Организационно-правовые основы государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством осуществляют с учетом общегосударственных интересов, интересов регионов и местного самоуправления, связано с разграничением государственной собственности (на общегосударственную и местную) и закреплением за органами местного самоуправления объектов строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. В деятельности по управлению сферами, которые анализируются, в нынешних условиях хозяйствования соответствующие органы реализуют свои функции преимущественно путем координационных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий. Следует учитывать также то, что в управлении строительством и жилищно-коммунальным хозяйством переплетаются интересы не только органов, непосредственно решают эти вопросы, но и других, поскольку все органы государственного управления, органы местного самоуправления, хозяйствующие и другие субъекты ведут строительные работы, а жилищно-коммунальное хозяйство в основном передано в подчинение местным звеньям исполнительной системы и системы самоуправления.
Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством охватывает две важнейшие составные части экономики Украины: строительство и жилищную сферу.
Строительство является отраслью материального производства, которая обеспечивает создание и реконструкцию объектов производственного, коммунально-бытового, социально-культурного и жилого назначения.
Управление строительством включает проведение единой технической политики в отрасли, планирование и разработку организационно-правовых основ проектирования и строительства, их материально-техническое и финансовое обеспечение, нормирование, работу с кадрами, организацию техники безопасности и охраны труда, проведение мероприятий по повышению качества архитектурных и строительных работ, осуществление контроля за соблюдением строительных правил, норм и стандартов и тому подобное.
Жилая сфера включает управление жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства, их содержание, строительство и ремонт.
Жилищный фонд – это совокупность жилых домов, а также жилых помещений независимо от форм собственности. Он состоит из государственного жилищного фонда, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов и частного жилищного фонда.
Коммунальное хозяйство подразделяют на следующие группы объектов:
а) санитарно-технические (водопровод, канализация, предприятия по очистке городов)
б) энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети);
в) транспортные (троллейбусы, трамваи)
г) объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, набережные и др.).
Согласно Концепции государственной жилищной политики, одобренной постановлением Верховной Рады Украины от 30 июня 1995 г., строительство, реконструкция и содержание жилья является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны, важным фактором снижения социальной напряженности в обществе.
Органы управления жилищно-коммунальным хозяйством организуют выполнение программ развития отрасли, обеспечивают деятельность жилищно-коммунальных объектов, подбор и расстановку кадров, проводят единую техническую политику, осуществляют мероприятия по совершенствованию коммунального обслуживания населения, промышленных и социально-культурных объектов, разработку и организационное обеспечение управленческих решений.
Особенностью управления жилищно-коммунальным хозяйством является то, что значительные полномочия по управлению этой отраслью имеют местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, принимают региональные программы развития предприятий отрасли и организуют их выполнение. Следует отметить, что постепенно, по мере продолжения экономических реформ, будет осуществляться перераспределение функций между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в сфере строительства, реконструкции и содержания жилья с целью их децентрализации.
Правовые и организационные основы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством закреплено в ряде актов, среди которых главными являются Законы Украины «Об основах градостроительства» от 16 ноября 1992 и «Об архитектурной деятельности» от 20 мая 1999, а также Указ Президента Украина «О приоритетных задачах в сфере градостроительства» от 13 мая 1997 г.