Полномочия следователя
Содержание страницы:
Полномочия следователя. Взаимодействие
следователя с оперативными подразделениями. Осуществление досудебного
расследования следственной группой
Инструкция по организации взаимодействия
органов досудебного расследования с другими органами и подразделениями внутренних
дел в предупреждении, выявлении и расследовании уголовных правонарушений
1. Общие положения
1.1. Основной задачей взаимодействия
органов досудебного расследования с другими органами и подразделениями внутренних
дел Украины является предупреждение, выявление и расследование уголовных правонарушений,
привлечение к установленной законодательством ответственности лиц, их совершивших,
возмещение причиненного уголовных преступлений вреда, восстановления нарушенных
прав и интересов граждан и юридических лиц.
1.2. Правовую основу взаимодействия
органов досудебного расследования с другими органами и подразделениями внутренних
дел составляют Конституция Украины, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы
(N 4651-VI) (далее — УК и УПК) Украины,
законы Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, решения Конституционного
Суда Украины, международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной
Радой Украины, и нормативно-правовые акты Министерства внутренних дел Украины по
вопросам организации взаимодействия между органами и подразделениями внутренних
дел при предупреждении, выявлении и расследовании уголовных преступлений.
1.3. Основными принципами взаимодействия
являются:
1.3.1. Ответственность следователя за
быстрое, полное и беспристрастное расследование уголовных правонарушений, его самостоятельность
в процессуальной деятельности, вмешательство в которую лиц, не имеющих на то законных
полномочий, запрещается.
1.3.2. Активное использование методик,
научных и технических достижений в предупреждении, выявлении и расследовании уголовных
преступлений.
1.3.3. Оптимальное использование имеющихся
возможностей следственных и оперативных подразделений в предупреждении, выявлении
и расследовании уголовных преступлений.
1.3.4. Соблюдение общих принципов уголовного
производства.
1.3.5. Обеспечения неразглашения данных
предварительного расследования.
1.4. Ответственность за надлежащую
организацию взаимодействия следственных подразделений с другими органами и подразделениями
внутренних дел при предупреждении, выявлении и расследовании уголовных правонарушений
возлагается на начальников территориальных органов внутренних дел и органов предварительного
расследования.
2. Организация взаимодействия при поступлении в орган
внутренних дел заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях и реагировании
на них
2.1. При поступлении в орган внутренних
дел заявления или сообщения о совершенном уголовном правонарушении оперативный дежурный
территориального органа внутренних дел (далее — оперативный дежурный) обязан незамедлительно
предоставить ее начальнику следственного подразделения, который определяет следователя,
который будет осуществлять досудебное расследование, а также проинформировать начальника
территориального органа внутренних дел.
2.2. Следователь безотлагательно,
но не позднее 24 часов обязан внести сведения об уголовном правонарушении по заявлению
или сообщению в Единый реестр досудебных расследований (далее — Едрей).
2.3. Начальник территориального органа
внутренних дел организует своевременное направление на место происшествия следственно-оперативной
группы (далее — СОГ) в полном составе.
2.4. СОГ создаются при дежурных частях
территориальных органов внутренних дел. Состав этих групп формируется
из работников органов внутренних дел в соответствии с графиком дежурства, утвержденного
начальником территориального органа внутренних дел и согласованного с начальником
следственного подразделения.
К СОГ в обязательном порядке
входят следователь (старший СОГ), сотрудник оперативного подразделения и специалист-криминалист.
2.5. Задачей СОГ является выявление,
фиксация, квалифицированное изъятие и упаковки следов уголовного преступления, вещественных
доказательств, установление свидетелей и потерпевших, выяснения обстоятельств уголовного
правонарушения, имеющие значение для всестороннего, полного и беспристрастного их
исследования и установления лиц, причастных к его совершению.
