Понятие личности в социологии
Зміст сторінки:
Понятие личности в социологии
Человек
как биологический вид существует более 3 млн. лет. Все это время продолжалась его биологическая эволюция. Современный человек (по классификации Карла Линнея – человек
разумный) как отдельный вид сформировался примерно 200 тыс. лет назад: именно тогда
оформились те фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных (прямохождение,
большой объем мозга, мышление, речь, овладение орудиями труда и огнем, длительный
период детства и т.д.).
Фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных послужили
основанием перехода от биологической к культурной эволюции. Можно сказать, что у
человека формируется его индивидуальность, которая позднее вырастает в личность.
“Человек” – родовое понятие, указывающее на принадлежность
к определенному биологическому виду.
“Индивид” (от лат. – неделимый) – это отдельный
человек, единичный представитель человеческого рода.
“Личность” – устойчивый комплекс качеств, свойств,
приобретенных под воздействием соответствующей культуры общества и конкретных социальных
групп, к которым человек принадлежит.
Индивид становится личностью, когда он, взаимодействуя с обществом
через конкретные социальные общности, группы, институты, реализует социально значимые
свойства, социальные связи.
В момент рождения ребенок еще не является личностью, она является всего
лишь индивидом. Чтобы стать личностью человек
должен пройти определенный путь развития. Необходимым
условием этого развития является наличие социальной среды, мира культуры с которым
ребенок взаимодействует. Ребенок, который
воспитывается в человеческом обществе, включена в социальные связи и взаимоотношения,
которые со временем расширяются и углубляются. Вместе с тем, известно, что в случае тяжелого
психического заболевания может наступить разрыв, распад социальных связей и тогда
индивид теряет признаки личности. Или,
например, ребенок, воспитанный среди животных (“феральные дети”), так
и не становится личностью.
В 1920 г.
в Индии были найдены две девочки, которые были воспитаны волками. Одной из них
на вид было лет семь-восемь, другой – около двух. их позже назвали Камала и Амала.
Младшая из девочек вскоре после возвращения к людям умерла, а старшая – Камала –
прожила еще десять лет. Наблюдатели отмечали, что, несмотря на некоторую адаптацию
к окружающим социальных, человеческих условий, поведение девочки больше напоминала
поведение волка (легкость передвижения на четырех конечностях при нежелании прямохождение,
отказ носить одежду, хлебтання, а не питья воды, прекрасно развит нюх и даже вой
на полнолуние).Весь словарный запас, усвоенный Камала за время пребывания среди
людей, составлял около сорока слов, хотя она использовала звуки похожие на рычание
или визг для обозначения определенных своих потребностей. Иначе говоря, человеческий
ум у этой девушки так и не сформировался – не только на уровне интеллекта, но даже
на уровне элементарного здравого смысл.
Только жизнь
в обществе дает людям возможность творить и познавать культуру. Пример Ферального
детей убеждает, что человек лишен семьи, проживающей вне государства, нацией, профессиональными
связями, вне общества, не способен развить своей личности как существо общественно-нравственная.
Личность в системе социальных связей
Социальная связь – это
отношение зависимости, реализуемое через социальное действие. Уровни этой зависимости
выражаются в характере этой социальной связи, которая может быть формальной или
неформальной, прямой или опосредованной.
Социальная
связь имеет несколько проявлений:
–
Социальный контакт
–
Социальное взаимодействие
Обстоятельства сталкивают
каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и
интересами человек отбирает в этом множестве тех, с которыми он затем вступает в
сложные взаимодействия. Эта селекционная работа представляет собой особый тип мимолетных
кратковременных связей, которые называются контактами.
Для того чтобы взаимодействовать
с другими индивидами, каждый член общества или социальной групп прежде всего должен
определить, где эти индивиды и сколько их. Это простое на первый взгляд обстоятельство
тем не менее весьма важно, так как является, во-первых, необходимым звеном формирования
социальных связей, а во-вторых, первоначальным моментом, от которого зависит выбор
человеком его дальнейшего поведения.
