Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Воды как объект правового регулирования использования, воспроизводства и охраны

Воды как объект правового регулирования использования,
воспроизводства и охраны

Одним из видов природных объектов являются воды. Вода входит в состав
всех элементов биосферы, она присутствует не только в водных объектах (водоемах,
реках и т.д.), но и в воздухе, фунте, живых существах и является важнейшим экологическим
фактором в жизни наземных организмов, основной частью протоплазмы клеток, тканей,
растительных и животных соков. Воды составляют среду обитания представителей растительного
и животного мира. Издавна наличие водных ресурсов была решающим фактором при определении
мест расселения людей.

Воды выполняют экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную
функции. Экологическая выражается в обеспечении естественных условий жизни на земле;
экономическая-в том, что они являются достаточно важным энергетическим и транспортным
ресурсом, неотъемлемой частью промышленного и сельскохозяйственного производства;
культурно-оздоровительная проявляется в использовании их для отдыха, водного туризма,
спортивно-любительского рыболовства, санитарно-курортного лечения, организации заказников
и заповедников.

Необходимость правового регулирования охраны, использования и воспроизведения
вод вызвана рядом факторов:

1) установленным экологическим состоянием природного объекта. Так,
распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2007 одобрена Концепция национальной
экологической политики Украины на период до 2020 года. Среди проблем, на решение
которых направлено это правовой документ, можно выделить: а) потерю значительной
частью водных объектов своей природной чистоты и нарушение их способности к самоочищению;
б) превышение объема естественного стока вод в результате загрязнения водных объектов
соединениями тяжелых металлов, азотом, сульфатами, нефтепродуктами и фенолами; в)
сброс в реки в ряде областей загрязненных вод;

2) возрастающими масштабами потребления: расходы свежей воды на единицу
выпускаемой продукции в Украине превышают аналогичные показатели по сравнению с
Францией — в 2,5 раза, Германией и Великобританией — в 4,3 раза;

3) учетом таких качеств этого природного объекта, как ограниченность
и уязвимость.

Правовая охрана и использование вод в Украине обеспечивается Конституцией
Украины (1996 года), ВК Украины (1995 г.) 1, законами Украины «Об охране окружающей
природной среды» (1991 года), «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»
(2002 года), «Об общегосударственной программе развития водного хозяйства»
(2002 года) и др.., распоряжениями и указами Президента Украины, постановлениями
Кабинета Министров Украины и др.

Задачей водного законодательства является регламентация правовых отношений
с целью обеспечения сохранности и научно обоснованного, рационального использования
вод для нужд населения и отраслей экономики, восстановления водных ресурсов, охрана
вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения вредных их действиям и
ликвидация последствий, улучшение состояния водных объектов, а также охрана прав
предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование.

Все воды — поверхностные, подземные, морские — входят в состав природных
звеньев водного круговорота.

На территории Украины все водные объекты представляют ее водный фонд,
к которому относятся: а) поверхностные воды, б) подземные воды и источники, в) внутренние
морские воды и источники и г) внутренние морские воды и территориальное море.

ВК Украины закрепляет особое правовое положение этих природных объектов
на территории государства как национальное достояние всего народа. Это их особое
правовое положение опирается на сочетание специфических характеристик вод как a)
окружающей природной среды, экосистемы, б) природного объекта, в) объекта права
собственности (причем ВК Украины закрепляет, что они составляют исключительную собственность
Украинского народа и могут предоставляться только в пользование) и г) объекта недвижимости,
что отмечают соответствующие положения ГК Украины.

 

 

Правовой режим водоохранных зон и
зон санитарной охраны, прибрежных защитных полос, полос отвода, береговых полос
водных путей

Для
создания благоприятного режима водных объектов, предупреждение их загрязнения, засорения
и истощения, уничтожения околоводных растений и животных, а также уменьшение колебаний
стока вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются
водоохранные зоны. Водоохранная зона является природоохранной территорией хозяйственной
деятельности, регулируется. На территории водоохранных зон запрещается: 1) использование
стойких и сильнодействующих пестицидов; 2) устройство кладбищ, скотомогильников,
свалок, полей фильтрации; 3) сброс неочищенных сточных вод, используя рельеф местности
(балки, низовья, карьеры и т.п.), а также в ручейки. В отдельных случаях в водоохранной
зоне может быть разрешено добывания песка и гравия за пределами земель водного фонда
на сухой части поймы, в праруслах праруслах рек по согласованию с государственными
органами охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства и геологии. Внешние
границы водоохранных зон определяются по специально разработанным проектам. Порядок
определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности
в них устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Исполнительные комитеты местных
Советов обязаны доводить до сведения населения, всех заинтересованных организаций
решения относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также
водоохранного режима, который действует на этих территориях. Контроль за созданием
водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования
их территорий осуществляется исполнительными комитетами местных Советов и государственными
органами ООПС. ВК Статья 93. Зоны санитарной охраны

В
целях охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения
населения, лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны,
которые делятся на пояса особого режима. Границы зон санитарной охраны водных объектов
устанавливаются местными Советами на их территории по согласованию с государственными
органами санитарного надзора, охраны окружающей природной среды, водного хозяйства
и геологии. Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом
Министров Украини.Стаття 90. Ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных
защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних
морских водах Прибрежная защитная полоса вдоль морей, морских заливов и лиманов
входит в зону санитарной охраны моря и может использоваться только для строительства
военных и других оборонных объектов, объектов, производящих энергию за счет использования
энергии ветра, солнца и волн, объектов снабжения, распределения, передачи ( транспортировки
) энергии, а также санаториев, детских оздоровительных лагерей и других лечебно
— оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией,
гидротехнических, гидрометрических и линейных сооружений.

В
прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах
во внутренних морских водах запрещается:

1)
применение стойких и сильнодействующих пестицидив

2)
устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;

3)
устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом более
1 кубического метра в сутки;

4)
устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживания
жидких отходов. В пределах пляжной зоны прибрежных защитных полос запрещается строительство
любых сооружений, кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных.

 

 

Правовая охрана вод от загрязнения,
засорения и истощения: условия размещения и строительства предприятий, которые
могут влиять на состояние водных объектов

проектирования,
строительства, реконструкции и ввода в действие предприятий, сооружений и других
объектов, которые могут влиять — на состояние вод и рыбохозяйственных водных объектов:
запрет сброса в водные объекты отходов и мусора; охрана поверхности водосборов и
ледового покрова водоемов, водотоков, морей, их заливов и лиманов ; охрана вод от
потерь смазочного масла, горючего, химических, нефтяных и других загрязняющих веществ; предотвращения загрязнения вод удобрениями и химическими средствами защиты растений;
особенности охраны внутренних морских вод и территориального моря.

Глава
20. ВК Охрана вод от загрязнения, засорения и истощения ВК Статья 95.

Все
воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения, исчерпания и других
действий, которые могут ухудшить условия водоснабжения, наносить ущерб здоровью
людей, повлечь уменьшение рыбных запасов и других объектов водного промысла, ухудшение
условий обитания диких животных, снижению плодородия земель и другие неблагоприятные
явления вследствие изменения физических и химических свойств вод, снижения их способности
к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима
вод.

Деятельность
физических и юридических лиц, которая наносит ущерб водам (водным объектам), может
быть прекращена по решению суду. Стаття 96. При размещении, проектировании, строительстве,
реконструкции и введения в действие предприятий, сооружений и других объектов, а
также при внедрении новых технологических процессов должно обеспечиваться рациональное
использование вод. При этом предусматриваются технологии, которые обеспечивают охрану
вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение их вредного воздействия,
охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также способствуют сохранению
природных условий и ландшафтов как непосредственно в зоне их размещения, так и на
водосборной площади водных объектов. Запрещается проектирование и строительство
прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, за исключением предприятий,
которые по технологии производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение.
Запрещается осуществление проектов хозяйственной и иной деятельности без оценки
их влияния на состояние вод.Пид размещении, проектировании, строительстве, реконструкции
и введения в действие предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных
водных объектах осуществляются мероприятия, обеспечивающие охрану рыб, других водных
животных и растений и их воспроизведение. К основным мерам по обеспечению охраны
и воспроизводства рыбных запасов, водных животных и растений принадлежит оборудование
рыбозащитными устройствами водозаборных и других сооружений соответственно утвержденным
проектам, строительство рыбопитомников, искусственных нерестилищ, рыбопропускных
сооружений, подготовка ложа водохранилища и т.п.

Статья
99. Запрещается сброс в водные объекты производственных, бытовых, радиоактивных
и других видов отходов и мусора. Учреждениям, организациям и гражданам запрещается
загрязнять, засорять поверхности водосборов, ледового покрова водоемов, водотоков,
а также морей, их заливов и лиманов производственными, бытовыми и другими отходами,
мусором, нефтяными, химическими и другими загрязняющими веществами. Владельцы средств
водного транспорта, трубопроводов, плавучих и других сооружений на водных объектах,
а также другие юридические и физические лица обязаны обеспечивать охрану вод от
загрязнения и засорение вследствие потерь смазочного масла, горючего, химических,
нефтяных и других загрязняющих веществ. З целью предотвращения загрязнения вод сельскохозяйственные,
лесохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и граждане
обязаны соблюдать установленные правила хранения, транспортировки и использования
удобрений, химических средств защиты растений и других токсичных препаратов и веществ.
Ст. 102 Во внутренние морские воды и территориальное море запрещается снимать из
судов и плавучих средств, платформ и других морских сооружений и воздушных судов
химические, радиоактивные и другие вредные вещества, а также радиоактивные или другие
отходы, материалы, предметы и мусор, которые могут вызвать загрязнение моря. Охрана
внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения осуществляется
в соответствии с правилами, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины, других
актов законодательства.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+