1920). Для этого этапа характерно, что украинская социология
находится под влиянием западной социологической мысли, а также то, что украинские
ученые не были профессиональными социологами и занимались социологической наукой
попутно, в контексте своих философских, исторических, правовых или экономических
исследований, изучая только отдельные проблемы общественной жизни. Ни один из украинских ученых в то время не создал
собственной целостной теории.

Представители “Женевского кружка” (Михаил Драгоманов, Сергей
Подолинский и др.)., Который назывался так потому, что его участники объединились
вокруг украинского журнала “Громада”, который они выдавали в Женеве в
1878-1882 гг, выступали популяризаторами произведений европейских социологов.

Михаил Драгоманов одним из первых не только в украинской, но и в русской
общественно-политической мысли в теоретическом плане и в разработке политической
стратегии сформулировал основные идеалы развития гражданского общества. В его понимании, общество должно состоять из
свободных, экономически и социально обеспеченных индивидов, действовать на основе
общественной инициативы и ассоциации, мало сочетать в себе частные и коллективные
интересы и решать противоречия между ними – на принципах взаимоуважения, диалога
и компромиссов, находя общественные цели и задачи.

Сергей Подолинский – автор первой украинской труда социологического
характера – “Ремесла и хвабрикы на Украине” (Женева, 1880).

Михаил Грушевский увлекся социологией находясь в Париже, куда его пригласили
в и903 г. читать лекции по истории Украины.В 1919 г. он основал в Вене Украинский
социологический институт. Как профессор
Института читал курс генетической социологии и подготовил свою основную социологическую
работу “Начала гражданства (генетическая социология)”. Критиковал марксистскую теорию за ее претензии
на универсальность и одностороннее видение источники эволюции только в изменении
экономических отношений. Считал, что основной
движущей силой эволюции является “соревнование” индивидуалистических и
коллективистских тенденций. Настаивал,
что действие всех факторов социального развития учесть невозможно потому, что все
они опосредованы влиянием сознательной человеческой воли на общественный процесс.

Богдан Кистяковский за украинофильство был изгнан из черниговской гимназии,
киевского и харьковского университетов.В 1896 г. уехал за границу. Учился в Берлинском университете под руководством
известного социолога Георга Зиммеля. Считал,
что автоматический перенос естественнонаучного мышления в социологию не позволяет
познать особенности социального мира.Выступал с анализом моральной оценки социальных
явлений, отрицая классовую доктрину марксизма. Большую роль в обществе отводил элементам культуры,
в стабильной сообществу превращают власть и все ее атрибуты в элементы общественного
сознания. Если же этого не происходит,
то в обществе преобладает правовой нигилизм, который приводит к социальным возмущениям.

Второй этап развития украинской социологии охватывает период с ноября
1918 г. до начала 90-х годов XX в. В ноябре
1918 г. состоялось академическое оформление украинской социологии: была создана
Всеукраинская академия наук, в структуре которой действовала кафедра социологии
(руководитель – Богдан Кистяковский). Начало
90-х годов XX в. – Время упадка Советского
Союза и начало качественно нового этапа в развитии украинского общества. В это время образуются два течения в украинской
социологической науке – социология в СССР и украинская социология в эмиграции.

В СССР в 20-е годы происходит институционализация социологии, наука
приобретает статус социального института. Наряду
с уже упомянутой кафедрой социологии в пределах ВУАН, Михаилом Грушевский, после
его возвращения в СССР в 1924 г. было открыто секцию методологии и социологии при
научно-исследовательской кафедре истории Украины. Функции социологического института фактически
выполняла образована в конце 1925 г. “Ассоциация культурно-исторического опыта”. С конца 20-х – начале 30-х гг УССР побеждает
тоталитарный режим, а марксизм окончательно утверждается как идеологическая основа
общества. Это привело к разгрому социологии
и и полного упадка в СССР. Социологические
исследования, оперировали точными фактами, не были нужны тоталитарному режиму, поскольку
противоречили пропаганде “завоеваний социализма”.Социологические учреждения
ликвидируются. Много украинских ученых
истреблено физически; были прерваны все связи с мировым социологической наукой. До 1990 г. в Украине не было ни отдельной социологической
учреждения, ни факультета социологии в университетах. В тоталитарном государстве социология своей
научной объективностью и способностью к обоснованных прогнозов противоречила идеологии,
управленческом волюнтаризма и бюрократическом субъективизма.

Украинская социология в эмиграции диспонувала достаточно значительным
количеством известных ученых и научных институтов. В межвоенный период главными центрами украинской
социологической мысли в эмиграции были: Украинский социологический институт в Вене,
основанный Михаилом Грушевским, Украинский научный институт в Берлине. Но главным центром украинской эмигрантской науки
в 30-х гг была Чехословакия. Здесь были
такие научные центры, как: Украинский свободный университет (на кафедре социологии
работали Александр Ейхельман, Владимир Старосельский, Виктор Доманицкий) и Украинский
институт громадознавства в Праге (Никита Шаповал, Владимир Петров), Украинская хозяйственная
академия в Подебрадах (Ольгерд Бочковский).

После Второй мировой войны центры украинской эмиграции переместились
за океан – в США и Канаду. Социологические
студии в эмиграции в это время не проводились планово. Не существует социологической институты, ни
специального социологического издания, которые бы объединяли украинских социологов
в диаспоре.

Третий этап развития украинской социологии начинается с момента провозглашения
Украины самостоятельным государством.Это период решительного прогресса и признание
социологии важной фундаментально-прикладной наукой с конструктивным мировоззренческим
потенциалом. В 1993 г. Министерство образования
Украины предоставило социологии статус базовой учебной дисциплины, то есть обязательной
для преподавания, и сегодня в Украине нет вуза, в котором бы студенты не изучали
эту науку. Созданы десятки научно-исследовательских
и коммерческих учреждений, обеспечивающих общество социологической.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+