Каждый из нас ежедневно
сталкивается со многими людьми в транспорте, на работе. Не задумываясь, мы проходим
мимо них, но постоянно помним о их существовании. Возникает Пространственный контакт
– первоначальное
и необходимое звено формирования социальных связей. Зная, где находятся люди и сколько
их, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего
развития взаимосвязей исходя из своих потребностей и интересов.
Контакты заинтересованности
Их сущность состоит
в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами,
соответствующими потребностям данного индивида. Вы сравниваете этого человека с
собой, пытаясь неосознанно или сознательно определить причину вашего интереса.
Интерес – это форма
проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей
деятельности. Актуализированный мотив и интерес – это еще не социальное действие,
но лишь первые шаги к его осуществлению.
В контактах заинтересованности
проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных
групп, организаций, институтов, к которым она принадлежит.
Контакты обмена.Продолжая
развивать и углублять социальные связи, индивиды начинают вступать в кратковременные
соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями. В ходе
подобных кратковременных контактов внимание индивида концентрируется на самом предмете
обмена, а не на другом индивиде вступающем в обмен.
Социальные контакты
имеют большое значение в изучении места каждого индивида в системе социальных связей,
его группового статуса, особенностей исполнения им своей социальной роли в группе.
Но, не менее важны и Социальные взаимодействия.
Под социальным взаимодействием
понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической
причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно
причиной и следствием ответных действий других субъектов. Это означает, что каждое
социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно
является причиной последующих действий.
Большую роль в осуществлении
взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными
группами друг к другу.
Социологи различают
два самых общих типа взаимодействий: сотрудничество соперничество (иногда называемое
конкуренцией).
Сотрудничество подразумевает
взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной
выгодой для взаимодействующих сторон.
Потребности, интересы и ценности – механизмы определенности поведения
Социологию
интересуют и внутренние детерминанты (факторы) социального поведения. К ним, прежде
всего, относятся: потребности, интересы, ценности. Люди в своей жизнедеятельности
стремятся обеспечить условия, средства существования, реализацию потребностей, интересов,
ценностей.
Когда
нам чего-то не хватает, мы испытываем потребность в чем-то, но одновременно находимся
в зависимости от этого чего-то. Именно поэтому считается, что потребность – состояние
живого существа, выражающее его зависимость от того, что и составляет условие его
существования. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние
равновесия.
Потребности
– это те формы взаимодействия человека с миром (духовные или материальные), необходимость
которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития ее биологической, психологической,
социальной определенности, и которые в той или иной степени ощущаются, осознаются
человеком. Потребности демонстрируют противоречия между необходимым и имеющимся.
Это – потребность в чем-то, необходимость чего-то, что обеспечивает ее существования,
сохранения. Это – подвижная сила человеческой активности, причина многих наших действий.
Следующий
элемент, который выявляет сущность природы личности и есть интерес. Интерес – это
осознание потребностей личности. Это направленность действий индивида в зависимости
от возможности удовлетворения той или иной потребности, одна из движущих сил поведения
и деятельности человека. Вместе с потребностями интересы составляют основу ценности.
Ценность
выступает как закреплено отношений (идеи, представления, переживания, установки)
к элементам окружающего мира, которые определяют выбор средств и методов деятельности
и их применения в социальной практике. Ценностями могут выступать предметы человеческих
стремлений, устремлений, желаний, а также процессы, явления, идеи. Они проявляются
в форме идеала (абстрактное представление), в элементах материальной и духовной
культуры, социальных ценностях. Каждому человеку присуща индивидуальная иерархия
личных ценностей, что позволяет говорить о таком понятии, как шкала ценностей. Все
это связывает духовную культуру общества с духовным миром человека. Ценности и потребности
тесно взаимосвязаны. Это – две стороны единого целого. Если потребности – это побудительная
сила, которая коренится внутри человека, то ценность определяет те объекты, которые
удовлетворяют эту потребность. Социология выделяет, а также применяет несколько
типов интересов личности:
интерес-отношение;
интерес-действие
(как практический проявление интереса путем участия человека в определенном виде
деятельности);
интерес-установка
(сформированное при длительной действия направлено отношения);
Социальные статусы и роли
Социальный статус – это положение индивида или группы в социальной
системе, система его социальных функций и вытекающих из них определенных
прав и обязанностей.
