Общие требования по организации работы следственных подразделений
Общие требования по организации работы следственных подразделений
Это отдельный вид практической юридической деятельности,
заслуживает особого внимания с точки зрения его роли и функционального назначения
в процессе осуществления правосудия. Наряду с деятельностью судьи, прокурора деятельность следователя
является неотъемлемой частью судопроизводства, благодаря которой в общем плане происходит
процесс воплощения права, а с ним и воплощение социальной справедливости. Следственную деятельность в аспекте уголовного процесса действительно
нельзя рассматривать отдельно от деятельности суда или прокуратуры, но представляется
вполне возможным выделить ее характерные черты и особенности, которые на начальном
этапе юридического обучения помогли составить первичные личные представления о этого
направления практической деятельности юристов, определиться на будущее в своей профессиональной
ориентации.
В современной юридической литературе выделены характерные черты следственной деятельности, среди которых следует назвать следующие:
Основное назначение следственной деятельности является
расследование преступлений.
Следственная деятельность очень четко регламентирована
уголовным процессуальным законом, хотя, с другой стороны, в принятии решений следователь
остается процессуально независимым лицом.
Осуществление следствия предполагает наличие у соответствующего
субъекта властных полномочий, которые гарантированы государством и осуществляются
от имени государства.
Деятельность следователя характеризуется высоким
уровнем ответственности, а также чрезмерным уровнем эмоционального напряжения.
Следственной деятельности присущи также элементы
принуждения. Это объясняется не только собственно ха тером следственной
деятельности, но и тем, что в ходе установления объективной истины заинтересованы,
в том участники процесса, оказывают противодействие, для преодоления которой и необходимо
применять принуждение.
Следственная деятельность, исходя из специфики объекта
своего воздействия, предполагает выявление элементов творчества в ходе поиска объективной
истины.
На этом основании можно согласиться с выводом, что
следственная деятельность является специфическим видом социальной практики, который
заключается в познании событий противоправного характера с помощью приемов и средств,
которые отвечают закону, включая их принудительную реализацию в случаях совершения
противодействия расследованию преступлений.
Остановимся на характеристике субъектов следственной деятельности. Прежде всего необходимо отметить, что органы следствия как специализированные
подразделения, которые осуществляют досудебную подготовку материалов, относящихся
к системе органов Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины,
органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства , их
полномочия имеют определенную дифференциацию, что объективно обусловлено функциональной
нацеленностью того или иного государственного органа или ведомства.
Кроме того, в Украине создано Национальное бюро
расследований как специализированный центральный орган исполнительной власти, основной
задачей которого является проведение досудебного следствия в особо сложных уголовных
делах.
Д о кандидатов на должность следователя предъявляются достаточно
высокие требования — высшее юридическое образование, знание специфики
работы системы правоохранительных органов, знания процессуального законодательства
и навыки его применения, развитый интеллект, умение использовать в мышлении законы
логики, высокий уровень коммуникативности, нравственной культуры и тому подобное. К сожалению, правоохранительные органы Украины переживают определенные
трудности в этом отношении, которые прежде всего связаны с кадровой политикой государства. Не хватает квалифицированных и опытных работников, должности
следователей занимают люди без юридического образования, предназначенные вне своего
желания принудительно или не способны к такого рода деятельности. Исправлению ситуации будет способствовать проведение судебно-правовой
реформы в Украине, бережное отношение к кадрового потенциала государственных служащих
правоохранительной сферы.
Важную роль в деятельности следователя имеет психология труда следователя, которая характеризуется следующими аспектами:
Социальный аспект. Работники следствия отделена профессиональной группой, с деятельностью
которой общество связывает преодоление преступных деяний, поиск виновных лиц и привлечения
их к ответственности, защита пострадавших от правонарушения. Эффективность расследования предполагает эффективную защиту
и воплощение справедливости в социальные отношения, обеспечение стабильности общественного
развития, удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов.
Коммуникативный аспект. Следователь относится к такой категории профессий где общение
с различными категориями граждан является одним из основных путей получения информации. Отсюда в следственные относятся профессиональные требования
вхождения в контакт, управления психологическим состоянием других людей, умение
направлять разговор в нужное русло.
Организационный аспект. Умение планировать работу, распределять время с целью его эффективного
использования имеет смысл в любой сфере деятельности. Однако планирование рабочего времени для деятельности следователя,
организация себя и других на отработку версии, концентрацию усилий членов следственной
или следственно оперативной группы являются необходимыми условиями реализации полномочий
следователя. Характерной чертой следственной работы является
также ее индивидуальность. Следователь как главный исполнитель производства
по делу лично выполняет подавляющее большинство разнообразных по характеру действий.Организация
личной индивидуальной работы более простое дело, чем, скажем, организация коллективного
труда. Возникает необходимость распределения обязанностей,
согласованности и координации действий, налаживание взаимной информации, согласия
и контроля за исполнением.
Следует помнить, что в производстве у следователя
в последующее время находится довольно значительное количество уголовных производств,
а их расследование должно происходить в сроки, четко определены законом, особенно
если подозреваемые находятся под стражей. На этом основании планирование и распределение рабочего времени,
назначения следственных действий, своевременное их проведения и оформления документов,
имеет исключительное значение, и предопределяет качественное ведение нескольких
дел одновременно. Организационный аспект деятельности следователя
проявляется также в том, что по характеру работы ему приходится обращаться в различные
учреждения, должностных лиц, организаций. Органы следствия с целью получения необходимой информации могут
давать поручения другим следователем или оперативным подразделениям, назначать проведение
экспертиз. Кроме того, выполнение отдельных следственных действий
также требует от следователя организационных способностей. Это, например, организация проведения задержания подозреваемого,
организация обыска, следственного эксперимента и других следственных гласных и негласных
(розыскных) действий, где от качества организации процесса зависит перспектива расследования.
Кроме того, следователь должен
обладать чисто техническими и манипулятивными умениями: напечатать текст документа,
составить топографический план местности, изготовить слепок, сделать фотосъемку.
Для профессии следователя важной чертой должно быть
преодоление сопротивления его деятельности со стороны отдельных лиц или в некоторых
случаях даже макрогруп. Следователь в поисках истины по делу нередко сталкивается
с пассивным или активным сопротивлением со стороны заинтересованных лиц — участников
процесса. Наиболее заинтересованным лицом в таком ходе дела
является сам правонарушитель, его представители, которые всеми силами оказывают
противодействие производства следствия. Успех следствия содержит угрозу жизненным интересам виновного
лица, что приводит к ее активность в организации противостояния следствию. Неравенство в положении следователя и названных выше лиц связана
также с тем, что последние знают, какие обстоятельства дела можно затаить, чтобы
смягчить свою вину. В то же время следователь постоянно располагает
неполную информацию и представление о событиях и фактах прошлого, подлежащих доказыванию.
Своеобразной чертой расследования является необходимость сохранения следственной тайны. Процесс следствия неизбежно связан с проникновением в личную
жизнь людей, изучением прошлого уклада жизни, семейных отношений и сугубо интимных
обстоятельств. Объявления этих данных способно совершить большой
вред, привести к компрометации людей и личной трагедии. Известно много случаев, когда преступники обогащают свой опыт
и знания, вынашивают новые средства совершения и сокрытия преступлений. Но дело не только в умении сохранения тайны. Необходимо также соблюдать специальные требования конспирации,
уметь хранить служебные секреты, предотвращать их утечку за пределы того круга лиц,
которые занимаются работой в этом деле.
Контроль за работой следственных подразделений осуществляется как со стороны ведомства, в котором сосредоточено
орган следствия, так и со стороны других правоохранительных структур, в частности
суда и прокуратуры. Следует учитывать, что за работой следователя осуществляют
контроль и другие участники процесса — свидетели, подозреваемый,
его представители, защитник, воплощается в осуществлении ими права
на ознакомление с материалами дела, заявления отвода, подачи жалобы на действия
следователя. Особой формой контроля за следствием является участие адвоката — профессионального юриста, который защищает интересы одной
из сторон (потерпевшего или подозреваемого). В таких случаях документальные или процессуальные ошибки могут
свести на нет всю работу следствия.
Известно, что деятельность следственных подразделений
находится также подконтролем общественного мнения, население, работников прессы, которые внимательно следят за конечными результатами следствия,
даже иногда без учета итоговой роли суда.Однако те цифры, свидетельствующие о количестве
расследованных уголовных правонарушений, характеризуют прежде всего эффективность
работы органов следствия, а не суда и прокуратуры. И сформирована на этом основании общественное мнение о деятельности
правоохранительных органов является достаточно влиятельным средством контроля, так
как тема правопорядка становится предметом обсуждения и трудовых коллективов, и
общественных организаций, и политических партий.
Депутатский запрос также является формой контроля
за деятельностью следственных органов. Такой запрос подается, когда совершаются достаточно резонансные
преступления, и политическая власть заинтересована в скорейшем и качественном их
расследовании или есть подозрение, что следствие не будет объективным.
За совершение правонарушений работники следствия на основании ведомственных уставов и норм
действующего законодательства несут юридическую ответственность в полном объеме.
Организация работы органов досудебного расследования
предусматривает эффективное участие следователей в защите личности, общества и государства
от уголовных правонарушений, охране прав, свобод и законных интересов сторон уголовного
производства путем:
— Осуществление рассмотрения заявлений и сообщений
об уголовных правонарушениях;
— Внесение соответствующих сведений об их совершении
в Единый реестр досудебных расследований;
— Проведение всестороннего, полного и беспристрастного
досудебного расследования уголовных преступлений, отнесенных к подследственности
органов внутренних дел в порядке, предусмотренном УПК;
— Возможность применения своевременных мер по обеспечению
возмещения вреда, причиненного уголовных преступлений.
Деятельность следственных зависимости от оперативной
обстановки и штатной численности органов досудебного расследования осуществляется
по территориально-зональным и / или линейному принципу.
Следователь осуществляет процессуальную деятельность
в соответствии с требованиями УПК. Все решения о направлении досудебного расследования и проведения
следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий
следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено
получение согласия прокурора, следователя судьи и является ответственным за их выполнение.
Работникам других органов и подразделений запрещается
в любой способ вмешиваться в процессуальную деятельность следователей, в том числе
истребовать и проверять материалы уголовных производств, давать в них указания или
оценку принятым следователем процессуальным решением.
Запрещается привлекать следователей к выполнению
функций, не связанных с расследованием уголовных преступлений.