Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Международное право (Шпаргалки)


153. Правовой режим воздушного пространства. Свободы воздуха

154. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

155. Понятие и принципы международного космического права

156. Правовой режим космического пространства и небесных тел

157. Правовой режим космических объектов и космонавтов

 

 

153. Правовой режим воздушного пространства. Свободы воздуха

Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В международном праве нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.

Существует три вида воздушного пространствав зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.).

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.).

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

  1. право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;
  2. право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

 

 


154. Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Впервые определение одного из видов незаконного вмешательства, совершаемого непосредственно на борту воздушного судна (незаконного захвата воздушного судна), было дано в Токийской конвенции 1963 года, которая определяет незаконный захват следующим образом: "...когда лицо, находящееся на борту воздушного судна, незаконно, с помощью силы или угрозы применения силы совершило акт вмешательства, захвата или иным образом неправомерно осуществляет контроль над воздушным судном в полете или когда намечается совершение такого акта".

В 1970 году в Гааге была подписана Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.

В соответствии со ст. 1 Монреальской конвенции 1971 года "любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:

  • совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности воздушного судна; или
  • разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя; или
  • помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое выводит его из строя, или причинить ему повреждение, которое Может угрожать его безопасности в полете; или
  • разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете; или
  • сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции применяются во всех случаях, когда воздушное судно находится в полете над территорией иной, чем территория государства регистрации воздушного судна.

Согласно Гаагской и Монреальской конвенциям, устанавливать юрисдикцию в отношении преступления могут: государство регистрации воздушного судна; государство основного места деятельности или постоянного места пребывания арендатора воздушного судна, которое сдано в аренду без экипажа; государство, на чьей территории совершает посадку воздушное судно, на борту которого совершено преступление и еще находится преступник; либо иное государство, на чьей территории находится преступник или предполагаемый преступник.

 

 


155. Понятие и принципы международного космического права

Днем рождения Международного космического права можно считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 г., когда была окончательно признана применимость принципов международного права к международному космическому праву. Международное космическое право - это система основных принципов международного права, специальных принципов и норм, определяющих основы космического сотрудничества государств и правовой режим космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, космонавтов.

Принципы международного космического права. На международное космическое право распространяются общие принципы международного права. Принцип равноправия государств применительно к космической деятельности означает равенство прав всех государств как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением. Исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов независимо от степени их экономического или научного развития.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международном космическом праве означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а все споры по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.

Специализированные принципы международного космического права: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел. Эти принципы сформировались на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества.

Основная роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору. В Договоре по космосу 1967 г. нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в специальных соглашениях, в частности, в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство и Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, и в др. Также к договорным источникам международного космического права относятся различные соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса.

 

 


156. Правовой режим космического пространства и небесных тел

Договор 1967 г. по космосу содержит основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространст­ве и нормы, непосредственно характеризующие его правовой режим.

Государства — участники Договора осуществляют деятель­ность по исследованию и использованию космического простран­ства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности развития международного сотрудничества и взаимопонимания (ст. 111). Таким образом, сферой применения международного права ста­новятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Договор 1967 г. по космосу закрепил положение о том, что "космическое про­странство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению. Вместе с тем государства-участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации при­родных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая экс­плуатация возможна. Целями данного режима, в частности, бу­дут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распре­деление между всеми государствами-участниками благ, полу­чаемых от этих ресурсов. Вопрос о границе между воздушным и космическим про­странством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-пра­вовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100-110 км над уровнем океана. Надземное про­странство на уровне и выше пределов минимально низких ор­бит спутников не подпадает под суверенитет государств, нахо­дящихся под этим пространством и считается открытым космо­сом.

Государства — участники Договора обя­зуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массо­вого уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демили­таризованным.

 

 


157. Правовой режим космических объектов и космонавтов

Космический объект – это искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные и сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях. Право собственности на космические объекты и их составные части остается за ними во время их нахождения в космическом пространстве, а также и по возвращении их на Землю.

Космонавтом – членом космического экипажа считается гражданин государства, запускающего космический корабль и выполняющий определенные функциональные обязанности во время полета космического корабля или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле.

Космонавт находится под юрисдикцией государства регистрации космического объекта.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекат и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, а точнее – в полете, имея в виду также нахождение его над территорией другого государства.

Права собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, иные ценности могут принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности. Государства также обязаны информировать Генерального секретаря ООН о случаях обнаружения космических объектов и в кратчайшие сроки возвращать их государству – владельцу космических объектов. Части объектов, а также сами объекты, которые не имеют опознавательных знаков и которые не зарегистрированы должным образом, возврату не подлежат.


Категорія: Международное право (Шпаргалки)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter