Поиск по сайту

Законы XII таблиц - древнейший памятник римского рабовладельческого права

 

 

Законы XII таблиц - древнейший памятник римского рабовладельческого права


История создания таблиц связана с так называемой первой сецессией (то есть оставление плебеями Рима). Согласно рассказу Тита Ливия в 494 г. до н.э. плебеи, которые изнывали от притеснений патрициев и были обременены долгами, отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима на Священную гору, где стали лагерем. Оставление плебеями Рима породило панику: уменьшалась боеспособность римской армии, кроме того, не исключалась возможность, что плебеи могут основать самостоятельное государство. Патриции вынуждены были начать переговоры и пойти на уступки: была создана специальная магистратура народных трибунов, которая в дальнейшем получила огромное значение. Народные трибуны могли избираться только из плебеев и пользовались неприкосновенностью. Сначала их обязанности заключались в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов. В связи с этим они получили право приостанавливать воплощение в жизнь распоряжения этих магистратов (право veto - «запрещаю»). Сначала избиралось два трибуна, затем их количество увеличилось до 10.

Требование плебеев записать правила обычного права привела к созданию комиссии из трех человек, которая была отправлена в Грецию для изучения законов Солона. По возвращении комиссии в Рим был отменен консулат и выбрано 10 человек для написания законов - decemviri legibus scribendis. В течение 451 p. до н.э. они написали 10 таблиц и вынесли их одобрения центуриатных комициях. Но поскольку таблицы не представляли собой полное собрание обычного права, в следующем году новые децемвиры вынесли на одобрение центуриатных комиций еще две таблицы. Так возникли Законы XII таблиц - сборник законов, который был очень важной кодификацией римского гражданского права.

Текст Законов XII таблиц полностью не сохранился. Оригинальный текст Законов был, вероятно, записанный на медных плитах и исчез во время войны с галлами. Но эти очень популярные Законы вскоре были полностью реконструированы благодаря тому, что они многократно в истории Рима использовались, цитировались, переводились и комментировались. Законы содержат наставления по различным разделам права.

Итак, первая римская кодификация права приходится на середину V в. до н.э. Она получила название «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного (fons omnis publici privatigue juris).

Свое название Законы получили в связи с тем, что были начертаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Поэтому никто не мог «ссылаться на незнание закона». По некоторым сведениям, от всякого молодого человека, вступающего в ряды граждан, требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские.

Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всех в них нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение в правах с патрициями.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в произведениях древних авторов, особенно юристов - Цицерона, Ульпиана, Гая и др.

Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II в. н.э. Гая, автора «Институций» - учебник для римских юридических школ. Его случайно нашел историк Нибур в 1816 г. в итальянском городе Вероне. «Институты» Гая были найдены под текстом произведения богословского содержания.

Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятна, нашел сочинение Гая.

От слова «цивитас», что означает «город», «городская община», право Таблиц называли «гражданским», то есть надлежащим определенной совокупности людей; от слова «квириты» (как любили называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - «квиритскому».

От «цивитас» происходит поныне используемый термин «цивилистика», что означает «гражданское право», совокупность институтов, предназначенных для регулирования имущественных отношений.

Вплоть до середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой в Риме было квиритское право. Оно отличалось большой степенью традиционности, связью с древнеримскими (квиритскими) обычаями, что нашло свое отражение и в законах XII таблиц. Оно на всех этапах применялось только к лицам, которые имели римское гражданство, и рассматривался как особая привилегия римского гражданина.

Совокупность полномочий, гражданское право предоставляло римскому гражданину, открывала перед ним возможность (по крайней мере формально) участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, пронизывающей всю историю ранней республики, завершилась в конце концов предоставлением им всех привилегий, предусмотренных в гражданском праве.

Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества. Оно долгое время было связано с деятельностью жрецов и даже с постепенным усилением в нем светских основ многое сохранило от религиозного торжества и ритуальности. В то же время оно отличалось четкостью, строгостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в древнейшем римском праве регулировались имущественные отношения, прежде всего право частной собственности (dominium ex jure Guiritium), которое рассматривалось как полное господство собственника своей вещью (plena in potestas). Однако община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяйственно важным имуществом.

Большое значение в квиритском праве играло безусловное соблюдение торжественных судебных обрядов, из-за чего форма права в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс - над материальным правом. Формализм гражданского права был одной из условий поддержки в раннеклассовых обществах устойчивого правопорядка, что способствовало сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. Но объективно он тормозил развитие не только частнособственнических отношений, но и демократических форм общественной и политической жизни. К III в. до н.э. консервативное с точки зрения социальной роли гражданское право стало превращаться в определенное препятствие для роста торгового обращения и начало противоречить потребностям рабовладельческой системы, которая в то время быстро развивалась.

 

 


Право частной собственности по Законам XII таблиц


Уже в древнейший период в Риме большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, которые находились в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (в частности, общественная земля - ager publicum) рассматривались как находящиеся вне имущественным, торговым оборотом (res extra comercium). Однако государственные земли разворовывались патрицианской знатью, что приводило к появлению большого рабовладельческого землевладения, а потому по вопросам о выделении участков земли из общественного фонда в течение почти всего республиканского периода шла острая борьба между плебеями и патрициями. Эта борьба была несколько смягчена законом Лициния (около 367 г. до н.э.), который предусматривал равные права плебеев и патрициев на пользование государственной землей и устанавливал максимальный размер участка, выделяемую из общественного фонда - 500 югеров (около 125 га).

В гражданском праве наиболее значительным разделением вещей, находившихся в хозяйственном обращения и могли быть объектом права собственности, был их раздел на манципованые (res mancipi) и неманципованные (res пес mancipi). К первой группе относились земли в Италии, рабы, большой домашний скот, земельные сервитуты, то есть экономически важные объекты вещного права, ко второй - все остальные вещи.

Отчуждение вещей, составляли первую группу, могло осуществляться только путем манципации - особенно сложной и торжественной процедуры. Манципация была чисто формальным обрядом, осуществляемым «посредством меди и весов». Она требовала наличия пяти свидетелей и вагодержателя. Покупатель касался рукой вещи, приобретаемой ним, держа в руках кусок меди и говорил торжественную формулу: «Утверждаю, что этот раб по праву квиритов принадлежит мне и что он должен считаться купленным мною за этот металл и при помощи этих медных весов». Затем он ударял этим металлом о весы (этот обряд возник, когда еще не было чеканной монеты) и передавал его как покупательную сумму тому, от кого приобретал вещь путем манципации. Неманципованные вещи продавались путем простой их передачи (традиции) меди или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Древнейшему праву был известен еще один формальный способ передачи права собственности путем сложного обряда, который мог применяться как к манципованым, так и к неманципованым вещам (in jure cessio). Эта процедура представляла собой фиктивный судебный спор, который происходил в присутствии претора. Покупатель утверждал, что отчуждаемая вещь принадлежит ему и торжественно заявлял о своем праве собственности («эта вещь по праву квиритов принадлежит мне »), отчуждатель не возражал против такого утверждения, и претор приговаривал эту вещь приобретателю, как будто она является его собственностью.

Уже в древнейший период в Риме сложился порядок, согласно которому вещь могла приобретаться в собственность в силу длительного владения ею (usucaptio). Законы XII таблиц запрещали приобретения права собственности по давности лишь в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательной давности устанавливался в один год, для недвижимых - в два года. Этим способом пользовался приобретатель вещи в тех случаях, когда, например, при осуществлении манципации допускались неточности в формальностях, а потому в силу на строгость квиритского права покупатель не приобретал права собственности на вещь, и квиритский владелец мог даже требовать возврата последней через суд.

Сервитуты. Особым видом вещного права, возникшего уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты появлялись вместе с частной собственностью на землю и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. Учитывая их хозяйственную важность сервитуты относились к категории манципованих вещей. Древнейшими и существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провоза нагруженных тележек, право отвода воды с участка соседа. Отдельные сервитуты предусматривались и Законами XII таблиц. Так, предполагалось, чтобы деревья на высоте 15 футов обрезались кругом, для того чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку (VII, 9а) разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка (табл., VII, 10 Плиний. Естественная история. XVI, 5, 15).

 

 


Договор займа


Долговое рабство, узаконенное XII таблицами, отмечалось чрезвычайной строгостью. Договор займа, по которому средством обеспечения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме пехum (нексум) - кабала. По способу заключения нексум похож на манципацию (свидетели, медь, формула). В случае просрочки платежа кредитор, пользуясь разрешением суда, «налагал на должника руку», что означало заковать в кандалы. Помещен в подвал дома кредитора должник трижды выводился на городскую площадь молить о помощи друзей и родственников. «Третьего базарного дня должники подлежали казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство (табл., III, 5. Авл Геллий. Аттические ночи. XX, 1, 46). Между тем (т.е. пока должник находился в заключении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заключении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и (при этом) объявлялась присужденная с них сумма денег. Третьего базарного дня они подлежали казни или поступали в продажу за границу, за Тибр. Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, закон устанавливал: «Пусть разрубят должника на части» (табл., III, 6 Третьего базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не относится им в вину). По некоторым свидетельствам, это предписание не применялся буквально. Экономическая выгода стимулировала кредиторов к продаже должника в рабство. Признавалось, что выплатив долг, гражданин возвращал себе волю.

Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишенным той защиты и помощи, которое предоставляли патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.

Правящая верхушка Рима пошла на уступки. В 326 г. до н.э. (через 250 лет после закона Солона) долговое рабство было отменено и в Риме (закон Петелия). Никто не мог больше, чем преступники, содержаться в заключении или быть закованным в кандалы; за долги принадлежало отвечать имуществом, а не телом; закабаленные были освобождены и было запрещено на будущее брать должников в кабалу.

Строго ли придерживались закона Петелия? Этот вопрос ставит Е. Штаерман и отвечает на него отрицательно. Тот же Тит Ливий указывает, что во время Второй Пунической войны в римской армии стали набирать и тех, «кто был в оковах за долги»; о «закованных должниках» можно прочитать у Плавта, римского комедиографа III-II вв. до н.э.

 

 


Преступления и наказания


Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц отличаются чрезвычайной строгостью. Казнью карается всякий, кто осмелится потравить или собрать урожай «с обработанного плугом (чужого) поля». Поджигатель дома или хлеба, если он действовал умышленно, заковывается в кандалы, подвергается бичеванию, за которым наступает смерть. Любой вправе убить на месте преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подвергался физическому наказанию, а потом отдавался в рабство потерпевшему (Табл., VIII, 16 Цицерон. О республике. IV, 10, 12). Законы XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний, в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь составил или поет песню, которая включает в себя клевету или позорит другого.

Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же.

Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу - 150 ассов.

Если обидит, пусть штраф будет 25 ассов.

... Сломает - пусть возместит ...

Если кто пожалуется, что домашнее животное нанесло ущерб, то Закон XII таблиц приказывал или выдать потерпевшему животное, причинившее вред, или возместить стоимость нанесенных убытков.

Если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, накормлю ее ними, то по Законам XII таблиц ты не можешь подать иск ни о потраве, потому что не в твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни о ущербе, нанесенному неправомерным действием.

8а. Кто заворожит посевы...

86. Да не переманивает на свой участок чужого урожая.

9. В соответствии с Законами XII таблиц смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного плугом поля. XII таблиц предписывали такого обреченного богини Церере человека подвергнуть смерти. Несовершеннолетнего, виновного в подобном преступлении, по усмотрению претора или подвергали бичеванию, или осуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере.

10. (Гай. 9 Титул 47 кн. Дигест). Законы XII таблиц предписывали заковать в кандалы и после бичевания казнить того, кто поджигал здания или составлены возле дома скирды хлеба, если виновный совершил это преднамеренно. Если пожар произошел случайно, т.е. по неосторожности, то закон предписывал, чтобы виновный возместил ущерб, а в случае его несостоятельности был подвергнут более легкому наказанию.

В XII таблицах было установлено, чтобы за злостную порубку чужих деревьев виновный уплачивал по 25 ассов за каждое дерево.

Если тот, кто совершил в ночное время кражу, был убит на месте, то пусть убийство его считается правомерным.

При свете дня ... если сопротивляется с оружием в руках, созови народ.

Децемвиры приказывали, что свободных людей, пойманных во время кражи из поличным, надо подвергать телесному наказанию и выдавать головой тому, у кого совершена кража, рабов же наказывать кнутом и сбрасывать со скалы; но в отношении несовершеннолетних было установлено или подвергать их по усмотрению претора телесному наказанию, или взыскивать с них возмещение убытков.

15а. Законом XII таблиц устанавливался штраф в размере тройной стоимости вещей в том случае, когда вещь находили у кого-нибудь во время формального обыска или когда она была принесена тому, кто ее скрывал, и найдена у него.

156. Закон XII таблиц устанавливает, чтобы при проведении обыска лицо, которого обыскивают, не имело на себе никакой одежды, кроме полотняной повязки, и держало в руках чашу.

Если подается иск о краже, при которой вор не был схвачен с поличным, пусть суд решает спор присуждением двойной стоимости вещи.

Закон XII таблиц запрещает приобретение краденой вещи по давности.

18а. (Тацит. Аннали. VI, 16). Впервые XII таблицами было установлено, чтобы никто не брал более одного процента в месяц, тогда как до этого бралось по прихоти богатых.

186. (Катон. О земледелии. Предисловие, 1). Предки наши имели обычай и установили в законах присуждать вора к уплате двойной стоимости украденной вещи, ростовщика - к взысканию в четырехкратном размере полученных процентов.

(Павел). По Закону XII таблиц за вещь, сданную на хранение, дается иск в двойном размере стоимости этой вещи.

(Трифониан. В 7 титуле 26 кн. Дигест). В случае хищения опекунами имущества их подопечного следует установить, не допустим ли по каждому из этих опекунов отдельно тот иск в двойном размере, который был установлен в XII таблицах против опекунов.

21. Да будет предан богам подземным (т.е. проклятию) тот патрон, который причиняет вред своему клиенту.

22. Если кто-нибудь участвовал при совершении сделки в качестве свидетеля или весовщика, а затем отказывается это засвидетельствовать, то пусть он будет признан бесчестным и утратит право быть свидетелем.

23. Согласно XII таблиц уличен в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.

246. (Плиний. Естественная история. XVIII, 3, 12, 8-9). В XII таблицах за тайное уничтожение урожая назначалась смертная казнь ... тяжелее, чем за убийство человека.

26. В XII таблицах отмечалось, чтобы никто не устраивал в городе ночных сборищ.

27. Закон XII таблиц предоставлял членам коллегий (сообществ) право заключать между собой любые соглашения, чтобы этим они не нарушали какого-либо постановления о общественном порядке. Закон этот, очевидно, был заимствован из законодательства Солона.

О государственных преступлениях Законы XII таблиц говорят сравнительно немного: устанавливается неправомерность и наказуемость ночных сборищ, подстрекательства врага к нападению на Рим, нарушение установок относительно общественного порядка, взяточничества судей и др. (Табл., IX, 1-2. Цицерон. О законах. 111, 4; II, 19, 44). Привилегий, то есть отступлений на свою пользу от закона, пусть не просят. Приговоров о смертной казни римского гражданина пусть не выносят иначе, как в центуриатных комициях ... Преславные Законы XII таблиц содержали два постановления, из которых одно отменяло всякие отступления от закона в пользу отдельных лиц, а другое запрещало выносить приговоры о смертной казни римского гражданина иначе, как в центуриатных комициях.

(Авл Геллий. Аттические ночи. XX, 17). Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающего казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорению для рассмотрения дела и были уличены в том, что приняли взятки в этом деле.

(Помпоний. В 2 титуле 1 кн. Дигест). Квесторы, которые присутствовали во время выполнения смертных приговоров, именовались уголовными квесторами, о них упоминалось даже в Законах XII таблиц.

(Марциал. В 4 титуле 48 кн. Дигест). Законы XII таблиц предписывают подвергать казни того, кто подстрекает врага римского народа к нападению на Римское государство, или того, кто выдает врагу римского гражданина.

(Сальвиан. О правлении Божему. VIII, 5). Постановления XII таблиц запрещали лишать жизнь без суда любого человека.

Об умышленном убийстве не упоминается вовсе, по крайней мере в тех отрывках, что к нам дошли. Объясняется это, очевидно, тем, что меры наказания, которые предназначались за него, не вызывали сомнений. Следует добавить, что высшие магистраты республики не были связаны точным определением того, что следует считать преступлением.

В особых случаях они могли решать этот вопрос по своему усмотрению. Во избежание произвола, за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к народным собраниям. Решение последних было окончательным.

Дела о преступлениях рабов рассматривались, как правило, домашним судом рабовладельца. У раба не было никаких гарантий и никаких прав на защиту. Приговоренный к смерти, он, по обычаю, сбрасывался с Тарпейской скалы.

Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 22
2  
Користувачів 749
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация