Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Основные методы правового регулирования аграрного права

Основные
методы правового регулирования аграрного права

Комплексный метод правового регулирования. методы: 

1) Диспозитивное влияние — проявл. в предоставлении суб. по в возможности свободно и самостоятельно урегулир.. в устан. пределах. 

Виды: 

— рекомендательный – альтернативное поведение; 

— санкционированный — решение о реализ. о своих полномочиях;

— делегированный — суб. Правоотношений (п /o) наделяется прав и свобод относительно круга сделок. Н: прим. относительно учреждения с / х предприятий — договрные отношения агр. суб .; 

— отношения в сфере производственной хозной деятельности.

2) Императивный — прим. путем или уст. обязанностей участников по или запретов подлежащих выполнению. Н: использование при производстве продукции земель с / х назначения ст. 23, производство качественных и безопасных с / х продуктов (ЗУ печати и пищевых продуктов), применение пестицидов и агрохимикатов, это исп. геномодифигованих … 

3) Смешанный метод. Сочетание диспозитивного и императ.

 

 

Принципы
аграрного права Украины

Принципы — это основные исходные принципы определенного
общественного явления, активнее выражают его содержание. Принципы права — это принципы,
которые закреплены в правовых нормах и отражают закономерности определенной отрасли
права. В них раскрываются системные особенности отрасли права, которые обуславливают
ее отраслевую суть. Однако принципы права могут иметь и более широкий, межотраслевой
характер. Таковы общие принципы отражаются в отраслевых правовых принципах.

Спец . принципы: 

— Приоритетность развития с / х в народном хозяйстве Украины 

— Свободы агр-го предпринимательства и добровольность выбора форм и направлений хоз. деятельности 

— Равенство субъектов. агр. отношений 

— Равенство всех форм собственности и организационно-правовых форм в аграрном секторе 

— НЕ вручения гос. орг. в производственно-хоз. деятельность арг. суб. 

— Стабильная гос. поддержка 

— Приоритетность развития села 

— Экологизация агр. отношений 

— Тесная взаимосвязь «Связь трудовых и зем. П / у 

— Обеспечение защиты прав с / х производств.

Современный период развития украинского общества характеризуется
следующими общими правовимы принципами, которые должны отображаться в законодательстве
(в том числе — и в аграрном):

1) направленность на укрепление юридических основ правового
демократического государства;

2) направленность на обеспечение прав человека;

3) соответствие объективным закономерностям современного
общественного развития, его научным основам;

4) соответствие всех нормативно-правовых актов Конституции
Украины;

5) учет иерархической последовательности и внутренней
гармонии нормативно-правовых актов;

6) повышение роли законов как основных элементов законодательной
системы;

7) кодифицировано и системное правовое обеспечение общественного
развития (для устранения существующего спонтанного развития законодательства, многочисленных
фактов его дополнений и изменений и формирование стабильного законодательства).

Аграрное право как комплексная, интегрированная и специализированная
отрасль права имеет систему специальных принципов, наличие которых обусловлено особенностями
цели и содержания аграрных отношений. При этом следует учитывать 2 таких фактора:

1) крестьяне своим трудом создают жизненно необходимые
и незаменимые блага для всего общества: производя сельскохозяйственную продукцию,
они решают одну из важнейших общественных проблем — продовольственную;

2) аграрные отношения непосредственно или косвенно связаны
с процессом сельскохозяйственного землепользования.

В связи с указанным, ведущим специальным принципом аграрного
права следует считать приоритетность сельского хозяйства в системе всех других отраслей
народного хозяйства. Основной составной этого принципа является приоритетность сельскохозяйственного
землепользования среди других видов пользования землей. Одним из примеров юридического
закрепления этого специального принципа является Закон Украины от 17 октября 1990
«О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в
народном хозяйстве» (в редакции Закона от 15 мая 1992). Существует потребность
в принятии специального, более широкого по содержанию Закона — «О сельском
хозяйстве».

Вторым важным специальным принципом современного аграрного
права является равенство субъектов аграрных отношений. Переход Украины к рыночным
отношениям, многообразию форм собственности на землю и имущество, предпринимательские
принципы аграрного хозяйствования создали условия для возникновения новых субъектов
аграрных отношений — фермерских хозяйств, личных крестьянских хозяйств, частных
аграрных предприятий и др. И для качественного изменения правового статуса субъектов
аграрного хозяйствования, существовавших ранее, в том числе сельскохозяйственных
производственных и обслуживающих кооперативов. Равенство этих и других субъектов
аграрных отношений, в том числе крупных аграрных государственных предприятий, является
закономерным отражением демократических принципов в развитии аграрного предпринимательства.

Следующим принципом современного аграрного права является
право добровольного выбора крестьянами организационно-правовых форм хозяйствования
на землях сельскохозяйственного назначения, а также характера, направлений и способов
их хозяйственной и иной деятельности, как и свободного распоряжения произведенной
(изготовленной) сельскохозяйственной и другой продукцией. Этот принцип базируется
на принципах свободного демократического выбора форм хозяйствования и конституционных
гарантиях права частной и других форм собственности.

Специфическим принципом аграрного права является тесная
органическая взаимосвязь трудовых и земельных отношений, при котором процесс сельскохозяйственного
землепользования означает использование в процессе трудовой деятельности объективных
природных свойств почв, в частности плодородия, и вследствие этого сочетания человеческого
и природного факторов — получение сельскохозяйственной продукции. Это — характерный
принцип для основной отрасли сельскохозяйственного производства — растениеводства.

Ведение сельского хозяйства всегда связано с естественным
производственным риском, климатическими условиями, длительным промежутком времени
между вложением труда и получением прибыли произведенной (произведенной) продукции
и многими другими факторами. Поэтому во всем мире сельское хозяйство является дотационным.
И для Украинистабильна государственная поддержка сельскохозяйственного товаропроизводителя
должна стать постоянным принципом государственного руководства сельским хозяйством,
а значит — принципом аграрного права. Государство должно обеспечивать охрану земель
сельскохозяйственного назначения, создавать социально-экономические условия жизни
и труда крестьянина.

Чрезвычайно важное практическое значение имеет принцип
реальной гарантированности субъективных прав крестьян как граждан Украины и как
субъектов аграрных отношений. Крестьянство — это и структурная детерминанта, от
которой зависит продовольственном благополучии общества. Одновременно оно олицетворяет
устоявшийся образ жизни, является носителем национальных традиций и добропорядочных
обычаев. Однако продолжает существовать большой разрыв в реальном обеспечении материальных,
социальных и культурных условий жизни и труда жителей городов и сел. Это обусловливает
необходимость гуманизации статуса крестьянина на современных законодательных основах,
обеспечения справедливого распределения благ в демократическом правовом обществе.

 

 

Аграрное право как отрасль юридической науки

АП как одна из отраслей юридической
науки
 представляет собой
систему научных знаний об аграрном праве как отрасли права, его становлении и развитии,
принципах и особенностях правового регулирования аграрных отношений, основных институтах
АП, государственном регулировании сельского хозяйства, организационно-правовых формах
сх коммерческих и некоммерческих организаций, правовом режиме их имущества, приватизации
гос и муниципальных предприятий и особенностях ее осуществления в агропромышленном
комплексе и др. Аграрно-правовая наука изучает также зарубежное аграрное законодательство,
проводя его сравнительно-правовой анализ, правовое регулирование земельных и аграрных
преобразований в зарубежных странах.

Аграрное
право относится к комплексным отраслям права. В основе выделения аграрного права
в комплексную отрасль права лежат: 1) наличие предмета правового регулирования как
главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно
специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной
значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют
отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной
продукции; 2) методы и принципы правового регулирования; 3) существование необходимого
нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников (аграрного
законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права; 4) аграрная
политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права.

Как учебная дисциплина АП — это система научных знаний об аграрном праве как отрасли права, правовом
регулировании общественных отношений в аграрной сфере, обязательных к изучению в
соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юри­дических.

 

 

Система аграрного
права Украины

Система отрасли права — это закономерно последовательная,
полная и внутренне согласованная совокупность составляющих, основу которой составляет
правовой институт. Она в значительной степени обусловлена принципами права.

Можно утверждать, что сегодня аграрное право Украины
— это комплексная, интегрированная и специализированная отрасль права, которая исторически
сложилась и представляет собой полноценную систему аграрно-правовых институтов.
Именно их наличие как главной внутриотраслевой совокупности норм правовой общности
является подтверждением существования отдельной самостоятельной отрасли права.

Для аграрного права характерно наличие прежде всего комплексных
правовых институтов. Ведущий среди них — институт права собственности на землю (преимущественно
частную). Он является следствием осуществления радикальных реформ в сельском хозяйстве
— земельной и аграрной, возникновения аграрных товаропроизводителей, предпринимательских
основ их деятельности.

Комплексная юридическая природа института права собственности
связана, прежде всего, с его генетическими связями с гражданским правом и аграрно-правовой
специализацией норм земельного права. Последнее сделало возможным перераспределение
земель сельскохозяйственного назначения между различными аграрными субъектами, способствовало
возникновению новых субъектов аграрных отношений.

Комплексную земельно-аграрную правовую природу имеет
и новый правовой институт — дележки земель. Он был законодательно основан ЗК 1992
и широко задекларированный несколькими указами Президента Украины.

Право на земельную долю (пай) касается преимущественно
бывших членов коллективных сельскохозяйственных предприятий и является производным
от права коллективной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Оно
является, по сути, основной формой набутгя крестьянами права частной собственности
на эти земли.

Производным от институтов права собственности на землю
и дележки земель распространен в практике институт аренды земель сельскохозяйственного
назначения, который обычно используется аграрными субъектами, в значительной мере
предопределяет их юридическую природу.

Одним из новых институтов аграрного права является институт
фермерского хозяйства, который органично сочетает нормы права, регламентирующие
сложный комплекс земельных, трудовых, имущественных, организационных, управленческих
и других отношений.

Правовое положение фермерских хозяйств регулируется преимущественно
специальными законодательными актами аграрного законодательства.

Найусталенишим правовым институтом аграрного права является
институт сельскохозяйственной кооперации. Эта традиционная организационно-правовая
форма ведения сельского хозяйства прошла много разных этапов своего исторического
развития: она была значительно искажена в период коллективизации и возрождена в
90-х гг. Прошлого века, когда сначала на основе Закона СССР от 25 июня 1988 «О
кооперации в СССР «, а затем на основе специализированного Закона Украины»
О сельскохозяйственной кооперации «начали восстанавливаться настоящие кооперативные
принципы аграрного производства.

Создания и функционирования в Украине производственных
и особенно обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов требует дальнейшего совершенствования
их правового режима.

Аграрным законодательством предусмотрено развитие и других
организационно-правовых форм ведения сельскохозяйственного производства: личных
крестьянских хозяйств, частных аграрных предприятий, сельскохозяйственных обществ,
а также государственных сельскохозяйственных предприятий и др. Это будет способствовать
формированию соответствующих правовых институтов аграрного права.

Необходимость дальнейших социальных преобразований на
селе требует законодательного совершенствования комплексного аграрно-правового института
— приоритетного социального развития. Он был основан еще 1990 принятием специального
Закона УССР «О приоритетности социального развития села и агропромышленного
комплекса в народном хозяйстве», которым предусматривались приоритеты в государственных
инвестициях, принципы эквивалентности товарообмена между сельским хозяйством и промышленностью,
в сфере социального развития села, его научного и кадрового обеспечения и т.д..

18 января 2001 был принят Закон Украины «О стимулировании
развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годов», определивший конкретные
экономические, финансовые и социальные рычаги развития сельского хозяйства Украины.

Дальнейшее развитие нормативной базы этого правового
института направлен на законодательное урегулирование форм и методов государственной
поддержки сельского хозяйства, обеспечения нормальных социально-экономических условий
жизни и труда крестьянства.

Тенденцию к дальнейшему активному законодательного развития
имеет также институт гарантирования прав крестьянина как гражданина и как работника
сельского хозяйства, поскольку эти права не в полной мере закреплены в аграрном
законодательстве и еще меньше реализуются на практике.

Активно формируется и новый правовой институт аграрного
права — приватизация и дележки имущества в агропромышленном комплексе Украины. Особенностях
приватизации имущества в АПК предусмотрены специальными актами аграрного законодательства:
Законом Украины от 10 июля 1996 «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном
комплексе», Указом Президента Украины от 27 августа 2002 № 774/2002 «О
дополнительных мерах по повышению уровня защиты имущественных прав сельского населения
«и другие.

Ученые рекомендуют конкретные правовые условия совершенствования
этого сложного процесса.

Система аграрного права как учебная дисциплина предусматривает
последовательную наличие 3 составляющих, которыми являются:

1) общая часть;

2) особая часть;

3) специальная часть.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+