Различают статус прирожденный (социальное происхождение, пол, национальность)
и достижимый (образование, профессия, квалификация и т.д.). Человек имеет несколько
статусов, но только один определяет его положение в обществе. Чаще ведущий статус
обусловлен должностью личности, профессией. Профессионально-должностной фиксирует
социальное, экономическое и производственно-техническое (банкир, инженер, адвокат).
Выделение главного статуса важно, так как определяет человека социально.
Не всегда тот статус, который в качестве главного выделяет общество у личности,
совпадает с тем статусом, который определяет как главный сама личность. Так, предприниматель
может считать, что главное в его социальной характеристике имущественное положение.
Но в общественном мнении, среди его знакомых, решающее значение может приобрести
уровень его образования, культуры.
Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный
престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию
статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.
В бюрократизированных обществах, где роль государства традиционно высока – статус
начальника, руководителя, чиновника всегда более значим, чем в странах, где роль
государства менее заметна.
Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов
и, напротив, необоснованная заниженность других, неспособно обеспечить свое нормальное
функционирование. Утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно-высокого престижа
статуса означает, что люди, выполняющие его, вознаграждаются системой социальных
связей мудрее, чем платят ей.
Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных
желаний, в особенности, у молодежи. Это своеобразный монолит. В зоне влияния престижного
статуса создается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее активные,
подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного
статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного
“Я”. Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия человека со стороны
окружающих.
Социальный статус характеризует социальное значение человека, его прав
и обязанностей. Дополнением этой категории служит понятие социальной роли – поведенческой
характеристики человека, его личностных черт.
Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом,
т. е. типичное для людей данного статуса в данном обществе.
Например, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права
и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная же роль
преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами,
уровень общей культуры и т.д. и, таким образом, представляет собой ожидание логически,
внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности. Социальная роль, следовательно,
представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как
целесообразный для людей данного статуса в данном обществе. Иначе говоря, это деиндивидуализированные
нормы поведения личности, представленные как необходимые черты личности, включая
эмоциональные и психологические качества.
Каждый статус включает несколько социальных ролей. Директор завода
в одной роли выступает перед вышестоящими руководителями, в другой – перед подчиненными.
Во всех ролях он выступает в новом ракурсе.
Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым
набором. Человек обладает сразу несколькими статусами, и исполняет при этом бесконечное
множество ролей. Ролевой набор, как правило, включает формальные и неформальные
роли, связанные с соответствующим статусом. Так, от преподавателя вуза будут ожидать
не только по форме высокой квалификации, научной степени и т.д., но и неформального
стиля взаимоотношений, принятого в научной среде, манер и т.д. При этом необходимо
отметить, что каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей.
Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние
конфликты. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов:
1) внутриролевой конфликт. Примером такого рода конфликта может служить
положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну
точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или
личности, которая под давлением обстоятельств исполняет роль не отвечающую ни его
интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями
– от сантехника до преподавателя вуза – существуют так называемые конфликты интересов,
в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт
с желанием “делать деньги”. Опыт показывает, что очень немногие роли свободны
от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести
к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;
2) конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей
социальной роли и представлениями о социальной роли обществом. Он может быть вызван
сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести
к появлению эффекта «Чужака”;
3) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые,
подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко
от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети –
низкой самоотдачи на работе, чтобы больше сил отдавать семье;
4) этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта:
различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;
5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной
личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью “отца”
и “семьянина” и отдающего себя науке ученого-исследователя.
