Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Семинары)

Система органов ООН: главные органы, членство

Специализированные учреждения ООН. Правовой статус, направления и характер их деятельности

 

 

Система органов ООН: главные органы, членство


Устав ООН в число главных органов относит Генеральную Ассамблею, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.


Генеральная Ассамблея - сессионный орган ООН - состоит из представителей всех государств-членов. В настоящее время членами ООН по состоянию на 1 мая 2000 года является 188 государств мира (в сентябре 1999 года в члены ООН приняты островные государства Кирибати, Науру и Тонга).

Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы, входящие в компетенцию ООН. Она уполномочена рассматривать общие принципы международного сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности, включая проблему разоружения. Однако любой вопрос, по которому необходимо предпринять действия, до и после его обсуждения Генеральной Ассамблеей должно быть передано Совету Безопасности, так как она является единственным органом ООН, уполномоченным принимать решение относительно таких действий. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи проводятся 1 раз в год. По мере необходимости могут проводиться также специальные сессии Генеральной Ассамблеи, созываемых Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях каждый член ООН может быть представлен делегацией, состоящей не более из пяти делегатов и пяти заместителей, каждая делегация имеет один голос.

На каждой очередной сессии создается семь главных комитетов, в работе которых могут принимать участие представители всех государств-членов ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет) - этот комитет занимается в основном вопросами разоружения; Специальный политический комитет - у него передаются политические вопросы, входящие в компетенцию Первого комитета; Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет);

Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) Комитет по вопросам международной опеки и территорий, не самоуправляются (Четвертый комитет) Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет). Генеральная Ассамблея может также создавать временные или постоянные вспомогательные органы (например, подобным способом создана Комиссия по разоружению, Конференция ООН по торговле и развитию и Комиссия ООН по международному праву).

Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Постановлениями называются акты, принятые Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности, обращенным к государствам-членам и напоминают им об их правах и обязанностях. Постановления могут приниматься и по вопросам принятия или исключения государств из организации. В соответствии со статьей 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации членам ООН с целью содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивному развитию международного права и его кодификации, а также содействие международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования и т. д. Решение Генеральной Ассамблеи в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Устава ООН, принимаются по важным вопросам (рекомендации относительно мира и безопасности, выборы непостоянных членов Совета Безопасности, прием новых членов, приостановление прав и привилегий членов ООН) большинством в 2/3 присутствующих и , участвующих в голосовании членов Ассамблеи.


Совет Безопасности. Представляет собой важнейший постоянно действующий орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них - Россия, США, Великобритания, Франция и Китай - являются постоянными, а 10 - непостоянными, избираемых Генеральной Ассамблеей на срок 2 года (5 членов ежегодно).

Места непостоянных членов Совета Безопасности распределяются следующим образом: от Азии и Африки - 5 членов, от Восточной Европы - 1 (в 1999 году Украина была избрана непостоянным членом Совета Безопасности), от Латинской Америки и Карибского моря - 2, от Западной Европы, Канады , Новой Зеландии и Австралии - 2.

На Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Ее решения, принятые в установленном порядке, обязательные для государств - членов ООН, обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Совет Безопасности: уполномоченное расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные споры, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности; делать рекомендации относительно процедуры или методов урегулирования таких споров, разрабатывать планы создания системы регулирования вооружений; определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, следует принять; делать рекомендации по приему новых членов и исключение из ООН, условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда, и о назначении Генерального секретаря; выбирать вместе с Генеральной Ассамблеей членов Международного Суда, осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке; представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.

Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам могут быть приняты девятью голосами любых членов Совета. При выборах членов Международного Суда достаточно даже восьми голосов любых членов Совета Безопасности. Для принятия решения по всем вопросам нужно девять голосов, включая голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Для осуществления Советом Безопасности своих функций в поддержании международного мира и безопасности государства-члены обязуются предоставлять в ее распоряжение в случае необходимости вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода.

Роль ООН и, в частности, Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих основных мероприятий:

1. Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

2. Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, предусмотренных в главе VI Устава ООН.

3. Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, связано с развертыванием военного и / или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

4. Миростроительство в конфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.


Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на 3 года. Таким образом, состав Совета обновляется ежегодно на 1/3, причем член Совета, который выбывает, может быть переизбран на новый срок.

Избрание происходит в следующем порядке: 6 членов - от государств Восточной Европы, 13 - от государств Западной Европы и других государств, 11 - от государств Азии, 14 - от государств Африки, 10 - от государств Латинской Америки. Каждый член ЭКОСОС имеет одного представителя.

