Характеристика общественного строя Киевской Руси


Все население Киевской Руси делится на три категории: свободные, несвободные и полусвободные люди.

1. Верхушку свободных людей составляли князь и его жена (княжеские мужи). Среди них князь выбирал воевод и других чиновников. Сначала правовой статус "княжеских мужей" отличался от земской верхушки - родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI в. эти две группы слились в одну - боярство. Бояре принимали участие в боярских советах князя, в глаза, в администрации, где занимали высшие должности.

Боярство делилось на разные группы. Все они были привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, по Русской правде, жизнь бояр охранялось двойной верой (вера - уголовный штраф за убийство свободного человека). По церковному уставу Ярослава, честь жен и дочерей бояр защищалась штрафом в 5 гривен золота, а простых людей - в 1 гривну серебра. Бояре при отсутствии сыновей были вправе передавать наследство дочерям, тогда как дочери простых людей наследовать не могли. Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было замкнутой кастой. За определенные заслуги в боярство мог попасть смерд и даже иностранец - варяг, половец и другие.

В Киевской земли боярство не отделялись от купцов, от городской элиты. Со временем в городах образуется патрициат, который был более связан с городом, чем с лицом князя. Интересно, что большая часть городских патрициев была из евреев.

Украинские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы как с княжеской властью, так и городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимства городского патрициата привело в 1113 году к восстанию в Киеве. После смерти Святополка киевляне ограбили двор тысяцкого Путяты и дворы евреев-патрициев.

К свободным людям принадлежало духовенство, составлявшее отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В настоящее время значительную роль в государстве играло черное духовенство – монахи. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимп), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Украины принадлежало Киево-Печерском. Он стал образцом для других монастырей и имел большой моральное воздействие на князей и все общество.

К белому духовенству принадлежали церковники: священники, диаконы, дьяки, пономаря, причетники. Количество белого духовенства была очень большой. Как уже подчеркивалось, в Киеве в начале XI в. было 400 церквей.

Христианство в Украине-Руси были большие успехи, и это еще раз дает основание считать, что его корни здесь достигали значительно глубже суток Владимира.

Об интересе к духовным вопросам в Киевской Руси свидетельствует "Поучение детям» Владимира Мономаха. Он учит регулярно посещать церковь, молиться днем, ночью, в дороге повторять молитвы.

Среднюю группу свободных людей давали города. Жители городов юридически были свободны, даже равноправны с боярами, но фактически они зависели от феодальной верхушки.

Низшую группу свободного населения составляли крестьяне - смерды. Они владели землей и скотом. Смерды составляли большую часть населения Киевской Руси, платили определенные налоги и отбывали воинскую повинность с собственным оружием и лошадьми. Смерд мог передавать по наследству свое имущество сыновьям. Русская правда охраняла личность и хозяйство смерда, как свободного, но наказание за преступление против смерда было меньшим, чем за преступление против боярина. В XIИ -XIII ст. по всей Украине-Руси распространяется боярское землевладение и в связи с этим уменьшается число независимых смердов. Растет группа смердов, которые работают на боярской земле, оставаясь при этом свободными.

2. Полусвободные люди. В Киевской Руси существовала довольно многочисленная группа полусвободных людей – закупов. Так называли смердов, которые по разным причинам временно теряли свою волю, но могли ее снова получить. Смерд брал в долг "кучу", к которой могли принадлежать деньги, зерно, скот, и до тех пор, пока он не вернет эту "кучу", был закупом. Закуп мог иметь собственное хозяйство, двор, имущество, а мог жить на земле того, кто давал ему "кучу", и работать на этой земле. Закуп отвечал сам за свои поступки, за преступление против него виновный отвечал, как за преступление против свободного. За несправедливую кару, наложенную господином на закупа, последний мог жаловаться в суд, и тогда господин нес ответственность. Попытка продажи закупа в холопы освобождала его от долга, а господин платил за это большой штраф. В случае кражи, совершенную закупом, или его побега, он превращался в холопа.

3. Несвободные люди назывались сначала челядью, а затем холопами. Сначала этим термином называли лиц мужского пола (парень - холопец - холоп), а затем несвободных людей вообще.

Основными источниками холопства были:

  • плен на войне;
  • брак с несвободным;
  • рождения от холопов;
  • продажи при свидетелях;
  • продажу обанкротившегося купца;
  • бегство или кража, совершенная закупом.

Закон предусматривал условия, при которых холоп мог стать свободным, если он выкупился на волю, если хозяин освободил его. Женщина-холопка, если хозяин ее изнасилует, после его смерти получала волю с ее детьми. Холоп фактически не имел никаких прав. За преступление, причиненные холопу, возмещение получал хозяин. За преступление, осуществимые холопом, нес ответственность хозяин. Холоп не мог иметь своей собственности, он сам был собственностью. С распространением христианства положение холопов улучшилось. Церковь призвала к смягчению в отношении к холопам, советовала отпускать их на волю на "помин души". Такие холопы переходили в категорию изгоев.

К изгоям относили людей, которые по разным причинам выбыли из той группы, в которую входили, но не вступили в другой. В церковном уставе Владимира перечислены освобожденных рабов, сыновей священников, которые не научились грамоте. Все эти люди переходили под защиту Церкви. Главная масса изгоев в Киевской Руси происходила из холопов, которые получили свободу от хозяев.

Социальный строй Киевской Руси можно представить в виде следующей таблицы:

Привилегированные слои

Непривилегированные слои

- князья, чей титул наследовался; были найбольшими землевладельцами;

- бояры – формировались из родоплеменной знати и дружинников; получали от князя землю за службу. Делились на больших (воеводы, тысяцкие) и малых (соцкие, десяцкие);

- дружинники – профессиональные воины, занимали и правительственные должности. Получали за службу денежное вознаграждение и земельные наделы;

- духовенство: самый образованый слой. Влияло на духовную и культурную жизнь. Делилось на верхушку (митрополит, епископы, игумены монастырей) и рядовых представителей (священники, монахи)

- мещане – жители городов, которые занимались ремеслом, торговлей. Выделялась городская зажиточная верхушка;

- селяны-смерды – свободные земледельцы, имевшие собственное хозяйство и землю и платили князю дань;

- батраки – свободные люди, нанимались на определенную работу;

- изгои – люди, потерявшие связь с привычной средой (князья без княжества, смерды без земли и т.п.), но охранялись законом

Зависимое население

- закупы – временно зависимые крестьяне, брали ссуду - «кучу» - в феодала и должны были ее отрабатывать;

- рядовичи – временно зависимые крестьяне, заключившие с феодалом договор - «ряд» - на выполнение определенных работ;

- челядь – рабы-пленники;

- холопы – крестьяне, разорившиеся и работали в хозяйстве землевладельца, фактически рабы, но за службу могли быть отпущены на свободу. 


Гость, оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail:


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 17
0  
Користувачів 206
Наши партнеры
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация
Голосование
Чи подобається Вам новий дизайн ?