В каждом конкретном конфликте верх берет та социальная роль, которая
в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает
свою собственную пирамиду предпочтений.
В социологии выделяют способы защиты личности как сознательные, так
и несознательные.
Рационализация ролей – неосознанный способ защиты личности, когда личность не воспринимает ситуацию,
нежелательную для нее. Например, стоит убедить себя, что представители иной этнической
группы или расы в интеллектуальном плане находятся гораздо ниже и вопрос о равноправии
их не будет волновать. Рационализация скрывает реальность ролевых конфликтов путем бессознательного поиска неприятных
сторон роли.
Разделение ролей – также неосознанный способ защиты личности. Временно
личность выключает из сознания одну из ролей. Серийные убийцы, палачи могли быть
одновременно заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли
полностью разделены. Социальная форма военного, врача помогает людям в разделении
ролей. Такой процесс дает возможность снять эмоциональную напряженность всякий раз,
когда установки, присущие одной роли, сталкиваются с потребностями другой.
Регулирование ролей – этот способ защиты личности является осознанным
и преднамеренным. Личность освобождается от личной ответственности за последствия
выполнения той или иной роли. Это означает, что общественные образования, организации
берут на себя большую часть ответственности за социально неодобряемые роли.
Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что это
требовала его работа.
Любая личность в современном обществе испытывает ролевой конфликт,
но она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подчинения общественных
структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.
Социальные статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный
механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества,
носителем его культуры.
Термин социальная роль активно используется как социологией,
так и социальной психологией. Он направлен
на универсальных, общих требованиях, которые ставит общество к поведению человека,
занимающего определенную социальную позицию.
Социальная роль – модель
поведения, ориентированная на определенный статус. ее еще называют динамической стороной статуса. Если статус указывает на позицию индивида внутри
группы, то роль – поведение присущую этому статусу.
Люди не могут вести себя как им заблагорассудится. Они действуют так, как, по мнению окружающих,
должен действовать носитель этой роли. Социальная
роль невозможна без ожиданий членов группы поведения, свойственной носителя определенного
статуса. Например, учитель должен вести
себя как учитель, а не как клоун или милиционер.
Необходимость соответствия ролевого поведения носителей определенных
статусов тем ожиданиям общественных групп вовсе не означает, что все носители этого
статуса будут выполнять свою роль идентично. Ни
один учитель не похож на другой, все матери по-разному выполняют свою социальную
роль и др.. То есть в пределах каждого
статуса для личности существует выбор своего варианта ролевого поведения. Однако, чем выше престижность статуса, тем жестче
общество контролирует его носителей и тем уже для них вариант выбора ролевого поведения. Например, общество значительно терпимее отнесется
к подпитого сантехника, чем к военному или преподавателя в таком состоянии.
Ролевой набор. Каждый статус
включает в себя не одну роль, а целый комплекс ролей. Например, статус преподавателя предполагает
не только то, что он читает лекции и проводит семинарские занятия, он является еще
и наставником молодежи, автором научных статей, специалистом в своей области, коллегой
для других преподавателей, администратором и т.п.. Хотя каждый статус имеет определенный ролевой
набор, ни одна из ролей в этом наборе не закреплена за ним. Есть статус может терять какую-то из ролей,
зато появляется другая. Скажем, преподаватель
может больше сосредоточиться на написании научных статей и чтении лекций, отойдя
от проведения семинарских занятий и активной воспитательной работы со студентами. Или, например, статус жены предусматривает такой
ролевой набор, как: роль социального партнера, сексуального партнера, воспитателя
детей, домохозяйки и кормилицы. Если жена
уделять значительно больше внимания зарабатыванию денег, то есть если у нее значительно
преобладать статус кормилицы семьи, то вероятно она перестанет быть женщиной домохозяйки,
а иногда и женщиной-матерью.