Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Криминология (Семинары)

Деструктивное влияние неформальных субкультур

Криминогенная роль СМИ

Страх перед преступностью как криминогенный фактор

 

 

Деструктивное влияние неформальных субкультур


В наше время все более становится актуальной тема о влиянии молодежной субкультуры на развитие преступности среди несовершеннолетних. Поэтому происходящие в молодежной культуре процессы в последние годы неизменно привлекают внимание социологов, культурологов, психологов, педагогов. Молодежная субкультура рассматривается неоднозначно: как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга; как вариант массовой культуры, продукт медиа-индустрии; как форма творческой активности молодежи. Не находящей принятии и поддержки со стороны официальной культуры; как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых.

Под молодежной субкультурой в целом понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Преступность несовершеннолетних в нашей стране вышла далеко за допустимые пределы. От нее страдают все и жертвы преступлений, и сами преступники, и их близкие, и в целом общество, которое тратит огромные деньги на борьбу с этим явлением. Но самое страшное в том, что мы теряем значительную часть подрастающего поколения, отбывающую наказание в местах лишения свободы, называемыми воспитательными колониями. Хотя они и называются воспитательными, обстановка во многих из них далека от той, которую принято называть педагогически благоприятной.

Возраст, в котором подростки попадают в воспитательные колонии (14-18 лет), приходится на период социального созревания. Именно в этом возрасте они нащупывают свою нишу в системе социальных связей, готовят себя к выполнению различных функций: гражданина, работника, семьянина.
В условиях же лишения свободы эти возможности существенно ограничиваются, прерывается естественный ход развития личности подростка.

Преступность в целом, и молодежная преступность, в частности, - это объективный закономерный процесс. Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга. Верно, замечено, что "преступники - часть общества, порождены обществом, проблему преступности бессмысленно изучать в отрыве от других социальных проблем, да и жизнь общества в целом надо изучать, помня о преступности" (Челидзе В.).

Игнорировать криминальную субкультуру, считая, что единственной целью для людей, совершающих преступления, является жажда обогащения - не только заблуждение, но и опасная ошибка. В этом и актуальность рассматриваемой нами проблемы.

К настоящему времени проблему влияния молодежной субкультуры рассматривали следующие авторы Н.Е. Маркова, разработала ряд учебных мероприятий работы с подростками молодежью общеобразовательных учреждений.

М.М. Римашевская занималась тесным взаимодействием с родителями по предупреждению во влечения подростков деструктивно неформальное объединение.

H.JI. Смокотина, И.Т. Егорова разработали комплекс мероприятий по профилактике правонарушения среди не совершеннолетних.

Криминальная субкультура как часть культуры общества зависит от процессов, происходящих в нем общесоциальных, экономических, идеологических, социально - демографических, социотехнических, социально-бытовых, социально-воспитательных, правовых, организационно - управленческих и др.

Рассмотрим общесоциальные процессы . Наверное, на первое место здесь можно поставить невиданное до сих пор в мире разрушение, наступившее в результате революции и многих лет тоталитаризма, общенациональной культуры. Нанесенный ей ущерб нельзя возместить, как отмечают многие исследователи и сторонние наблюдатели. Потомок эмигрантов первой волны русский дворянин М.П.Орлов рассуждает: "Разрушена традиционная русская культура, не говоря уже о сословных подкультурах, купеческой и так далее ... Я видел много стран, но нигде не ощущал такого глобального опустошения культуры, исторически присущей нации".

Но "свято место пусто не бывает". На развалинах общенародной культуры возникла культура тоталитаризма, что непосредственно отразилось на молодежной субкультуре. Ведь культура тоталитаризма не допускала диалога сословных культур. Большинство несовершеннолетних и молодых правонарушителей не могут отнести себя к определенному социальному сословию (классу), а те, кто может сделать это, не могут охарактеризовать основные принципы, нормы и правила жизни родителей своего сословия (квалифицированных рабочих, крестьян, врачей, научных работников, предпринимателей, представителей торговли, чиновничества и т.п.). В семье такие разговоры не культивируются. Духовными ценностями своего рода, семьи, профессии родители не дорожат и детям не передают. Поэтому несовершеннолетние и молодежь приобщаются к тому, что есть: к дворовой субкультуре (субкультуре "общаг", коммуналок и бараков), от которой один шаг до криминальной.

Следует учесть и то, что нарушения принципов демократии, социальной справедливости привели к крушению социальных идеалов молодежи , появлению тенденции к дегуманизации в межличностных и межгрупповых отношениях. Все это, естественно, вылилось в поиск других идеалов и норм жизни, привело к возникновению многочисленных неформальных объединений молодежи со своими правилами, нормами и атрибутами, действующими в группе. Возникла почва для криминальной субкультуры, взявшей от казарменно-барачной молодежной субкультуры все худшее, чуждое общечеловеческой морали.

Наблюдающийся в настоящее время процесс социальной нестабильности на всех уровнях и во всех сферах, дезорганизации общества, распада его социальных структур, обострения политических, региональных, национальных и иных общественных противоречий помог укрепиться и развиться криминальной субкультуре. Под влиянием данного фактора в ней возникли и развиваются интенсивные процессы обновления. В ней нарастают элементы дегуманизации, неоправданной жесткости к жертвам, садизма, насилия, агрессии, вандализма.

Крайние проявления молодежной моды породили спекуляцию, потребительство, вещизм, проституцию. Появились соответствующие преступные группы несовершеннолетних и молодежи.

Компьютерный "бум" привел к появлению групп несовершеннолетних и молодых людей, делающих преступный бизнес на компьютерной технике. Происходят кражи не только компьютеров, но и программ, использование компьютеров для различных финансовых махинаций, заражение ЭВМ "компьютерным вирусом" и т.п. В одиночку преступники в этой области не работают. Объединяясь в группы специалистов по данной технике, они разрабатывают правила, нормы, ценности "технарей", делающих бизнес, по которым и живут.

Средства массовой информации и сама информация (в том числе и печатная продукция) также стали объектом преступных махинаций, спекуляции печатной продукцией сомнительного свойства, особенно эротического и порнографического содержания.

Молодежь и несовершеннолетние, объединяясь в группы, делят здесь сферы влияния и территорию между собой, создают свою субкультуру, обслуживающую свой преступный бизнес. Возникают определенные межгрупповые внутригрупповые отношения.

Вследствие массовой автомобилизации и моторизации появились группы моторизированных преступников. Существуют преступные группы, занятые ночным извозом, ночной торговлей спиртным, "персональным" обслуживанием "боссов" преступного мира и валютных проституток. Здесь также действуют свои правила, нормы и ценности. Отношения между преступниками и преступников с гражданами также строго зарегулированы.

 

 


Криминогенная роль СМИ


Значительные возможности в проведении общей и индивидуальной профилактики имеют средства массовой информации, которые положительно воздействуют на чувства, интеллект, волю, поведение людей с целью предупреждения возможных нарушений социальных норм, а также развития активности граждан в борьбе с правонарушениями. В сочетании с объективными условиями жизни и другими субъективными факторами это постепенно приводит к изменению психологии различных слоев населения, мотивов поведения, взглядов, убеждений, привычек. В результате формируются социально полезные свойства личности, которые сами по себе имеют немаловажное значение в предупреждении правонарушений.

Основные направления профилактики правонарушений средствами массовой информации обусловлены задачами, стоящими перед правоохранительными органами в сфере борьбы с преступностью, создании в республике необходимых условий для ликвидации причин, ее порождающих, воспитании у людей высоких нравственных качеств, строгого соблюдения правовых моральных и этических норм.

В.Т. Томин выделяет два основных направления, по которым может идти использование органами внутренних дел средств массовой информации:

1) это усилия, имеющие своей непосредственной задачей правовое воспитание населения;

2) побуждение населения к оказанию помощи государственным органам в раскрытии отдельного преступления, расследовании конкретного уголовного дела.

Ф.К. Рябыкин называет такие направления общепрофилактического использования средств массовой информации, как:

а) устранение, блокирование либо нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению преступлений;

б) предупреждение преступных проявлений на основе конкретной ориентирующей граждан информации о способах преступлений и лицах, их совершивших;

в) показ неотвратимости наказания за совершенное преступление;

г) создание обстановки нетерпимости и общего осуждения вокруг нарушителей правопорядка и лиц, им попустительствующих;

д) правовое воспитание граждан;

е) распространение передового опыта и прогрессивных форм профилактики правонарушений;

ж) повышение авторитета органов уголовной юстиции и общественных формирований, принимающих участие в борьбе с правонарушениями;

з) установление обстоятельств, имеющих значение для раскрытия, расследования преступлений и розыска преступников2.

Характеризуя участие печати в предупреждении преступлений, Г.М. Ярош исходит из того, что она осуществляет профилактику опосредованными способами:

1) формируя общественное сознание, участвуя в создании атмосферы, исключающей нарушение закона;

2) сигнализируя компетентным органам о выявленных криминогенных факторах1.

Каждый из названных авторов по-своему верно называет направления профилактической деятельности средств массовой информации в соответствии с целями и задачами проводимых ими исследований. Хотя наиболее полно, на наш взгляд, они сформулированы Ф.К. Рябыкиным, сумевшим достаточно емко определить основные направления профилактической работы средств массовой информации.

Указанные направления тесно связаны между собой и в совокупности образуют органическое единство, но все они являются общими, так как схематично отражают лишь главные направления использования средств массовой информации. Между тем, каждое сообщение печати, радио, телевидения преследует свои цели, вытекающие из общих, связанных с познанными закономерностями происходящих в обществе социальных процессов, криминологическими тенденциями в динамике и структуре преступности, особенностями оперативной обстановки, складывающейся в конкретном регионе.

Особые цели применения печати, радио, телевидения в профилактике правонарушений определяют специфику содержания каждой публикации и передачи, обусловливают их направленность, усвояемость и те критерии, которым они должны соответствовать. Благодаря средствам массовой информации правоохранительные органы получают возможность осуществлять свои специфические цели через общий поток идеологических целей нашего общества. Все это предопределяет значительное количество направлений использования массовой информации в профилактике правонарушений.

Изучение большого массива газетных и журнальных публикаций, радио и телепередач по вопросам профилактики правонарушений, обобщение опыта, накопленного органами внутренних дел и учреждениями массовой информации в этом деле, а также литературы по данной проблеме показывает, что печать, радио и телевидение осуществляют свою профилактическую деятельность по следующим направлениям:

– пропаганда (разъяснение) законодательства;

– формирование правосознания граждан;

– выявление и разъяснение сущности причин, порождающих правонарушения (преступления), и условий, способствующих их совершению;

– участие граждан в устранении этих причин и условий;

– воспитание активности населения в борьбе с правонарушениями;

– воспитательно-профилактическое воздействие на лиц, склонных к преступлениям или совершивших какие-либо правонарушения;

– формирование общественного мнения с целью создания обстановки нетерпимости и осуждения вокруг лиц, нарушающих правопорядок, и тех, кто им попустительствует;

– удовлетворение поисковых потребностей органов внутренних дел (розыск преступников, установление свидетелей и потерпевших, обнаружение похищенного и вещественных доказательств);

– профилактика преступных проявлений на основе конкретной ориентирующей граждан информации о способах преступлений и лицах, их совершивших;

– обеспечение благоприятного морально-психологического климата среди населения в целях создания оптимальных условий для деятельности органов внутренних дел;

– информирование населения о действительном положении дел для того, чтобы пресечь ложные слухи;

– практическое вмешательство в конкретный юридический конфликт;

– пропаганда высоких нравственных аспектов социальной активности, эффективных форм работы общественности;

– разъяснение новых традиций и обычаев, формирующих организованность и дисциплину;

– борьба с нравственными антиподами и др.

Каждое из перечисленных направлений использования средств массовой информации имеет свои особенности. Их обусловливает специфика целей и способов воздействия на те криминогенные факторы, которые нуждаются в соответствующем реагировании.

Эти направления не могут охватить всего многообразия возможных аспектов использования средств массовой информации в профилактике правонарушений, ибо непрерывный процесс общественного развития обусловливает неизбежность исчезновения одних и возникновения других факторов, влияющих на проявление тех или иных негативных явлений. Это, в свою очередь, требует совершенствования форм и методов профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, в том числе использования печати, радио и телевидения, и как следствие – выработки новых направлений и аспектов профилактической деятельности учреждений массовой информации.

Органами внутренних дел и учреждениями массовой информации Казахстана накоплен определенный опыт деятельности по названным направлениям. Имеющиеся в этом плане возможности используются еще недостаточно и далеко не повсеместно. Причин тому много и в основном они субъективного характера. Некоторые руководители правоохранительных органов недооценивают возможности средств массовой информации, не добиваются эффективного сотрудничества с ними. Однако, такое сотрудничество возможно лишь там, где редакции, их руководители и сотрудники понимают социальную полезность взаимодействия с правоохранительными органами.

Представляется, что использование средств массовой информации в предупредительно-профилактическом плане в настоящее время может стать более ощутимым и действенным, так как с принятием Конституции Республики Казахстан они получили полную свободу и действуют в соответствии с законом.

Анализируя формы и методы профилактической деятельности средств массовой информации, можно сделать вывод, что печать, радио и телевидение принимают участие в общесоциальной и специально-криминологической профилактике, оказывают воздействие на аудиторию как на общем, так и на индивидуальном уровне. Характер и направленность их влияния полностью зависят от содержания публикаций и передач.

Средства массовой информации осуществляют профилактику правонарушений путем активного формирования общественного мнения, создания атмосферы, исключающей нарушения закона, сигнализируя компетентным органам специфическими журналистскими способами о криминогенных обстоятельствах и путях их устранения. Широкая аудитория, которую обеспечивают печать, радио и телевидение, позволяет привлечь внимание государственных органов и общественности к причинам и условиям, способствующим правонарушениям, не только там, где совершено конкретное преступление, но и во многих других местах, где существуют те же обстоятельства и могут быть применены аналогичные меры по их устранению.

Наряду с республиканскими, областными редакциями газет, телевидением и радиовещанием в городах и районных центрах, на многих промышленных предприятиях, в крупных учреждениях и вузах действуют многотиражные газеты и радиоредакции, локальные узлы связи. Всю эту систему средств массовой информации надо оптимально использовать в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.

 

 


Страх перед преступностью как криминогенный фактор


Страх перед преступностью представляет собой эмоциональную и физическую реакцию индивидов и сообществ на правонарушения и проявления беспорядка. Осознание возможности того, что практически в любой момент человек может стать жертвой преступления, порождает у него чувство страха, способное существенно влиять на поведение и уклад жизни индивида.

Отличительной чертой страха перед преступностью является то, что он весьма неравномерно встречается у населения. Можно выделить следующие наиболее устойчивые структурные закономерности страха перед преступностью:

1) женщины и пожилые люди в меньшей степени подвергаются (риску или угрозе) виктимизации, и в то же время показывают наивысший уровень страха перед нею;

2) объектом страха для белых людей часто служат национальные меньшинства;

3) жители регионов, сильнее пораженных преступностью, не обязательно боятся больше, нежели жители иных районов;

4) слабые в финансовом и социальном отношении лица чаще подвергаются виктимизации

С одной стороны, источником страха является преступность, с другой щ. стороны, не малую роль в его культивировании играют СМИ и политики, которые в погоне за сенсациями и голосами избирателей нагнетают страх.

Проблема социальных последствий страха перед преступностью - это проблема той цены, которую общество готово платить за собственную безопасность. Часто такой ценой становится нарушение гражданских свобод и нарушение прав тех слоев населения, которые, по всеобщему мнению, являются криминогенными.

Под влиянием страха перед преступностью возрастают общественный спрос на "твердую руку" и общественные призывы навести порядок, что может приводить к изменениям в политической и правовой системе. Напуганные люди легче соглашаются с жестокими и недемократичными методами борьбы с преступностью. Страх перед преступностью позволяет отвлечь внимание общественности от других социальных проблем, перевести его на поиск внешних и внутренних врагов и источников страха. Но в то же самое время страх перед преступностью может служить мобилизационным целям, выступая как источник сплочения общества перед лицом общей опасности.

В США и Западной Европе проблема страха перед преступностью хотя и является относительно новой, но представляется достаточно разработанной. При рассмотрении страха перед преступностью в США, Канаде и Западной Европе сложилось несколько подходов.

Страх перед преступностью начал рассматриваться в США, Канаде и Западной Европе в конце 60-х гг. XX в., прежде всего, в рамках виктимологического подхода. Согласно этому подходу, люди испытывают страх потому, что они пережили опыт прямого или косвенного столкновения с преступностью (или опыт виктимизации) или потому, что они виктимны (то есть при определенных условиях могут стать жертвами преступников). Виктимологический подход к страху перед преступностью представлен в работах Дж. Гарофэла, Дж. Конклина, А. Лиски, Д. Лыоиса, Г. Салем, Дж. Стэффорда, В.А. Тулякова, М, Уора, Б. Уоронер, К. Хэйла.

Однако дальнейшие исследования показали, что страх не сводится только к опыту виктимизации и к уровню преступности в данной местности. Это обстоятельство направило внимание исследователей на структурные и экологические факторы, которые могут вызывать страх.

Интеракционистский подход к анализу страха перед преступностью сформировался на базе идей И. Гофмана и Г. Блумера и представлен в работах Д. Алфида, М. Уора, К. Феррэро. В этих работах страх рассматривается как социально-конструируемая эмоция, значение и переживание которой определяется существующими в обществе рамками. Ярким примером использования интеракционистской методологии в исследовании страха перед преступностью является модель интерпретации риска К. Феррэро.

Довольно большой пласт исследований страха перед преступностью посвящен анализу влияния на него средств массовой информации. Теория, которая считает прессу основным источником страха перед преступностью, получила название "теория культивирования". Страх перед преступностью рассматривается этой теорией как продолжение конфликта, который происходит в обществе между различными группами, как один из способов управления и подавления, который используют власть имущие группы. Теория культивирования представлена в работах Б. Гантера, Г. Джебнера, Р. Спарка, М. Хыоза.

В рамках дискуссии о природе современного общества страх перед преступностью рассматривается модернистскими теориями. Этот феномен с позиции модернистских теорий связан с неопределенностью современности и влиянием экспертов. Эти теории сформировались на базе идей У. Бека, Э. Гидденса, 3. Баумана и представлены в работах Т. Джеферсона, С. Уолкоейт, В. Холэя, Р. Эриксона.

Категорія: Криминология (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter