Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Понятие и состав земель рекреационного назначения


Понятие и состав земель рекреационного назначения

Рекреация — восстановления жизненных сил и работоспособности человека, обеспечения ее оздоровительных, познавательных, культурно — развлекательных потребностей. Согласно ст. 50 ЗК к землям рекреационного назначения относятся земли, используемые для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий.

Украина имеет огромный рекреационный потенциал: общая площадь природных рекреационных ландшафтов нашей страны составляет 9,4 млн га (15,5 % территории страны), а их одновременная рекреационная емкость — около 50 млн человек.

В ст. 51 ЗК определяется состав земель рекреационного назначения — к этим землям относятся: земельные участки зеленых зон и зеленых насаждений городов и других населенных пунктов, учебно-туристских и экологических троп, маркированных трасс, земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, объектов физической культуры и спорта, туристических баз, кемпингов, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, детских и спортивных лагерей, других аналогичных объектов, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства и сооружения других объектов стационарной рекреации. Необходимо обратить внимание на то, что в ст. 51 не приводится исчерпывающего перечня земель рекреационного назначения: к ним могут относиться и другие земли.

Подобным образом в. 43 ЗК к землям природно-заповедного фонда относит участки суши и водного пространства с природными комплексами и объектами, имеющими особое рекреационную ценность, которым в соответствии с законом предоставлен статус территорий и объектов природно-заповедного фонда. В ст. 18 Закона «О природно-заповедном фонде Украины» предусматривается размещение объектов рекреации в пределах зоны антропогенных ландшафтов биосферных заповедников, а ст. 21 указанного Закона предусматривает размещение в рекреационных зонах национальных природных парков туристических маршрутов и экологических троп, гостиниц, мотелей, кемпингов и других объектов, перечисленных в ст. 51 ЗК. По мнению некоторых ученых, в таком случае возникает двойное целевое назначение и такие земли одновременно являются землями природоохранного и рекреационного назначения.

Но земельное законодательство не предусматривает возможности двойного целевого назначения земельного участка. В ст. 19 ЗК предусматривается разделение земель на категории по основному целевому назначению, причем категории земель имеют различный правовой режим: отнесение земельного участка к одной из категорий исключает возможность распространения на нее правового режима иной категории. Например, парки в пределах населенных пунктов могут принадлежать к землям жилой и общественной застройки (этот правовой режим допускает жилищное строительство на территории парка), к землям рекреационного назначения (этот правовой режим не допускает жилищного строительства, но допускает строительство на территории парка рекреационных объектов, например, стадион), а к землям природно — заповедного фонда, если они объявлены парком- памятником садово — паркового искусства. В последнем случае невозможно использовать территорию парка для строительства стадиона или жилого дома. Если бы земельный участок парка одновременно принадлежала к землям природно — заповедного фонда и рекреационного назначения, то это порождало бы правовую коллизию между правовым режимом земель рекреационного назначения, допускающий строительство рекреационных объектов, и правовым режимом природно- заповедного фонда, такого строительства не допускает. Поэтому Закон » О природно — заповедном фонде Украины » предусматривает изъятие (выкуп) земельных участков и предоставления их для создания объектов природно- заповедного фонда, то есть перевода их в категорию земель природно- заповедного фонда, чем исключается возможность коллизии с правовым режимом земель рекреационного назначения.

Закон «О курортах» предусматривает обязательное размещение на землях оздоровительного назначения освоенной природной территории курортов необходимой инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания отдыхающих. Итак указанная инфраструктура может включать в себя размещение или строительство всех объектов, перечисленных в ст. 51 ЗК. Вместе с тем Закон «О курортах» предусматривает объявлении природных территорий курортными, т.е. перевод их в категорию земель оздоровительного назначения. Таким образом исключается возможность коллизии с правовым режимом земель рекреационного назначения, ведь правовой режим земель оздоровительного назначения имеет приоритет в силу ст. 47 ЗК и законодательства о курортах.

Отсутствие факторов, негативно влияющих на здоровье людей является законодательным требованием для земель рекреационного назначения и проверяется органами государственной санитарно — эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины по согласованию соответствующих проектов землеустройства согласно Методическим рекомендациям «Обследование и районирование территории по степени влияния антропогенных факторов на состояние объектов окружающей среды с использованием цитогенетических методов», утв. приказом Министерства здравоохранения Украины от 13 марта 2007 г. № 116. Пригодность земель для рекреационных потребностей может также устанавливаться в ходе естественно — сельскохозяйственного, эколого — экономического, противоэрозионных и других видов районирования (зонирования) земель согласно ст. 26 Закона » Об охране земель».


Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+