Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Право общей собственности на землю

8. Право общей собственности на землю

Изложение
отношений земельной собственности в предыдущих параграфах основывался на принадлежности
земельного участка одном лице. Но в жизни часто возникают ситуации объединение нескольких
лиц, а иногда и множество субъектов права объединяют свои земельные участки в единый
объект права, в результате чего возникают отношения многосубъектной принадлежности
земельного участка. Такие отношения собственности принято называть правом совместной
собственностью на землю.

Право
собственности в имущественных отношениях давно известно гражданскому законодательству
и достаточно развитым правовым институтом. В земельном же законодательстве такое
право представляет относительно новое явление. Несомненно, действующий ЗК воспринял
многие положения гражданского законодательства о праве собственности. Более того,
в ЗК определенной степени воспроизведены отдельные правовые нормы, которые ранее
были исключены из ЦК. Кроме этого, в ЗК предусмотрено несколько правовых новшеств.
В связи с этим отношения, связанные с общей земельной собственностью представляют
значительный познавательный интерес.

Согласно
ч. 1 ст. 86 ЗК земельный участок может находиться в общей собственности с определением
доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или
без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).
Приведенная земельно-правовая норма связывает общую собственность с определенностью
или неопределенностью доли. Однако, если учесть, что земельный участок составляет
часть земной поверхности с установленными границами и определенным местоположением,
и определенными относительно него правами, то в общей собственности сочетаются не
только участки земли, но и происходит слияние прав каждого участника. Таким образом,
объектом общей собственности на земельный участок последняя как на целостный объект
и юридическое слияние прав на нее, в результате чего и формируется право общей земельной
собственности.

В правовых
отношениях общей собственности на земельный участок происходит также объединение
самих субъектов права собственности. Ими в соответствии с ч. 2 ст. 86 ЗК могут быть
граждане и юридические лица. При этом ЗК не указывает на какие-либо исключения относительно
участия в общей собственности на земельные участки таких субъектов права частной
собственности, которыми являются иностранные граждане, лица без гражданства и юридические
лица других государств. Однако это имеет место при образовании ими совместных предприятий
с использованием приобретенных на праве собственности земельных участках. Следовательно,
нет законодательных препятствий для установления права собственности на земельные
участки между такими субъектами права, а также между ними и отечественными гражданами
и юридическими лицами, за исключением специальных требований, предусмотренных для
возникновения права собственности на землю для иностранных граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц.

Безусловно,
при объединении граждан и юридических лиц как частных собственников земельных участков,
независимо от различных вариантов такого объединения — только граждан как физических
лиц, граждан и юридических лиц или только юридических лиц, правовая природа частной
собственности на земельный участок не меняется . Действующее земельное законодательство
не содержит указания на количество субъектов такого объединения. Понятно, что в
нем не может быть менее двух субъектов права. Максимальная же количество участников
совместной собственности не ограничено. Они сохраняют статус субъектов права собственности
на земельный участок, так как лишение этого статуса приводит не только к утрате
конкретными лицами своих прав на участие в совместной собственности, но и к исчезновению
самого права общей земельной собственности, если в ней не участвует хотя бы два
субъекта права.

Несмотря
на то, что коммунальная собственность на землю возникла недавно, установления права
общей собственности на нее предусмотрено в законе и является реальностью. Так, согласно
ч. 5 ст. 83 ЗК территориальные общины сел, поселков и городов могут объединять на
договорных началах принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности.
Следовательно, при их объединении возникает право общей собственности соответствующих
территориальных общин. Полномочия управления по использованию и охраны таких земель
могут осуществлять районные или областные советы. С учетом этого не совсем корректной
является ч. ст. 86 ЗК, согласно которой субъектами права совместной собственности
на земельные участки территориальных громад могут быть районные и областные советы.

Из этого
отнюдь не следует, что территориальные общины сел, поселков и городов лишаются правосубъектности
относительно земельных участков при формировании общей земельной собственности.
Во-первых, это противоречило бы ст. 142 Конституции, во-вторых, ЗК указывает на
возможную правосубъектность районных и областных советов относительно земли территориальных
общин. Общая собственность не устраняет, а, наоборот, предполагает множественность
субъектов — ее участников. Ведь за односубьектности в отношениях собственности по
приведенным нормам (только района или области) нет и самой собственности. Общая
собственность на коммунальные земельные участки не является исключением из этого.

