Действие административной нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц


Действие административно-правовых норм связано с наличием определенных пределов их способности осуществлять то или иное воздействие на регулируемые общественные отношения. Эти границы действуют во времени и пространстве, а также: различаются по кругу лиц.

Действие административно-правовых норм во времени, как правило, не ограничено определенными сроками. Это означает, что они действуют до их официального изменения или отмены. Однако могут предусматриваться временные пределы действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории, то есть на определенный срок.

Для действия административно-правовых норм существуют общие правила:

а) административно-правовые нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, определенный в нормативном акте

б) нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения в этом оговариваются в самом акте.

Вопрос о действии административно-правовой нормы во времени имеет большое практическое значение, поэтому неудивительно, что оно является предметом отдельного исследования ученых. От его правильного решения зачастую зависит, какой именно законодательный или нормативный акт - новый или старый - будет применяться к конкретным отношениям, какие императивные предписания будут осуществляться.

Вопрос о вступлении административно-правовой нормы в силу зависит от двух обстоятельств:

1) даты вступления нормы в юридическую силу;

2) границ действия нормы при вступлении в силу.

Вопрос о границах действия новой нормы предусматривает три варианта действия:

  • перспективная - действие по фактам, правоотношениям, возникшим после вступления нормы в силу;
  • немедленная - действие по правоотношениям, возникшим снова или раньше, но с даты вступления нормы в силу;
  • с обратной силой - действие по правоотношениям, снова возникли, и правоотношениям, возникшим до вступления нормы в силу, но более ранней даты.

По установлению границ приостановлении действия нормы, которая существовала ранее, возможны три варианта действия:

Норма переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе после даты вступления в силу новой нормы; норма немедленно останавливает действие по отношениям, которые ранее регулировались ней, с даты потери нормой юридической силы; норма досрочно останавливает действие и таким образом влияет на правоотношения, ранее регулировались этой нормой, а потом стали регулироваться новой нормой с обратной силой. Как правило, следует руководствоваться следующим принципом: немедленное действие нормы - это общее правило, а допущение переживания старой нормы, предоставление обратной силы новой должно быть оговорено актом уполномоченного органа.

Порядок действия в Украине законодательства СССР регулируется Постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Действие административно-правовых норм в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Такой территорией действия норм могут быть отдельные экономические зоны. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Возможен «выход» таких норм за пределы государственной границы, когда они регламентируют деятельность украинских организаций и граждан за рубежом. В пределах Украины действие административно-правовых норм распространяется на иностранцев.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано со статусом органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают:

нормы, которые действуют на всей территории Украины или в пределах отдельных административно-территориальных единиц;

нормы общего и отраслевого характера;

нормы актов локального (внутриорганизационного) характера.

Действие административно-правовых норм по кругу лиц различается в зависимости от их распространения на всех граждан или на отдельные их группы (военнослужащих, беженцев, пассажиров, работников отдельных министерств), то есть на так называемых специальных субъектов административного права.

Международные соглашения (договоры) Украины и международно-правовые акты, действующие если они ратифицированы Верховной Радой Украины. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно-правовые акты регулируют и вопросы, которые отнесены к административно-правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовом статусе иностранцев; порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств; международное транспортное сообщение; сотрудничество в различных отраслях народного хозяйства; борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского-польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицированная Верховной Радой Украины 14 июля 1993.

По своей юридической силе нормы международных соглашений и международно-правовых актов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 19
3  
Користувачів 284
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
Чи подобається Вам новий дизайн ?