Самоуправляемый и общественный контроль за использованием и охраной земель
Самоуправляемый и общественный контроль за использованием и охраной земель
Статья 189. Самоуправляющийся контроль за использованием и охраной земель Самоуправляемый контроль за использованием и охраной земель осуществляется сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными советами.
Самоуправляемый контроль за использованием и охраной земель — это деятельность сельских, поселковых, городских, районных и областных советов направлена на соблюдение требований земельного законодательства, обеспечения гарантий реализации земельно-правовых норм и утверждения законности в земельных отношениях.
Сельские, поселковые, городские советы непосредственно не осуществляют контроль за использованием и охраной земель. Вместе они обладают полномочиями, которые косвенно позволяют им контролировать земельные отношения на соответствующих территориях. В соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Украине» к компетенции указанных советов относится: решение вопросов регулирования земельных отношений; утверждение в соответствии с законом ставок земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, находящимися в собственности соответствующих территориальных общин; предоставления разрешений на специальное использование природных ресурсов местного значения, а также их отмены; принятие решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране; внесение предложений в соответствующие государственные органы о признании природных и других объектов, которые имеют экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками природы, истории или культуры, которые охраняются законом; предоставление согласия на размещение на территории села, поселка, города новых объектов, сфера экологического влияния деятельности которых включает согласно действующим нормативам соответствующую территорию; принятия решений по вопросам административно-территориального устройства; утверждение в установленном порядке местных градостроительных программ, планов застройки соответствующих населенных пунктов, другой градостроительной документации.
Районные и областные советы решают общие вопросы регулирования земельных отношений, отнесенные к их ведению, делегируя полномочия непосредственного контроля за использованием и охраной земель соответствующим местным государственным администрациям. В частности, последние в установленном законом порядке готовят вопрос об определении территории, изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для градостроительных нужд, определенных градостроительной документацией. К таким полномочиям также относится предоставление выводов по проектам местных градостроительных программ соответствующих административно-территориальных единиц, которые утверждаются сельскими, поселковыми, городскими советами, координация на соответствующей территории деятельности местных землеустроительных органов, выдавая в соответствии с законодательством застройщикам архитектурно-планировочные задания и технические условия на проектирование, строительство, реконструкцию зданий и сооружений, благоустройство территорий и дают разрешение на проведение этих работ.
Законодательство предусматривает возможность привлечения лиц, обладающих знаниями в области земельного законодательства и опыт работы в области охраны окружающей природной среды, как общественных инспекторов.
Статья 190. Общественный контроль за использованием и охраной земель
Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляется общественными инспекторами, назначаемыми соответствующими органами местного самоуправления, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере осуществления государственного надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, и действуют на основании положения, утвержденного центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, охраны окружающей природной среды.
Общественных инспекторов выполняют свою работу на общественных началах, без освобождения от основной работы и без дополнительной оплаты труда.
С целью координации работы общественных инспекторов и поддержание контактов с экологическими и природоохранными организациями, привлечения общественности к разработке и выполнению мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, при органах Минприроды и при экологических и природоохранных организациях могут создаваться штабы общественных инспекторов.
Общественный контроль за использованием и охраной земель осуществляют также общественные формирования. Так, Закон «Об охране окружающей природной среды» гарантирует право граждан объединяться в общественные природоохранные организации и участвовать в общественных экологических экспертизах. Общественные природоохранные объединения в рамках осуществления контроля за использованием и охраной земель имеют право: разрабатывать и пропагандировать свои природоохранные программы; образовывать общественные фонды охраны природы; выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранение и улучшение состояния окружающей среды; участвовать в проведении специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранных планов и мероприятий; проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решения; свободного доступа к экологической информации;выступать с инициативой проведения республиканского и местного референдумов по вопросам, связанным с охраной окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; вносить в соответствующие органы предложения об организации территории и объектов природно-заповедного фонда; подавать в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, в том числе здоровью и имуществу граждан и общественных объединений; участвовать в неправительственных международных организациях, по вопросам охраны окружающей среды.
Статья 191. Назначение мониторинга земель
1. Мониторинг земель — это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и ликвидации последствий негативных процессов.
2. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, хранение и анализ информации о состоянии земель, прогнозирование их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по предотвращению негативных изменений состояния земель и соблюдению требований экологической безопасности.
3. Мониторинг земель является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.
4. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.
5. Ведение мониторинга земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны окружающей природной среды.
6. Порядок проведения мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Статья 192. Задачи мониторинга земель
Основными задачами мониторинга земель являются прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков в целях предупреждения или устранения действия негативных процессов.
Положении о мониторинге земель, утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 1993 г. № 661. Объектом мониторинга являются все земли независимо от форм собственности на них. В зависимости от цели наблюдения и степени охвата территорий различают национальный (на всех землях в пределах территории Украины), региональный (на территориях, которые характеризуются единством физико-географических, экологических и экономических условий), и локальный (на отдельных земельных участках и в отдельных частях (элементарных структурах) ландшафтно-экологических комплексов) мониторинг.
Мониторинг состоит из систематических наблюдений за состоянием земель (агрохимическая паспортизация земельных участков, съемка, обследование и изыскания), выявления в нем изменений, а также проведения оценки: состояния использования земельных участков; процессов, связанных с изменениями плодородия почв (развитие водной и ветровой эрозии, потеря гумуса, ухудшение структуры почвы, заболачивания и засоления), зарастание сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными веществами; состояния береговых линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений; процессов, связанных с образованием оврагов, оползней, селевых потоков, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями; состояния земель населенных пунктов, территорий, занятых нефтегазодобывающими объектами, очистными сооружениями, Навозохранилище, складами горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянками автотранспорта, захоронением токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также другими промышленными объектами.
Наблюдение зависимости от срока и периодичности их проведения делятся на базовые (исходные, фиксирующие состояние объекта наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через год и более) и оперативные (фиксируют текущие изменения).
Проведение мониторинга земель осуществляется в следующем порядке: выполнение специальных съемок и обследований земель;выявление негативных факторов, влияние которых требует осуществления контроля; оценка, прогноз, предотвращение влияния негативных процессов.
Информация, полученная во время наблюдений за состоянием земель, обобщается по районам, городам, областям, Автономной Республике Крым, а также по отдельным природных комплексах и передается в пункты сбора автоматизированной информационной системы областных, Киевского и Севастопольского городских главных управлений земельных ресурсов и Рескомзема Автономной Республики Крым.
По результатам оценки состояния земель составляются отчеты, прогнозы и рекомендации, представляемые в местные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и Госземагентства для принятия мер к предотвращению и ликвидации последствий негативных процессов.
Государственная система экологического мониторинга — это интегрированная информационная система, должен осуществлять сбор, хранение и обработка экологической информации с целью ведомственной и комплексной оценки и прогнозирования состояния природных сред, биоты и условий жизнедеятельности, выработки обоснованных рекомендаций по принятию эффективных социальных, экономических и экологических решений на всех уровнях исполнительной власти, совершенствование соответствующих законодательных актов, а также выполнение обязательств Украины по международным экологическим соглашениям, программами и проектами. В отличие от контроля за использованием и охраной земель, является управленческой деятельностью в этой сфере, мониторинг земель предусматривает сбор, обобщение, оценку и передачу информации о состоянии земель и связанные с ними изменения.