ЗК не
предусматривает права общей собственности на землю нашего государства с другими
государствами. Однако возникновение таких отношений не противоречило бы отечественному
законодательству. Так, согласно ч. 2 ст. 356 ГК субъектами права собственности могут
быть не только физические и юридические лица, а и территориальные общины и государство.
В земельных отношениях это может иметь место, например, при совместном использовании
пограничных объектов (участков транспортных магистралей, терминалов обработки и
хранения грузов, хозяйственной деятельности в приграничных полосах), расположенных
на государственных землях Украины и землях сопредельных государств. Основанием для
возникновения такой совместной земельной собственности могут стать двусторонние
или многосторонние межгосударственные договоры, подлежащие ратификации украинским
государством.

Право
общей собственности на землю, как и другие виды права земельной собственности, удостоверяется
государственным актом, что предусмотрено ч. 4 ст. 86 ЗК. А ст. 202 ЗК закрепляет
необходимость государственной регистрации земельных участков.

Доли
участников общей долевой собственности на земельный участок как единый объект, а
соответственно и доли их прав на нее, заранее известны. Эта определенность частиц
заложена в самих основаниях возникновения права собственности на земельный участок,
закрепленных в ст. 87 ЗК. Право общей долевой собственности на земельный участок
возникает при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных
участков; приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами
по гражданско-правовым договорам; принятии наследства на земельный участок двумя
или более лицами; по решению суда.

Владение,
пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности,
согласно ч. 1 ст. 88 ЗК осуществляются с согласия всех совладельцев согласно договору,
а в случае недостижения согласия — в судебном порядке. В связи с этим в договорных
основ возникновения права собственности на землю предъявляются специальные требования
закона. Так, согласно ч. 2 ст. 88 ЗК договор о совместной долевой собственности
на земельный участок заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально.

Заранее
определенный размер доли предоставляет участнику общей долевой собственности право
требования выделения принадлежащей ему доли из состава земельного участка как отдельно,
так и вместе с другими участниками, требующими выделения. В случае невозможности
выделения доли, участник общей собственности вправе требовать соответствующей компенсации.
Участник общей долевой собственности на земельный участок имеет право на получение
в его владение, пользование части общего земельного участка, соответствующей размеру
принадлежащей ему доли, т. е. без ее выделения в натуре из состава общего земельного
участка.

Заранее
известен размер доли земельного участка обеспечивает его участнику реализацию и
других прав и обязанностей, вытекающих из общей долевой собственности. Так, согласно
ч. 5 ст. 88 ЗК, участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей
доли имеет право на доходы от использования общего земельного участка, отвечает
перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим земельным участком, и
должен участвовать в уплате налогов, сборов и платежей, а также в издержках по его
содержанию и сохранению общего земельного участка. При продаже участником принадлежащей
ему доли в общей долевой собственности на земельный участок другие участники имеют
преимущественное право на ее покупку.

Несколько
иные признаки характеризуют право общей совместной собственности. При этом ни доли
ее участников в земельном участке как единственном объекте, ни доли их прав на нее
заранее не определяются. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 89 ЗК земельный участок может
принадлежать на праве общей совместной собственности только гражданам. Из этого
следует, что все другие субъекты права общей собственности могут принимать участие
только в отношениях общей долевой собственности на землю.

Однако
и граждане не во всех случаях могут быть участниками права общей совместной собственности
на земельные наделы. Согласно ч. 2 ст. 89 ЗК в общей совместной собственности находятся
земельные участки: супругов; членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено
договором между ними; совладельцев жилого дома. Приведенная норма по своему содержанию
является исчерпывающей и не подлежит расширенному толкованию. Из этого следует,
что во всех других случаях объединения гражданами своих земельных участков, они
становятся участниками общей долевой собственности на землю.

Анализ
субъектного состава участников права общей совместной собственности на земельный
участок позволяет сделать вывод, что между ее участниками существуют не только правовые
связи, оговариваемых отношениями собственности на земельный участок, но и личные
отношения. Это наиболее характерно для права общей совместной собственности на земельный
участок супругов. Подобные взаимоотношения складываются и между членами фермерского
хозяйства, которые связаны не только земельными, хозяйственными, имущественными,
трудовыми и другими отношениями, но и супружескими, родственными и другими отношениями.

Время,
необходимо обратить внимание на то, что земельные участки фермерских хозяйств, согласно
ст. 31 ЗК могут состоять, в частности, земельных участков, принадлежащих на праве
собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу и земельных участков,
принадлежащих гражданам — членам фермерского хозяйства на праве частной собственности.
Понятно, что земельный участок, принадлежит фермерскому хозяйству как юридическому
лицу, не может быть объектом ни права общей долевой, ни права общей совместной собственности,
поскольку ее собственником является юридическое лицо, а не отдельные члены фермерского
хозяйства. Объединение же выделенных и обособленных земельных участков, принадлежащих
гражданам — членам фермерского хозяйства, осуществляется на договорных началах,
в результате чего может состоять не право общей совместной, а право общей долевой
собственности на земельный участок.

Известно,
что отношения, связанные с правом собственности на земельный участок, которые существуют
между членами фермерского хозяйства, складываются и в личном крестьянском хозяйстве.
Однако, принимая во внимание специфический характер такого хозяйства и присущего
ему обособленного вида землевладения, земельный закон предусматривает для личного
крестьянского хозяйства право индивидуальной частной собственности на земельный
участок. Право общей совместной собственности на земельный участок в личном крестьянском
хозяйстве может возникать только между супругами и гражданами — совладельцами жилого
дома, который находится в таком хозяйстве. Во всех других случаях, земельные участки,
предоставленные в собственность граждан для ведения личных крестьянских хозяйств,
могут объединяться ними на праве общей долевой собственности.

Действующим
земельным законодательством установлены несколько другие принципы осуществления
правомочий владения, пользования и распоряжения земельным участком, принадлежащим
на праве общей совместной собственности. Так, согласно ч. ст. 89 ЗК владения, пользования
и распоряжения земельным участком общей совместной собственности осуществляются
по договору или закону. Таким образом, в отличие от общей долевой собственности
на земельный участок, осуществления совладельцами владения, пользования и распоряжения
общей совместной участком земли, может предусматриваться не только договором, но
и законом.

Согласно
ч. 4 ст. 89 ЗК совладельцы земельного участка, находящегося в общей совместной собственности,
имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли. Принимая во внимание
неподвижный характер земельного участка, выделение земельной доли совладельца составляет
частный случай деления общей совместной участка. Это следует из ч. 5 ст. 89 ЗК,
согласно которой разделение земельного участка, находящегося в общей совместной
собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии
предварительного определения размера земельных долей. При этом земельные доли совладельцев
являются равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом. Отклонения
от равенства земельных долей может иметь место, например, по решению суда при разделе
земельного участка между совладельцами жилого дома, во время которого будет установлено,
что конфигурация общей участки или другие обстоятельства не позволяют обеспечить
реальное равенство долей участников общей совместной собственности.

 

 

9. Право
собственности на землю

Право
собственности традиционно раскрывается через правомочия собственника по владению,
пользованию и распоряжению теми или иными объектами. Указанная триада присуща и
праву земельной собственности. Однако принадлежность указанных правомочий собственникам
земельных участков и их осуществления имеют ряд особенностей. Они обусловливаются
тем, что земельные площади и обособленные участки земли как объекты права собственности
не только имеют хозяйственно-экономическую ценность, но и выполняют поселенческие,
коммуникационные, пространственно-территориальные, экологические, оздоровительные,
рекреационные, эстетические, культурные и другие функции. С учетом этих и других
особенностей земельных объектов, земельно-правовые нормы содержат определенные ограничения
осуществления собственнических правомочий.

Право владения предоставляет
владельцу возможности осуществлять хозяйственное «господство» над земельным
участком и распространять свою власть на всех других лиц, отстраняя их от присвоения
ее полезных свойств. При предоставлении земельного участка, например, в аренду,
право собственности на нее не теряется. При этом арендаторы также приобретают право
владения земельным участком на определенный срок. Однако это право является производным
от бессрочного владения земельным участком ее владельцем. Таким образом, право владения
собственника земли является самостоятельной правомочиями, что входит в содержание
права собственности, и которое владелец может переуступить несобственников.

Наличие
земельного участка не всегда сопровождается фактическим обладанием ею, то есть ее
нахождения при владельцу. Безусловно, земельный участок как объект права собственности
определяется по месту нахождения посредством установления его границ на местности
и тем самым отмежевывается от смежных земельных участков. Однако неподвижный характер
земельного участка обусловливает ее использование без изменения места ее расположения.
Поэтому собственник владеет ею без отрыва от естественной среды, опираясь на юридический
титул правомерного владения. Кроме того, право владения земельным участком является
важным правомочием, которое предоставляет юридические предпосылки для осуществления
собственником остальных правомочий.

Право пользования составляет
признаны законом возможности добывания собственником земельного участка ее полезных
свойств для удовлетворения своих материальных потребностей посредством получения
плодов и доходов в результате ее хозяйственной эксплуатации и реализации других
интересов. Право пользования земельным участком собственником отличается от прав
использования земельных ресурсов не собственниками. Оно, как и другие правомочия
собственника, не может быть ограничено какими-либо сроками, осуществляется им самостоятельно
или через уполномоченных представителей, и не предполагает вмешательства других
субъектов права в реализацию функций относительно пользования земельным участком.

Время,
земельные участки, принадлежащие на праве собственности, не могут оставаться без
использования. Принимая во внимание особую ценность земель для развития хозяйственно-экономического
комплекса страны в ЗК содержатся специальные требования о целевом, рациональное
и эффективное использование владельцами своих земельных участков. В ряде случаев,
предусмотренных законом, право пользования земельными участками ограничивается необходимостью
выполнения грунтоохоронних мероприятий, экологических требований, правил добрососедства,
установления земельных сервитутов, соблюдения защитных режимов при землепользовании
и т. д. .

Право распоряжения заключается
в признании за владельцем и гарантированности законом, возможности совершения соответствующих
действий, направленных на установление правовой принадлежности и определение юридической
судьбы земельного участка. Определение правовой принадлежности земельного участка
происходит, например, при ее передаче уполномоченным государственным органом в собственность
гражданина, в результате чего изменяется субъект права собственности. Таким образом,
право распоряжения земельным участком прекращает право собственности одного владельца
и порождает право собственности на нее у другого владельца.

В гражданском
праве к содержанию права распоряжения часто включают совершение действий, направленных
на определение фактической судьбы имущества, т. е. осуществление фактического распоряжения
вещами путем их потребления, уничтожения, оставление без принадлежности, выбрасывание,
переработки и т. д. . Распоряжаться земельными участками подобным образом фактически
не представляется возможным и юридически недопустимым. Предусмотрена земельным законом
добровольный отказ собственника от права собственности на земельный участок сама
по себе еще не прекращает права собственности на нее. Условия и порядок принятия
такого отказа, например, частного собственника от земельного участка в пользу государства
или территориальной общины должна быть принята соответствующим государственным органом
или органом местного самоуправления, и требует надлежащего оформления, предусмотренного
ст. 142 ЗК.

Существенные
особенности характеризуют и осуществления рассматриваемых правомочий собственности
в земельных отношениях. К тому же они не одинаково осуществляются различными субъектами
права земельной собственности. Значительное влияние на реализацию правомочий владения,
пользования и распоряжения предоставляют особенности земельного участка как объекта
права собственности, фактические и правовые возможности ее субъекту, правосубьектний
состав в отношениях собственности на землю и некоторые другие обстоятельства.

Несомненно,
физические и юридические лица как частные собственники земельных участков, могут
непосредственно сами осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения
принадлежащими им земельными наделами или уполномочивать на это других лиц. Однако
сами правомочия всегда остаются неотъемлемым атрибутом самого собственника земельного
участка, а совершенные действия их уполномоченными представителями считаются действиями
самого владельца, если они не будут обжалованы в установленном законом порядке.

Несколько
иначе осуществляются собственнические правомочия на землях территориальных общин.
Оставаясь субъектами права коммунальной собственности на землю, правомочия собственности
территориальных общин осуществляют их представительные органы в лице сельских, поселковых
и городских советов и образуемые ими исполнительные органы. Так, согласно ст. 33
Закона «О местном самоуправлении в Украине» к ведению исполнительных органов
сельских, поселковых и городских советов относятся как их собственные и (самоуправляющиеся)
полномочия, например, подготовка и внесение на рассмотрение соответствующих советов
предложений по выкупу земельных участков, а также их предоставлению под застройку
и для других нужд из земель, находящихся в собственности территориальных общин.
Если по решению территориальной общины или ее совета исполнительный орган не создается,
например, (согласно ч. З ст. 11 указанного Закона это касается сельских советов
с населением менее 500 жителей), то в таких случаях правомочия собственности на
землю и другие природные ресурсы территориальных общин осуществляют непосредственно
соответствующие советы.

Наиболее
сложным является осуществление правомочий собственности на государственные земли.
Это связано с тем, что государство не может непосредственно осуществлять свои правомочия.
Поэтому она в законодательном порядке делегирует органам государственной власти,
что прямо предусмотрено в ст. 13 Конституции, положения которой конкретизированы
в ЗК. Такая конкретизация привела к существенным изменениям в осуществлении государством
своих правомочий собственности на землю.

Действующим
ЗК реализация рассматриваемых правомочий возложена на органы исполнительной власти.
Так, согласно ч. 2 ст. 84 ЗК право государственной собственности на землю приобретается
и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров АРК,
областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций
и государственных органов приватизации в соответствии с законом. Однако, субъектом
правомочий по владению, пользованию и распоряжению государственными землями, остается
государство как политико-правовая организация общества.

Другие
требования предусмотрены ЗК при реализации указанных правомочий при общей собственности
на земельный участок. Объединение земельных наделов преследует цели максимального
удовлетворения интересов всех участников отношений собственности. Вместе с этим,
существование многих субъектов права на единую земельный участок приводит потребности
не только в согласовании воли, но и согласованных действиях. Следовательно, ни один
из участников общей земельной собственности не может самостоятельно, без учета воли
и интересов других участников, осуществлять правомочия собственности относительно
общего земельного участка. При этом в законодательных требованиях содержатся значительные
различия по осуществлению владения, пользования и распоряжения земельными участками,
которые являются субъектами общей долевой собственности и находящимися в общей совместной
собственности.

Согласованные
интересы или конкретные действия соучастников закрепляются в договоре, который подлежит
соответствующему оформлению. Именно в нем определяются условия и порядок осуществления
правомочий владения, пользования и распоряжения общим земельным участком. Требования
же по письменного оформления и нотариального удостоверения договора могут быть доказательной
базой в случае возникновения спора.

Физические
и юридические лица как частные собственники своих земельных участков могут объединять
их на договорных началах для достижения самых разнообразных целей. Достаточно распространены
случаи, например, объединение гражданами своих частных землевладений на условиях
общей долевой собственности для создания и ведения фермерского хозяйства, а предприятиями
— для осуществления комплексного строительства. Причем нет законодательных препятствий
для граждан, так и для юридических лиц, в установлении права собственности на земельные
участки со всевозможными вариантами субъектного состава ее участников.

При объединении
земельных ресурсов коммунальной собственности также складываются отношения общей
долевой собственности на землю, субъектами которых согласно ст. 142 Конституции,
являются территориальные общины сел, поселков и городов. Это дает им право на определение
порядка осуществления своих правомочий владения, пользования и распоряжения общим
земельными участками на согласованных условиях, которые закрепляются в соответствующих
договорах. Указанные общества в соответствии с заданной конституционной нормы, могут
на договорных началах не только сочетать объекты коммунальной собственности, но
и создавать соответствующие органы и службы, призванные решать вопросы по их использованию.
В таких случаях уровень интеграции коммунальных земельных ресурсов, обеспечивает
реализацию общих интересов, значительно повышается. Поэтому управление такими земельными
участками осуществляют районные или областные советы.

Однако
ч. ст. 86 ЗК сводит районные и областные советы в ранг субъектов права совместной
собственности на объединенные земельные участки сел, поселков и городов. Итак, районные
и областные советы могут выполнять не только управленческие функции, но и осуществлять
правомочия собственности на таких коммунальных землях. Представляется, что законодательное
признание районных и областных советов субъектами права собственности на объединенные
земельные участки указанных территориальных общин, выходит за пределы приведенного
конституционного положения, которое придает им лишь функции управления землями общей
собственности территориальных громад сел, поселков и городов. Это, в частности,
относится к осуществлению районными и областными советами полномочий распоряжения
землями общей собственности территориальных общин, предусмотренного ст 7, 8 и ст. 10 ЗК.

В связи
с тем, что право общей совместной собственности на земельный участок предусмотрено
только для граждан, ему присущи некоторые особенности при реализации правомочий
собственности. На самом деле, осуществление этих правомочий по договору мало чем
отличается от договорных условий владения, пользования и распоряжения им в общей
долевой собственности.

Осуществление
права владения, пользования и распоряжения земельным участком общей совместной собственности
по закону являются презюмованим. Так, приобретение земельного участка супругами
в период брака или построен гражданами жилой дом на общем земельном участке, требует
совместного осуществления владения, пользования и распоряжения таким участком. Однако
право общей совместной собственности на земельный участок, предусмотренное законом,
не исключает возможностей определения условий осуществления владения, пользования
и распоряжения им по договору, может заключаться между ее совладельцами.

 

 

10. Основные права и обязанности
собственников земельных участков

Наряду
с правомочиями собственности, действующее земельное законодательство закрепляет
субъективные права и юридические обязанности собственников земельных участков. Безусловно,
правомочия по владению, пользованию и распоряжению земельными участками также являются
субъективными правами их владельцев. Но они составляют содержание права собственности.
Без них не может быть и самого этого права. А субъективные права и юридические обязанности
вытекают из правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельными участками
и конкретизируют их.

Согласно
ч. 1 ст. 90 ЗК собственники земельных участков имеют право: продавать или другим
путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог и наследство;
самостоятельно хозяйствовать на земле; собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных
и других культур, на произведенную продукцию, использовать в установленном порядке
для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные
ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства
земли, на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом; сооружать жилые
дома, производственные и другие здания и сооружения. Важным является и закрепление
в указанной норме положение о том, что нарушены права собственников земельных участков
подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Правам
собственников земельных участков корреспондируют возложенные на них юридические
обязанности. Так, согласно ч. 1 ст. 91 ЗК собственники земельных участков обязаны:
обеспечивать использование их по целевому назначению; соблюдать требования законодательства
об охране окружающей среды; своевременно уплачивать земельный налог; не нарушать
прав собственников смежных земельных участков и землепользователей; повышать плодородие
почв и сохранять другие полезные свойства земли; своевременно предоставлять соответствующим
органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии
и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных
сервитутов и охранных зон; сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения,
сети оросительных и осушительных систем. Приведенный перечень юридических обязанностей
собственников земельных участков не является исчерпывающим, так как действующими
законами на них возложены и другие обязанности.

Реализация
собственниками земли и конкретных земельных участков своих субъективных прав и исполнение
юридических обязанностей, как правило, происходит в рамках конкретных правоотношений.
Это имеет место, например, при использовании земельных участков в хозяйственных
целях, применении различных технологий для добывания их полезных свойств, выполнении
необходимых землеустроительных и природоохранных мероприятий и т. п.

Общим
для осуществления собственнических правомочий и реализации права и обязанностей
на землю является то, что их основные требования предусмотрены в законе. Так, например,
в ч. ст. 13 Конституции закреплено положение о том, что собственность не должна
использоваться во вред человеку и обществу. При осуществлении своих прав и исполнении
обязанностей собственник также должен придерживаться моральных основ общества. Подобные
требования закона возлагаются не только на собственников, но и на лиц, не являющихся
ими, т. е. адресуются неограниченному кругу субъектов права. Относительно отношений
земельной собственности такими требованиями являются: не нарушать права собственников,
не препятствовать осуществлению собственнических правомочий, не устанавливать дополнительных
ограничений осуществления права собственности и т. д. .

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+