Виды землеустройства, система землеустроительных органов и их функций
Виды землеустройства, система землеустроительных органов и их функций
Анализ действующего земельного законодательства позволяет выделить 3 вида землеустройства — общегосударственный, региональный и местный.
Общегосударственный и региональный уровни осуществления землеустройства составляют систему взаимосвязанных мероприятий по комплексной организации территории нашей страны, осуществляемых с целью ее наиболее рационального использования. Его основными задачами являются разработка: документации по землеустройству относительно установления в натуре (на местности) государственной границы Украины; общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель; схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований; проектов землеустройства по установлению и изменению границ административно-территориальных образований; общегосударственных и региональных проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
Местное землеустройство делится на межхозяйственный и внутрихозяйственный. Межхозяйственный землеустройство представляет собой систему мероприятий по комплексной организации территории нескольких землепользователей (землевладельцев, арендаторов), осуществляемых с целью их наиболее рационального использования. Его основными задачами являются: образование новых землепользований путем предоставления земель различным хозяйствующим субъектам (сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам, фермерским хозяйствам);упорядочения и рациональная организация существующих землепользований (устранение чересполосицы, вклинювань, дальноземелья, вкраплювань и прочих неудобств, связанных с расположением земель).
Внутрихозяйственный землеустройство — это комплекс мероприятий по организации территории отдельного хозяйствующего субъекта, которые осуществляются с целью создания в пределах его территориального владения условий для рационального использования и охраны земель. Внутрихозяйственные землеустроительные работы производятся на земельных участках, которые закрепляются за конкретными землевладельцами и землепользователями.
Основными задачами внутрихозяйственного землеустройства являются: экономическое обоснование и графическое установление границ отдельных видов угодий, входящих в состав земель, принадлежащих конкретному хозяйствующему субъекту; разграничения указанных угодий по их хозяйственному назначению; рациональная организация территории внутри отдельного хозяйства; обоснование и графическое определение системы внутрихозяйственных транспортных и других коммуникаций и т.п..
Статья 8. Органы, осуществляющие регулирование в сфере землеустройства
Статья 9. Полномочия Верховной Рады Украины в сфере землеустройства
К полномочиям Верховной Рады Украины в сфере землеустройства относятся:
а) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель;
б) утверждение документации по землеустройству относительно определения и установления в натуре (на местности) государственной границы Украины;
в) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;
г) решение других вопросов в сфере землеустройства в соответствии с Конституции Украины.
Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере землеустройства
К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере землеустройства относятся:
а) реализация государственной политики в области использования и охраны земель;
б) организация осуществления землеустройства;
в) обеспечение выполнения общегосударственных программ использования и охраны земель;
г) утверждение в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов по вопросам землеустройства;
г) координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам землеустройства;
е) решение других вопросов в сфере землеустройства в соответствии с законом.
Статья 13. Полномочия местных государственных администраций в сфере землеустройства
К полномочиям местных государственных администраций в сфере землеустройства относятся:
а) обеспечение реализации государственной политики в области использования и охраны земель;
б) участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных и региональных (республиканских) программ по использованию и охране земель;
в) координация деятельности государственных органов земельных ресурсов;
г) координация осуществления землеустройства и государственного контроля за использованием и охраной земель;
г) информирование населения о мерах, предусмотренных землеустройством;
д) решение других вопросов в сфере землеустройства в соответствии с законом.
Систему землеустроительных органов в Украине возглавляет Госземагентство. Госземагентство Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через образованные в установленном порядке территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, а также через горрайонные, междугородные, межрайонные территориальные органы.
Согласно ч.3 п.12, 13 Госземагентство осуществляет землеустройство в соответствии с Законом Украины «О землеустройстве», в том числе обеспечивает проведение государственной инвентаризации земель; обеспечивает научно-экспертное, аналитическое, информационное и методическое проведение землеустроительных, землеоценочных работ, связанных с земельными торгами, принимает организационных мероприятий по проведению земельных торгов и обеспечивает осуществление подготовки лицитаторов.
Также перечень полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере землеустройства достаточно полно отражено в Законе «О землеустройстве», следовательно перечислять их нет смысла. Стоит лишь отметить, что в органы государственной власти, которые имеют определенные полномочия в сфере землеустройства этот нормативный акт относит: Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. В перечень этих органов можно добавить областные главные управления земельных ресурсов, Киевское и Севастопольское городское главное управление земельных ресурсов, городские (городов областного и районного значения) управления (отделы) земельных ресурсов, районные отделы земельных ресурсов.