Библиотека Studies работает при поддержке агентства Magistr.ua

Перечень основных принципов международного права

Содержание страницы:

Перечень основных принципов международного права:

— неприменение силы или угрозы силой;

В
качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от
бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы
применяются не иначе, как в общих интересах. Устав запретил применение не
только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена даже угроза
силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Устав
предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух
случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого
нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке осуществления права на
самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет
Безопасности не примет необходимых мер для поддержания межд мира и
безопасности.

Неприменение
силы (п.4, ст.2 устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г.,
определение агрессии, принятая ГА ООН в 1974г. ЗА СБСЕ др.).

Устав
ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны
при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих
интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом
ООН.

Неприменение силы или угрозы силой

Становление данного принципа связано с такими между­народно-правовыми
актами, как Конвенция о мирном решении международных столкновений (1899 г.) и
Конвенция об ограни­чении применения силы при взыскании по долговым обязатель­ствам
(1907 г.).

Определенные правовые ограничения применения силы содержались в
Статуте Лиги Наций. В частности, ст. 12 обязы­вала государства не прибегать к
войне до тех пор, пока не ис­пользованы определенные мирные средства.

Особое значение в осуждении и отказе от обращения к войне имел
Парижский договор (Пакт Бриана-Келлога) от 27 августа 1928 г. Согласно его ст.
1 «Высокие Договаривающие­ся Стороны торжественно, заявляют от имени своих
народов по принадлежности, что они осуждают обращение к войне для
урегулирования международных споров и отказываются от та­ковой в своих взаимных
отношениях в качестве орудия нацио­нальной политики». Статья 2 предусматривала
решение споров или конфликтов мирными средствами. Данный подход, по сути дела,
закреплял принцип запрещения агрессивной войны, ко­торый был конкретизирован и
развит в последующем в Уста­вах Нюрнбергского и Токийского трибуналов и их
приговорах.

Устав ООН (п. 4 ст. 2) провозгласил: «Все Члены Организа­ции
Объединенных Наций воздерживаются в их международ­ных отношениях от угрозы
силой или ее применения как про­тив территориальной неприкосновенности или
политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом,
несовместимым с целями Объединенных Наций». Кон­кретизируя эту
основополагающую норму, Декларация 1970 г. возложила на каждое государство
обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения
суще­ствующих международных границ другого государства или в качестве средства
разрешения международных, в том числе территориальных, споров. Развитием этого
положения стало формулирование в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. принци­па
нерушимости границ.

Декларация 1970 г. квалифицирует агрессивную войну как
преступление против мира, влекущее ответственность по меж­дународному праву. В
развитие этой нормы Генеральная Ас­самблея ООН в 1974 г. приняла резолюцию,
содержащую опре­деление агрессии: применение вооруженной силы государст­вом или
группой государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или
политической независимости другого государства или каким-либо другим образом,
несовмес­тимым с Уставом ООН. Перечислив семь видов действий, ква­лифицируемых
в качестве актов агрессии, резолюция оговори­ла право Совета Безопасности
определить, что и другие акты представляют собой агрессию согласно положениям
Устава.

Запрет применения силы, несовместимого с целями Объе­диненных
Наций, совмещен в Уставе ООН с допущением пра­вомерного обращения к вооруженной
силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение
(ст. 51), во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угро­зы миру,
любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

— мирное решение споров;

Принцип
закреплен в Уставе ООН и во всех межд актах, излагающих принципы межд права.
Ему спец посвящен ряд резолюций ГА, среди кот можно выделить Манильскую
декларацию о мирном разрешении межд споров 1982 г. Первым многосторонним актом,
установившим этот принцип, был Статут Лиги Наций.

В
соответствии с Уставом ООН Декларация о принципах межд права 1970 г.
сформулировала принцип следующим образом: «Каждое государство разрешает свои
межд споры с другими гос-вами мирными средствами таким образом, чтобы не
подвергалось угрозе межд мир и безопасность и справедливость”.

Мирное
разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п.З ст.2 устава
ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств, ст.З Хартии ОАЕ, ЗА СБСЕ).

Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно
мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и
справедливость.

Мирное урегулирование споров

Этот принцип по своему содержанию тесно связан с прин­ципом
неприменения силы и угрозы силой, их становление про­ходило, по существу,
одновременно. Чем категоричнее форму­лировались обязательства государств
разрешать свои споры мирными средствами, не прибегая к войне, тем очевиднее ста­новилось
правило об отказе от применения силы и угрозы си­лой. Так, анализ содержания
ст. 1 и 2 Конвенции о мирном ре­шении международных столкновений 1907 г.
позволяет сделать вывод, что мирное разрешение споров лишь предпочтительнее по
сравнению с таким средством, как применение оружия. При­менение оружия не
исключается в качестве правомерного сред­ства разрешения споров. Чтобы
предупредить по возможности обращение к силе, государства соглашаются прилагать
все свои усилия к тому, чтобы обеспечить мирное решение междуна­родных
несогласий (ст. 1). В случае возникновения важного раз­ногласия или
столкновения они согласились обращаться, на­сколько позволят обстоятельства, к
добрым услугам или по­средничеству одной или нескольких дружественных держав,
прежде чем прибегнуть к оружию (ст. 2).

В Уставе Лиги Наций указывались средства, которые госу­дарства
должны использовать для разрешения спора (третей­ское или судебное
разбирательство, рассмотрение спора в Со­вете) и ни в коем случае не прибегать
к войне, но лишь до истечения трехмесячного срока после решения третейских су­дей,
или судебного постановления, или доклада Совета (п. 1 ст. 12).

В Договоре об отказе от войны в качестве орудия нацио­нальной
политики 1928 г. государства-участники признали, что урегулирование или
разрешение всех могущих возникнуть ме­жду ними споров или конфликтов
«должно всегда изыскивать­ся только в мирных средствах» (ст. 2).

В Уставе ООН положение о мирном разрешении междуна­родных споров
закреплено в качестве одного из основных прин­ципов, в соответствии с которыми
должны действовать ООН и ее члены (п. 3 ст. 2). Это положение общего характера
раскры­вается в Декларации 1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремиться к
скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем переговоров,
обследования, посредничества, при­мирения, арбитража, судебного
разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными
мирными сред­ствами по своему выбору. При урегулировании спора должны
применяться такие средства, которые соответствовали бы об­стоятельствам и
характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного
равенства и свободы выбора средств мирного разрешения споров.

На встречах представителей государств — участников СБСЕ, а также
на специальных совещаниях экспертов были разработаны рекомендации относительно
комплексной систе­мы мирного урегулирования споров, которые были приняты
Советом СБСЕ на заседании в Стокгольме в декабре 1992 г. Одновременно одобрена
и открыта для подписания Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ. Она
предусмат­ривает создание Суда по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ для
урегулирования споров посредством примирения и арбитража. Он состоит из
назначенных государствами — уча­стниками Конвенции мировых посредников и
арбитров. Прими­рение осуществляется Примирительной комиссией, в состав которой
входят мировые посредники. Арбитражное разбира­тельство отнесено к компетенции
Арбитражного трибунала.

Обсуждается инициатива относительно созыва в 1999 г. Третьей
конференции мира для разработки новой конвенции о мирном разрешении споров на
основе анализа применения кон­венций 1899 и 1907 гг. и современной практики.

— невмешательства во внутренние
дела государств;

В
Уставе ООН говорится, что он не дает Организации права на вмешательство в дела,
по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого гос-ва, и не требует от
государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Устав
ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов
явно внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни, полной
занятости населения, всеобщему уважению прав человека.

Невмешательство
(п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).
Государство, международная организация не в праве вмешиваться в дела, входящие
во внутреннюю компетенцию любого государства.

Невмешательство во внутренние дела

Современное понимание принципа невмешательства во внут­ренние дела
государств в общей форме зафиксировано в Уста­ве ООН и конкретизировано в
указанных международно-пра­вовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о
недо­пустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их
независимости и суверенитета.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вме­шательство в
дела, по существу входящие во внутреннюю ком­петенцию любого государства.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и
Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 г. ус­танавливают, что ни
одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или
косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в
компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые
акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться
подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и
обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается
организация или поощрение подрывной, террористической деятельности,
направленной на насильственное изменение строя другого го­сударства.

Международное право не регламентирует внутреннюю ком­петенцию
государства, поскольку она обусловлена государст­венным суверенитетом и
определяется актами государства. Поэтому вмешательством должны считаться любые
меры госу­дарств или международных организаций, с помощью которых последние
попытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела, по
существу входящие в его компетен­цию. Не считаются внутренними делами такие
действия, кото­рые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу
миру и безопасности, грубо попирают общепризнанные международные нормы. Поэтому
на основании Устава ООН к данным государствам могут быть применены принудительные
меры. В современном международном праве критерием концеп­ции невмешательства
являются международные обязательства государств, в том числе их обязательства
по Уставу ООН.

— сотрудничества между
государствами;

Идея
всестор. сотр. воплощена в Уставе ООН. Как принцип она была сформулирована в
Декларации о принципах межд. права. Принцип обязывает гос-ва сотрудничать друг с
другом, независимо от различий их полит, эк и соц систем. Определены также
основные направления сотр: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение
прав человека; осуществление межд. отношений в эк, соц, культ, технической и
торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и
невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее
Уставом; содействие эк росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Сотрудничество
государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права).
Государства независимо от различий их систем обязаны сотрудничать друг с другом
в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других
областях международных отношений.

Сотрудничество государств

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые
получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного
взаимодействия держав антигитлеров­ской коалиции во второй мировой войне и как
критерий межго­сударственного общения в будущем. При этом подразумевался
качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное
поддержание отношений между странами.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осущест­вление
международного сотрудничества в разрешении между­народных проблем
экономического, культурного и гуманитар­ного характера и в поощрении и развитии
уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы,
пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения
Устава. В числе функций Генеральной Ас­самблеи — организация исследований и
разработка рекоменда­ций в целях содействия международному сотрудничеству в по­литической
области и поощрения прогрессивного развития ме­ждународного права в областях
экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия
осуще­ствлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвяще­на
международному экономическому и социальному сотрудни­честву.

Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркивает,
что сотрудничество является обязанностью го­сударств: «Государства
обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной
системах, сотруд­ничать друг с другом в различных областях международных
отношений с целью поддержания международного мира и безо­пасности и
содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему
благосостоянию народов…». Дек­ларация обозначает основные направления
сотрудничества, ори­ентируя государства на сотрудничество как друг с другом,
так и с Организацией Объединенных Наций.

Дальнейшее развитие и конкретизацию принцип сотруд­ничества
получил применительно к общеевропейским делам в Заключительном акте СБСЕ 1975
г., согласно которому государ­ства-участники «будут развивать свое
сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в
соответствии с целями и принципами Устава ООН». При этом особо
подчеркивается стремление на его основе содействовать взаи­мопониманию и
доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и
справедливости.

В современных условиях первостепенное значение имеет достижение
универсальности принципа сотрудничества.

— равноправия и самоопределения народов;

Принцип
воплощен в Уставе ООН, в кот в качестве одной из целей Организации указано:
«Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа
равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соотв меры для
укрепления всеобщего мира”.

Содержание
принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах межд права: «Все народы
имеют право свободно определять без вмешательства извне свой полит статус и
осущ свое эк, соц и культурное развитие, и каждое гос-во обязано уважать это
право в соотв с Уставом ООН”.

Равноправие и самоопределение народов

Данный принцип, родившийся во времена буржуазно-де­мократических
революций как принцип национальности, после окончания первой мировой воины
получил признание как прин­цип самоопределения. Устав ООН (п. 2 ст. 1) говорит
о цели развития дружественных отношений «на основе уважения прин­ципа
равноправия и самоопределения народов». Постепенно в практике ООН он
утвердился в качестве правовой базы про­цесса ликвидации колониальных режимов и
создания незави­симых государств.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости коло­ниальным
странам и народам подтвердила антиколониальную направленность принципа и в то
же время юридически закре­пила право всех народов свободно устанавливать свой
полити­ческий статус, осуществлять экономическое, социальное и куль­турное
развитие, свободно распоряжаться своими естествен­ными богатствами и ресурсами.
Международные пакты о пра­вах человека 1966 г. зафиксировали право на
самоопределение в договорной форме, обязательной для государств-участников.
Декларация о принципах международного права 1970 г. как ко­дифицирующий акт
конкретизировала его содержание и опре­делила, что способами осуществления
права на самоопределе­ние являются создание суверенного государства, присоедине­ние
к государству или объединение с ним, установление любого другого политического
статуса, свободно избранного народом.

Согласно формулировке этого принципа в Заключитель­ном акте СБСЕ
как равноправия и права народов распоряжать­ся своей судьбой, «все народы
всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они
желают, свой внут­ренний и внешний политический статус без вмешательства из­вне
и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое,
социальное и культурное развитие».

Особую актуальность в современных условиях приобрета­ет и другая
сторона принципа, обеспечивающая ограждение суверенных государств от
сепаратистских движений, произволь­ных действий, ориентированных на раскол
суверенного госу­дарства. Ничто в рассматриваемом принципе, сказано в Декла­рации
1970 г., не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые
действия, которые вели бы к расчле­нению или нарушению территориальной
целостности и поли­тического единства суверенных государств, соблюдающих прин­цип
равноправия и самоопределения народов. Таким образом, данный принцип должен
применяться с учетом другого основ­ного принципа международного права —
территориальной це­лостности государств.

— суверенного равенства государств;

В
Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, кот гласит:
«Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов”.
Основное содержание принципа состоит в следующем: гос-ва обязаны уважать
суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие
суверенитету, уважать правосубъектность других гос-в. Каждое гос-во имеет право
свободно выбирать и развивать свою полит, соц, эк и культурную систему,
устанавливать свои законы и административные правила. Все гос-ва обладают
равными основными правами и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга
определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими
гос-вами в соответствии с межд правом. Гос-ва должны добросовестно выполнять
свои обязательства по межд праву.

Суверенное
равенство (п. 1, ст.2. Устава ООН, Декларация о принципах международного права,
ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они
обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права
присущие суверенитету.

Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств сложился и получил
закрепление в названных выше документах как син­тез традиционных правовых
постулатов — уважения государ­ственного суверенитета и равноправия государств.
Соответст­венно его характеризуют как комплексный, двуединый прин­цип. Само
соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой
феномен — суверенное равен­ство государств.

В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: «Орга­низация
основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2).

Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г.
государства имеют одинаковые (равные) права и обязан­ности, т. е. они
юридически равны. При этом по Декларации все государства «являются
равноправными членами международного сообщества независимо от различий
экономического, социального, политического или иного характера».

Каждое государство пользуется правами, присущими пол­ному
суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других
государств и их соответствующие права, вклю­чая право определять и осуществлять
по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права. Специ­фической
для Заключительного акта является формулировка относительно права государств
«принадлежать или не принад­лежать к международным организациям, быть или
не быть уча­стниками двусторонних или многосторонних договоров…».

«Равносуверенность» государств характеризуется тем, что
„каждое государство суверенно в пределах системы государств, международного
сообщества, т. е. в условиях взаимодействия и взаимозависимости государств.
Суверенитет одного государства сопряжён с суверенитетом другого государства и
вследствие этого должен быть с ним скоординирован в рамках действую­щего
международного права (в литературе встречается слово­сочетание
«согласованный суверенитет»). В функции междуна­родного права входит
нормативное обеспечение такой коорди­нации, своего рода упорядочение
осуществления основанной на государственном суверенитете международной
правосубъектности.

Заключаемые государствами международные договоры, будучи
воплощением согласования государственных воль, от­ражают принцип суверенного
равенства и нередко содержат Прямые ссылки на него (например, преамбула Венской
конвен­ции о праве международных договоров, ст. 1 Устава Содруже­ства
Независимых Государств, ст. 1 Договора о дружественных отношениях и
сотрудничестве между Российской Федерацией’ .и Чешской Республикой от 26
августа 1993 г.).

Конкретное проявление принципа суверенного равенства получает и в
таких договорных формулировках, как «каждое участвующее в договоре
государство имеет право…», «каждое участвующее в договоре
государство обязуется», «ни одно го­сударство не может…» и т.
п.

Этот принцип распространяется на всю сферу реализации
международно-правовых норм — на действие механизма меж­дународно-правового
регулирования, на методы мирного уре­гулирования межгосударственных споров и на
проявление от­ветственности государств за международные правонарушения.

— добросовестного выполнения обязательств по
Мп;

Добросовестное
выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Великие конвенции
о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем
законодательстве и практике государства, как субъекты международного права,
должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных между
народных договорах и соглашениях.

Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложе­ние основных
принципов международного права, зародился и долгое время действовал как принцип
соблюдения междуна­родных договоров —
pactasuntservanda(«договоры должны соблюдаться»).

В современный период из обычно-правовой нормы он пре­вратился в
договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.

В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов «создать
условия, при которых могут соблюдаться справедли­вость и уважение к
обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного
права», а в п. 2 ст. 2 фик­сируется обязанность членов ООН добросовестно
выполнять принятые по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в
совокупности права и преимущества, вытекающие из принад­лежности к составу
членов Организации».

Важным этапом в договорном закреплении данного прин­ципа стала
Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г. В ней отмечается,
что «принцип свободного согласия и добросовестности и норма
pactasuntservandaполучили все­общее признание». В ст. 26 установлено:
«Каждый действую­щий договор обязателен для его участников и должен ими
доб­росовестно выполняться».

Развернутую характеристику этот принцип получил в Дек­ларации о
принципах международного права 1970 г., в Заклю­чительном акте СБСЕ 1975 г. и в
других документах.

Смысл данного принципа заключается в том, что это — признанная
всеми государствами универсальная и кардиналь­ная норма, выражающая юридическую
обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства,
при­нятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из обще­признанных принципов
и норм международного права и соответствующих им международных договоров и
других источни­ков международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обя­зательств
служит критерием законности деятельности госу­дарств в международных и во
внутригосударственных отноше­ниях. Он выступает в качестве условия
стабильности, эффек­тивности международного правопорядка, согласованного с пра­вопорядком
всех государств.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают
законное основание взаимно требовать от других уча­стников международного
общения выполнения условий, связан­ных с пользованием определенными правами и
несением соот­ветствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отгра­ничивать
правомерную деятельность от незаконной, запрещен­ной. В этом аспекте он ярко
проявляется в качестве императив­ной нормы международного права. Указанный
принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заклю­чаемых
ими договорах от кардинальных установлений между­народного права, выражающих
коренные интересы всего меж­дународного сообщества, подчеркивает превентивную
функцию норм
juscogens. Принцип
добросовестного соблюдения между­народных обязательств, связывая императивные
нормы в еди­ную систему международно-правовых предписаний, является их
интегральной частью. Однако если отдельные нормы
jusco­gensмогут быть
заменены другими на основе соглашения меж­ду государствами, то подобная замена
невозможна по отноше­нию к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию
всего международного права.

В процессе развития данного принципа было предусмотре­но, что при
осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и
административные прави­ла, государства-участники будут сообразовываться со
своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения
международных обязательств являются недопус­тимость произвольного
одностороннего отказа от взятых обяза­тельств и юридическая ответственность за
нарушение между­народных обязательств, которая наступает в случае отказа от их
выполнения или иных действий (либо бездействия) участни­ка договора, имеющих
противоправный характер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос
об ответствен­ности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на
сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

— нерушимости государственных границ;

В
Декларации о принципах межд. права содержание принципа излагается в разделе о
принципе неприменения силы: «Каждое гос-во обязано воздерживаться от угрозы
силой или ее применения с целью нарушения существующих межд. границ другого
гос-ва или в качестве средства разрешения межд. споров, в том числе террит
споров и вопросов, касающихся гос границ.

Нерушимость границ

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нормы о
нерушимости границ являются составной частью со­держания принципа неприменения
силы и угрозы силой. Государства обязаны «воздерживаться от угрозы силой
или ее при­менения с целью нарушения существующих международных границ другого
государства или в качестве средства разреше­ния международных споров, в том
числе территориальных спо­ров и вопросов, касающихся государственных
границ».

Государства Европы всегда придавали особое значение не­рушимости
границ, оценивая этот фактор как одно из основных условий обеспечения
европейской безопасности. Положение о нерушимости границ государств Европы
нашло нормативное отражение в договорах СССР, ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ 1970— 1973
гг.

В Договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. было сказано,
что «мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не
будет посягать на современные границы». Стороны заявили, что «не
имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут
выдвигать такие претензии в будущем». Они будут «неукоснительно
соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе в их нынешних
границах».

В Заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 г. нормы о нерушимости
границ выделены в самостоятельный принцип взаимоотношений между государствами.

Государства — участники СБСЕ рассматривают все грани­цы друг друга
и границы всех государств в Европе как неруши­мые. Они обязуются воздерживаться
сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых
требо­ваний или действий, направленных на захват и узурпацию час­ти или всей
территории любого государства-участника.

Принцип нерушимости границ в числе других принципов является
основой взаимоотношений Российской Федерации с другими государствами, что
подтверждается ее договорами с ними.

В Соглашении о создании Содружества Независимых Го­сударств от 8
декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. подтверждаются
признание и уважение не­прикосновенности существующих границ.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о
дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г. включает
следующее положение: «Стороны при­знают нерушимой существующую между ними
границу и под­тверждают, что не имеют друг к другу никаких территориаль­ных
претензий, а также не будут выдвигать таких претензий в будущем».

Приверженность принципу нерушимости границ выраже­на также в
Договоре между Российской Федерацией и Украи­ной о дружбе, сотрудничестве и
партнерстве от 31 мая 1997 г., в Договоре между Российской Федерацией и
Азербайджанской Республикой о дружбе, сотрудничестве и безопасности от 3 июля
1997 г. и др.

Знаменательно включение этого принципа, в числе других, в
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудниче­стве и безопасности
между Российской Федерацией и Органи­зацией Североатлантического договора от 27
мая 1997 г.

— территориальной целостности;

Территория
служит материальной основой гос-ва, явл необходимым условием его существования.
Поэтому гос-ва уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Статут Лиги
Наций обязывал уважать и сохранять против всякого внешнего нападения террит
целостность государств-членов. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы
силой или ее применения против террит неприкосновенности гос-в.

Территориальная
целостность государств (п.4, ст.2.Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА
СБСЕ)

Территория
служит не только материальной основой государства, но и является необходимым
условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать
территориальную неприкосновенность государств.

Территориальная целостность государств

В соответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается
в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства:
уважать территориаль­ную целостность каждого из государств; воздерживаться от
любых действий, несовместимых с целями и принципами Уста­ва ООН, против
территориальной целостности, политической независимости или единства любого
государства-участника;

воздерживаться от превращения территории друг друга в объ­ект
военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или
угрозы силой.

Приведенные положения содержания принципа террито­риальной
целостности свидетельствуют о его тесной связи с другими основными принципами
международного права, осо­бенно такими, как принцип неприменения силы и угрозы
си­лой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения на­родов.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что
содержание принципа равноправия и самоопреде­ления народов не должно
толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы
к расчле­нению или частичному или полному нарушению территориаль­ной
целостности или политического единства суверенных и не­зависимых государств,
имеющих правительства, представляю­щие весь народ, принадлежащий к данной
территории. Прин­цип равноправия и самоопределения народов обязывает госу­дарства
.воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное
нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого
государства.

15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Дек­ларация о
соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности
границ государств — участников СНГ.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации
распространяется на всю ее территорию; она обес­печивает целостность и
неприкосновенность своей территории.

— уважения прав человека и основных свобод

Закреплен,
кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах
1966 г.: один — о гражданских и полит правах, другой — об экономических,
социальных и культурных правах. Был заключен ряд конвенций по конкретным
аспектам: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о
ликвидации всех форм расовой дискриминации(1966), о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

Уважение
прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о
правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы 1990г.).
Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и
соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной
занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и
развития человечества.

Уважение прав человека и основных свобод

Становление обязательства государств уважать права че­ловека и основные
свободы в качестве одного из принципов международного права связано с более
длительным процессом нормативной регламентации, чем у тех принципов, которые не­посредственно
были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и кон­кретизированы в Декларации 1970 г.

В самом Уставе при определении целей ООН говорится об
осуществлении международного сотрудничества «в поощрении и развитии
уважения к правам человека и основным свободам для всех…» (п. 3 ст. 1).
Согласно ст. 55, ООН содействует «всеоб­щему уважению и соблюдению прав
человека и основных сво­бод для всех…». И если прибегнуть к комплексной
оценке, то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обя­зательство
не просто уважения, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не
только их уважения, но и соблю­дения.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рам­ках ООН
постепенно, через провозглашение Всеобщей декла­рации прав человека (1948 г.) и
принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных
правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также дру­гих
деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация обя­зательств
государств в сфере прав и свобод человека на регио­нальном уровне
(американская, европейская, позднее африкан­ская конвенции, а в настоящее время
и в рамках Содружества Независимых Государств).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные пред­писания об
уважении прав человека и основных свобод впер­вые были сформулированы как
компоненты самостоятельного международного принципа, которым
государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники «бу­дут
поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических,
экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все
вытекают из достоин­ства, присущего человеческой личности, и являются сущест­венными
для ее свободного и полного развития». В развитие этой формулы государства
в Итоговом документе Венской встре­чи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и
свободы имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми
надлежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод
обусловливает содержание соответствую­щих положений национального законодательства.
Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции Российской Феде­рации:
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнан­ным принципам и нормам
международного права и в соответст­вии с настоящей Конституцией».

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод ха­рактеризуется
как существенный фактор мира, справедливо­сти и благополучия в
межгосударственных дружественных от­ношениях. Следует иметь в виду, что в обоих
международных пактах права и свободы человека регламентируются с учетом права
народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об
уважении прав и защите закон­ных интересов лиц, принадлежащих к национальным
меньшин­ствам.

В числе новейших документов, применяющих рассматри­ваемый принцип
к ситуации, сложившейся после прекращения существования СССР, являются
Декларация глав государств — участников Содружества Независимых Государств о
междуна­родных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24
сентября 1993 г.) и Конвенция СНГ о правах и основ­ных свободах человека (26
мая 1995 г.).

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарак­теризовать
как юридическую базу становления и совершенст­вования международного гуманитарного
права как отрасли ме­ждународного права в ее современном понимании (см. гл.
13). Содержание этого принципа определяет характер взаимодей­ствия
международно-правовых и внутригосударственных норм в области гуманитарного
сотрудничества в условиях, когда ме­ждународное право не только влияет на
национальное законо­дательство по вопросам прав человека, не только устанавлива­ет
общепринятые стандарты, которыми должны руководство­ваться государства, не
только вводит в действие международ­ные средства защиты прав человека от
массовых посягательств, но и становится непосредственным регулятором и гарантом
определенных элементов правового статуса личности, обеспечивае­мого, наряду с
национальным, международным правовым меха­низмом.

Magistr.ua
Дізнайся вартість написання своєї роботи
Кількість сторінок:
-
+
Термін виконання:
-
днів
+