Рада целью содействия развитию международного сотрудничества в экономической и социальной областях. Она проводит исследования и составляет доклады по международным вопросам. Очередные сессии проводятся два раза в год, решения принимаются простым большинством. Органами Совета являются три сессионных комитеты (экономический, социальный и координационный), шесть постоянных комитетов (по технической помощи, из неправительственных организаций, по промышленному развитию, по жилищному строительству, по планированию, по использованию в целях развития достижений науки и техники), функциональные комиссии (по народонаселению, по правам человека, по праву женщин, по наркотическим средствам). При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправительственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию ЭКОСОС.


Совет по опеке был создан для оказания помощи Генеральной Ассамблеи в осуществлении международной системы опеки. По Уставу ООН Совет по опеке должна включать:

а) государства, управляющих территориями под опекой

б) постоянных членов Совета Безопасности, не имеют территорий под опекой, и

в) членов Совета по опеке, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года.

Основной целью Совета по опеке было достижение всеми подопечными территориями самоуправления и независимости или в качестве суверенных государств, либо путем свободного присоединения к соседним независимых государств. В ноябре 1994 Совет Безопасности принял решение о прекращении Соглашения об опеке ООН по последней из начальных 11 подопечных территорий - территории Тихоокеанские острова (Палау), управляемой США. Поэтому в настоящее время Совет собирается на свои сессии только при необходимости.


Международный Суд - главный судебный орган ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, который является неотъемлемой частью Устава. Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, оговоренных в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или тех, кто являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Они также не могут выполнять никаких политических или административных обязанностей и не вправе посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности. Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей. Следует учитывать, что стороной в деле, разбирающийся Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе. К ведению Суда относятся все дела, переданные ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями. По общему правилу, юрисдикция Суда факультативная, что означает, что Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать заявления о признании для себя обязательной юрисдикции Суда.

Откуда Суда - г. Гаага (Нидерланды). Это, однако, не препятствует Суду заседать и выполнять свои функции в других местах во всех случаях, когда Суд найдет это желательным. Председатель и Секретарь Суда должны проживать в месте пребывания Суда. Со времени создания Международного Суда в 1946 г. государства представили на его рассмотрение более 60 споров, и более 20 консультативных заключений были востребованы международными организациями.


Секретариат - постоянно действующий административный орган ООН, состоящий из Генерального секретаря и необходимого персонала. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет и может быть в том же порядке назначен на новый срок. На Секретариат в целом возложена обязанность по обеспечению необходимых условий для работы других органов ООН: упорядочение протоколов, осуществление устных и письменных переводов выступлений и документов, опубликование резолюций и других материалов.

Генеральный секретарь назначает персонал Секретариата и руководит его работой. При выполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств. Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе, с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Сотрудники секретариата, численность которых превышает 25 тысяч человек, являются международными гражданскими служащими.

Первым Генеральным секретарем ООН, как уже отмечалось, был Трюгве Ли (Норвегия), занимавший эту должность с 1946 по 1953 годы. Даг Хаммаршельд (Швеция)

был Генеральным секретарем с 1953 до его гибели в авиационной катастрофе в Африке в 1961 году. В течение 1961-1971 годов эту должность занимал У Тан (Бирма, ныне именуемая Мьянмой). Потом его заменил Курт Вальдхайм (Австрия), занимавший эту должность с 1972 по 1981 года. Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) вступил в должность 1 января 1982 и выполнял ее до конца 1991 года. Бутрос Бутрос Гали (Египет) был Генеральным секретарем с января 1992 по декабрь 1996. В конце 1996 года Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности ООН назначила Генеральным секретарем ООН Кофи Аннана (Гана) на период с 1 января 1997 до 31 декабря 2001 года.

 

 


Специализированные учреждения ООН. Правовой статус, направления и характер их деятельности


Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Согласно Уставу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), принятым в 1950 году, Верховный комиссар, действуя под руководством Генеральной, Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты, под эгидой ООН, тем беженцам, которые подпадают под действие настоящего Устава, и по изысканию окончательного решения проблемы беженцев путем выявления содействия правительствам и, с согласия соответствующих правительств, частным организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев или их ассимиляции в новых странах.

Особенность деятельности Верховного комиссара заключается в том, что она абсолютно аполитична по своему характеру, она носит гуманитарный и социальный характер и касается, как общее правило, лишь отдельных групп и категорий беженцев. Согласно определению, содержащийся в Уставе УВКБ, беженцами являются те лица, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой из-за боязни подвергнуться гонениям.

УВКБ осуществляет свои программы помощи полностью за счет добровольных взносов правительств и средств из частных источников.

Верховный комиссар следует руководящим директивам, которые даются ему Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социальным Советом.

Верховный комиссар обеспечивает защиту беженцев, забота о которых входит в компетенцию его Управления, путем:

- Содействие заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, наблюдения за выполнением этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним;

- Содействие посредством специальных соглашений с правительствами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облегчение положения беженцев и сокращение числа беженцев, нуждающихся в защите;

- Содействие правительственным и частным усилиям, направленным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ассимиляции в новых странах;

- Облегчение допуска беженцев на территорию различных государств;

- Получение от правительств информации относительно числа беженцев на их территории и положения их, а также законов и постановлений, их касающихся;

- Поддержания контакта с заинтересованными правительственными и неправительственными организациями.

Кроме того, в пределах предоставленных в его распоряжение средств Верховный комиссар занимается другими видами деятельности, в том числе репатриацией и расселением.

Ему поручается заведование всеми общественными или частными средствами, получаемыми им с целью оказания помощи беженцам, и распределение их между частными и государственными учреждениями.

Верховный комиссар обладает в рамках ООН определенным правовым статусом. В частности, он имеет право излагать свою точку зрения в Генеральной Ассамблее, в ЭКОСОС и в их вспомогательных органах. Кроме того, Верховный комиссар ежегодно обязан представлять доклад Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС, его доклад рассматривается как отдельный пункт повестки дня Генеральной Ассамблеи.


Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека

Должность Верховного комиссара ООН по поощрению и защите всех прав человека была учреждена в соответствии с резолюцией 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 года.

Верховным комиссаром является личность, характеризующаяся высокими моральными устоями и честностью и обладает опытом, в том числе в области прав человека, а также общими знаниями и пониманием разных культур, что особенно необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара.

Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем OОH и утверждается Генеральной Ассамблеей на четырехлетний период с возможностью продления еще на один срок.

По своему статусу Верховный комиссар является заместителем Генерального секретаря ООН. Он действует в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных документов в области прав человека и несет основную ответственность за деятельность международного сообщества в области прав человека.

Верховный комиссар по правам человека представляет ежегодный доклад о своей деятельности в соответствии со своим мандатом Комиссии по правам человека, а через ЭКОСОС - Генеральной Ассамблее ООН.

В рамках общей компетенции, полномочий и решений Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека можно назвать такие обязанности Верховного комиссара:

- Поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людьми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав;

- Выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы Организации Объединенных Наций в области прав человека, и представлять им рекомендации в целях содействия эффективному поощрению и защите всех прав человека;

- Поощрять и защищать реализацию права на развитие и усиливать для этого поддержку со стороны соответствующих органов системы ООН;

- Представляет в Центр по правам человека Секретариата и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и техническую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и, при необходимости, региональных организаций по правам человека с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека;

- Координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы Организации Объединенных Наций в области прав человека;

- Играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав человека во всем мире;

- Расширять международное сотрудничество в целях поощрений и защиты всех прав человека;

- Координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН;

- Осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека.

Управление Верховного комиссара размещается в г. Женеве (Швейцария).


Комиссия по правам человека

Комиссия ООН по правам человека основана ЭКОСОС в 1946 году. Сначала в ее состав входило 18 членов. В настоящее время

Комиссия избирается ЭКОСОС на три года и состоит уже из 43 членов.

Основная задача Комиссии заключается в разработке предложений и рекомендаций и представлении ЭКОСОС докладов по международно-правовой регламентации гражданских и политических прав человека, прав женщин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, другими вопросами прав человека.

С этой целью Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Рабочую группу по вопросу о насильственных или недобровольные исчезновения людей и др.

Правительства государств-членов ООН и неправительственные организации, как международного, так и национального характера, представляют Комиссии по его требованию информацию о нарушениях прав человека. В Комиссии или ее органах заслушиваются представители правительств с целью предоставления объяснений и ответов из рассматриваемых вопросов.

Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может принять решение поручить расследование определенных фактов независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить необходимое изменение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкретных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 год), на оккупированных арабских территориях, включая Палестину (1968 год), в Чили (1975-1978 годы), в Афганистане, Сальвадоре и др.

Заседание Комиссии проходят в Женеве (Швейцария).

Категорія: Международное право (Семинары)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter