Метод административного права и его развитие в контексте реформы
Метод административного права определяется как совокупность определенных общих и специфических способов, используемых законодателем для обеспечения регулирующего воздействия норм административного права.
В административном праве используются способы регулирования, присущие обоим общим методам правового регулирования — императивном и диспозитивном.
Поэтому общими чертами метода административно-правового регулирования следует считать то, что он реализуется путем:
— использование предписаний (установление обязанностей)
— установление запретов;
— предоставление разрешений.
Использование предписаний в административном праве означает возложение обязанности осуществить соответствующие действия в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой. С помощью предписаний устанавливаются также задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти, других субъектов административного права.
Установление запретов — это возложение на субъекта правовых отношений прямых обязанностей воздерживаться от совершения в условиях, предусмотренных нормой, тех или иных действий или воздерживаться от них по своему усмотрению.
В компетенции органов исполнительной власти, применяется принцип общих запретов (разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом), то в регулировании статуса граждан принцип общих разрешений (разрешено все, что прямо не запрещено законом).
Традиционный для административного права императивный метод регулирования существенно дополняется элементами диспозитивного метода. В частности, все большее значение приобретает использование общих разрешений.
Ярким примером использования в административно-правовом регулировании общих разрешений является предоставление гражданам огромного массива прав, вытекающих из конституционных прав граждан.
В регулировании отношений между органами исполнительной власти и гражданами по поводу реализации указанных прав устанавливается реординация, сущность которой заключается в том, что:
а) с одной стороны, гражданам как подвластным объектам предоставляются права требовать от субъектов исполнительной власти надлежащего поведения по реализации прав и свобод граждан;
б) с другой — на указанных субъектов законом возлагаются четкие обязанности по неуклонного выполнения вышеуказанных требований со стороны граждан.
В то же время обеспечивается строгий режим соблюдения субъектами исполнительной власти взятых на себя обязательств с помощью средств административного обжалования их актов и действий и судебной защиты нарушенных этими актами или действиями прав и свобод граждан.
Учитывая это современная трансформация метода административного права свидетельствует его смешанную природу, то есть органическое сочетание в нем типичных признаков как императивного, так и диспозитивного методов правового регулирования.