2.6. По прибытии на место происшествия
члены СОГ выясняют обстоятельства совершения уголовного преступления, устанавливают
свидетелей, приметы лиц, совершивших уголовное преступление и вероятные пути их
отхода. В случае необходимости принимают
меры для преследования транспортных средств, которыми завладели лица, совершившие
уголовное преступление, или тех, что использовались при его совершении. Участвуют в розыске и задержании
лиц, подозреваемых в совершении этих уголовных правонарушений.
2.7. Следователь:
2.7.1. Руководит действиями членов СОГ
и несет персональную ответственность за качество проведения осмотра места происшествия.
2.7.2. Вместе с членами группы, привлеченными
специалистами, приглашенными пострадавшим, свидетелями и другими участниками уголовного
производства производит осмотр места происшествия, в ходе которого в установленном
УПК Украины ( N 4651-VI ) порядка фиксирует сведения об обстоятельствах совершения уголовного
преступления, изымает вещи и документы, имеющих значение для уголовного производства,
и вещи, изъятые из оборота, в том числе материальные объекты, пригодные для выяснения
обстоятельств, подлежащих доказыванию. Обеспечивает их надлежащее
хранение для дальнейшего направления для проведения экспертного исследования.
Имеет право запретить любому
лицу покидать место осмотра до его окончания и совершать любые действия, мешающие
проведению осмотра.
2.7.3. При наличии оснований информирует
оперативного дежурного о привлечении дополнительных сил и средств для документирования
всех обстоятельств совершенного уголовного преступления.
2.7.4. При необходимости допрашивает
об обстоятельствах совершенного уголовного преступления заявителя, потерпевшего,
свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Предоставляет письменные поручения
сотрудникам оперативных подразделений о проведении следственных (розыскных) и негласных
следственных (розыскных) действий. Осуществляет иные полномочия,
предусмотренные УПК Украины ( N 4651-VI ).
2.8. Сотрудник оперативного подразделения:
2.8.1. Осуществляет поквартирный или
подворный обход с целью выявления свидетелей совершенного уголовного преступления,
сбор сведений, которые могут быть использованы в качестве доказательств.
2.8.2. Установка времени, месте и обстоятельствах
совершения уголовного преступления; количество причастных к его совершению
лиц, их приметы; наличие у них оружия, транспортных
средств, следов на одежде или теле, которые могли остаться за сопротивление пострадавших
или при преодолении препятствий; индивидуальные признаки похищенных
вещей; направление, в котором они исчезли,
другие сведения, необходимые для установления лиц, совершивших уголовное преступление.
2.8.3. Немедленно информирует следователя
о полученных данные относительно обстоятельств совершения уголовного преступления
и причастных к нему лиц для их дальнейшей фиксации путем проведения следственных
(розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий.
2.8.4. Выполняет письменные поручения
следователя о проведении следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных)
действий. При их выполнении пользуется
полномочиями следователя.
2.9. Специалист-криминалист:
2.9.1. Предоставляет консультации следователю
по вопросам, требующим соответствующих специальных знаний и навыков.
2.9.2. С использованием специальных
знаний и навыков, научно-технических средств и специального оборудования проводит
измерения, фотографирование, звуко или видеозапись, составляет планы и схемы, изготавливает
графические изображения освидетельствуемого места или отдельных вещей.
2.9.3. Обнаруживает, фиксирует, осуществляет
изъятие и упаковки материальных объектов, которые несут на себе следовую информацию
совершенного правонарушения.
2.9.4. Проводит экспресс-анализ по внешним
характеристикам удаленных объектов (без предоставления письменного заключения),
обращает внимание следователя на фактические данные, имеющие значение для расследования
обстоятельств уголовного преступления.
2.9.5. Несет персональную ответственность
за качественную фиксацию всей следовой информации, полноту отраженных данных в протоколе
осмотра и схеме (плане) к нему.
2.10. В случае совершения особо тяжких
преступлений, а также уголовных правонарушений, которые вызывают значительный общественный
резонанс, осмотр места происшествия проводится с участием начальников территориального
органа внутренних дел и следственного подразделения.
3. Организация взаимодействия при направлении оперативным
подразделением материалов по результатам оперативно-розыскной деятельности в следственное
подразделение
3.1. При ведении оперативным подразделением
оперативно-розыскного дела (далее — ОРД) в отношении лиц, в отношении которых имеются
данные об участии в подготовке к совершению преступления, подследственного следователям
органов внутренних дел, начальник оперативного подразделения обращается к начальнику
следственного подразделения о закреплении за этой ОРС следователя для обеспечения
методического сопровождения реализации и практической помощи оперативном подразделения.
3.2. Начальник оперативного подразделения
с соблюдением режима секретности предоставляет следователю необходимые материалы
ОРД для изучения и предоставления в случае необходимости рекомендаций по фиксации
дополнительных фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп,
которые свидетельствуют о наличии в их действиях признаков преступления.
3.3. В дальнейшем материалы ОРД рассматриваются
во время оперативного совещания с участием начальников оперативного, следственного
подразделения и работников, которые принимали участие в их подготовке, для определения
полноты собранных материалов и наличии оснований для регистрации в Едрей.
Одновременно разрабатывается
план мероприятий по реализации материалов ОРД, который утверждается начальниками
следователя и оперативного подразделений.
3.4. В случае установления в ходе
проведения оперативно-розыскных мероприятий фактических данных, свидетельствующих
о признаках преступления в действиях отдельных лиц и групп, но если их прекращения
может негативно повлиять на результаты уголовного производства, начальник оперативного
подразделения информирует об этом начальника следственного подразделения и только
после окончания их проведения материалы ОРД выносятся на рассмотрение оперативного
совещания для разработки совместных мероприятий по их реализации.
4. Создание СОГ для досудебного расследования уголовных
правонарушений
4.1. Для быстрого и полного расследования
тяжких, особо тяжких преступлений, а также уголовных правонарушений, вызвали значительный
общественный резонанс, образуются СОГ.
4.2. Образование СОГ приказом начальника
территориального органа внутренних дел, согласованным с начальником следственного
подразделения. При этом руководителем СОГ является
следователь, который определен начальником следственного подразделения осуществлять
досудебное расследование уголовного преступления.
4.3. В состав СОГ, как правило, включаются
сотрудники, которые принимали участие в осмотре места происшествия. В случае необходимости привлекаются
участковые инспекторы милиции, на территории обслуживания которых совершено уголовное
правонарушение, сотрудники других органов и подразделений внутренних дел.
4.4. Запрещается осуществлять замену
оперативных работников, включенных в состав следственно-оперативной группы, без
согласования со следователем (руководителем группы) или руководителем органа досудебного
расследования.
4.5. Контроль за работой СОГ возлагается
на начальника следственного подразделения, по согласованию с начальником территориального
органа внутренних дел вправе организовывать проведение оперативных совещаний с участием
следователей и работников других органов и подразделений внутренних дел по вопросам
выявления и расследования уголовных преступлений, в том числе состояния выполнения
поручений следственных и взаимодействия служб.
4.6. Для организации расследования
тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в прошлые годы, приказом начальника
территориального органа внутренних дел, согласованным с начальником следственного
подразделения, создаются специализированные постоянно действующие СОГ.
4.7. Для досудебного расследования
уголовных правонарушений, совершенных на территории нескольких районов региона,
приказом начальника ГУМВД, УМВД, согласованному с начальником следственного управления
(отдела) ГУМВД, УМВД, может создаваться СОГ ГУМВД, УМВД.
Контроль за ее работой возлагается
на следственное управление (отдел) ГУМВД, УМВД.
4.8. Для досудебного расследования
уголовных правонарушений, совершенных на территории нескольких областей (регионов),
приказом МВД может создаваться межрегиональная СОГ.
Контроль за ее работой возлагается
на Главное следственное управление МВД Украины или следственное управление (отдел)
ГУМВД, УМВД, на территории обслуживания которого совершено наибольшее количество
уголовных правонарушений.
5. Организация работы СОГ в ходе досудебного расследования
уголовных правонарушений
5.1. Деятельность СОГ осуществляется
на основании планов проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных
(розыскных) действий, в которых отражаются версии совершения уголовного преступления,
конкретные исполнители и сроки выполнения.
При этом оперативное сопровождение
досудебного расследования обеспечивается с момента создания СОГ и до принятия судом
приговора или вынесения постановления, вступившие в законную силу, а также в случае
закрытия уголовного производства.
5.2. Оперативные работники, включенные
в состав СОГ, еженедельно информируют следователя — руководителя СОГ о выполнении
предоставленных письменных поручений и запланированных мероприятий, а по его требованию
предоставляют документы, подтверждающие объемы проводимой ими работы.
5.3. Результаты работы СОГ по выявлению
лиц, совершивших уголовные преступления, ежемесячно рассматриваются на оперативных
совещаниях при начальнике следственного подразделения в присутствии начальника территориального
органа внутренних дел и руководителей его структурных подразделений, а состояние
досудебного расследования уголовных производств, вызвали значительный общественный
резонанс, — еженедельно.
6. Выполнение сотрудниками оперативного подразделения
письменных поручений о проведении следственных (розыскных) действий и негласных
следственных (розыскных) действий в ходе досудебного расследования
6.1. Во время досудебного расследования
уголовных правонарушений следователь предоставляет соответствующим оперативным подразделениям
внутренних дел, а в случае создания СОГ — конкретным сотрудникам оперативного подразделения,
включенным в ее состав, письменные поручения о проведении следственных (розыскных)
действий и негласных следственных (розыскных) действий (далее — поручение ).
6.2. Не допускается предоставление
следователем неконкретизированный поручений оперативном подразделения (сотруднику
оперативного подразделения — члену СОГ) и без установленного срока их выполнения.
6.3. Сотрудники оперативных подразделений
не имеют права осуществлять процессуальные действия в уголовном производстве по
собственной инициативе или обращаться с ходатайством к следственному судье или прокурору.
Поручение следователя о проведении
следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий
являются обязательными для выполнения оперативным подразделением.
6.4. Поручения, которые даются оперативном
подразделения, должны быть зарегистрированы в канцелярии территориального органа
внутренних дел и передавитися в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации
делопроизводства в системе МВД Украины (Приказ N 1440).
6.5. В поручениях указывается наименование
уголовного производства и его регистрационный номер; краткое изложение фактических
обстоятельств уголовного преступления; перечень следственных (розыскных)
действий или негласных следственных (розыскных) действий, которые нужно выполнить; другие сведения, необходимые
для выполнения этих действий.
6.6. Срок исполнения поручений следователей
не должен превышать установленного в них срока. В случае невозможности своевременного
выполнения поручения продлении срока его выполнения письменно согласовывается начальником
оперативного подразделения с начальником следственного подразделения.
6.7. Материалы о выполнении поручений
следственных направляются в следственное подразделение вместе с сопроводительным
письмом за подписью начальника территориального органа внутренних дел, который регистрируется
в канцелярии органа внутренних дел.
6.8. Контроль за выполнением сотрудниками
оперативных подразделений поручений следователей возлагается на начальника территориального
органа внутренних дел, который обязан:
6.8.1. Определять конкретных лиц из
числа сотрудников оперативных подразделений, на которых возлагать обязанности по
выполнению поручений следователей (за исключением поручений, предоставляемых сотрудникам
оперативного подразделения, включенным в состав СОГ).
6.8.2. Определять путем издания приказа
конкретных лиц из числа сотрудников оперативных подразделений, на которых возлагать
обязанности по ведению учета поручений следователей для их своевременного выполнения.
6.8.3. Еженедельно во время оперативных
совещаний руководства территориального органа внутренних дел информировать о состоянии
выполнения поручений следователей.
6.9. Начальник следственного подразделения
лично рассматривает материалы выполненного поручения следователя, поступившие от
оперативного подразделения. В случае его формального выполнения возвращает материалы в соответствии
с требованиями делопроизводства начальнику территориального органа внутренних дел
для устранения недостатков и применения к виновным мер дисциплинарного воздействия
в установленном порядке.
7. Обеспечение взаимодействия при досудебном расследовании
уголовных правонарушений
7.1. При наличии достоверной информации
о намерениях подозреваемого, в отношении которого применена мера пресечения, не
связанную с содержанием под стражей, скрываться от органов досудебного расследования; незаконно влиять на потерпевшего,
свидетеля, другого подозреваемого, эксперта, специалиста в этом же уголовном производстве; совершить другое уголовное преступление
или продолжить уголовное правонарушение, в котором подозревается, сотрудник оперативного
подразделения составляет мотивированный рапорт, который докладывает начальнику следственного
подразделения для принятия решения об изменении меры пресечения на более строгую
в порядке, установленном УПК Украины (N 4651-VI).
7.2. В случае выявления сотрудником
оперативного подразделения при выполнении поручения следователя обстоятельств, свидетельствующих
о необходимости проведения обысков в жилище или ином владении лица с целью выявления
и фиксации сведений об обстоятельствах совершения уголовного преступления отыскания
орудие уголовного правонарушения или имущества, которое было получено в результате
его совершения, а также установления местонахождения разыскиваемых лиц, им составляется
мотивированный рапорт, который докладывается начальнику оперативного подразделения
для принятия решения о проведении обыска в порядке, установленном УПК Украины (N 4651-VI).
К рапорту присоединяются материалы,
содержащие информацию о жилье или иное владение лица или часть жилища или иного
владения лица, где планируется проведение обыска; лицо, которому принадлежит жилище
или иное владение, и лицо, в фактическом владении которого оно находится, а также
информацию о вещи, документы или лиц, которых планируется отыскать.
7.3. Следователь, учитывая имеющуюся
информацию о возможном нахождении в месте проведения обыска лиц, причастных к совершению
уголовного преступления;особо опасных и изъятых из обращения предметов и веществ,
а также обстоятельства, которые могут помешать или затруднить проведение обыска,
на основании доверенности вправе привлечь сотрудников оперативных подразделений,
других органов и подразделений внутренних дел для участия в проведении этого следственного
действия.
Направление специальных подразделений
милиции для обеспечения проведения обыска допускается лишь с разрешения прокурора
в уголовном производстве по тяжкого и особо тяжкого преступления и наличия достаточных
оснований полагать, что проведению следственного действия будет оказываться физическое
сопротивление или иным образом исключена достижения ее цели. Без разрешения прокурора привлечения
специальных подразделений к обыску осуществляется только в неотложных случаях, когда
задержка в проведении следственного действия может привести к невозможности достижения
ее цели.
7.4. В уголовных процессах по тяжких
и особо тяжких преступлений участие следователя в проведении обыска обязательно.
8. Обеспечение взаимодействия при остановке досудебного
расследования
8.1. В случае если подозреваемый скрывается
от органов следствия с целью уклонения от уголовной ответственности и его местонахождение
не известно, следователь выносит постановление о приостановлении досудебного расследования,
которая соглашается прокурором. Если досудебное расследование не останавливается, следователем выносится
отдельное постановление об объявлении розыска подозреваемого.
В день принятия такого процессуального
решения следователь докладывает материалы о розыске подозреваемого начальнику следственного
подразделения для согласования и дальнейшего направления начальнику территориального
органа внутренних дел для организации розыска подозреваемого.
Указанные материалы в обязательном
порядке должны содержать выписка из Едрей; копии письменного уведомления
о подозрении; постановления об объявлении розыска
подозреваемого или постановления о приостановлении предварительного расследования; постановления следственного судьи
о разрешении на задержание с целью поводу.
8.2. В уголовных процессах о тяжких
и особо тяжкие преступления, в которых подозреваемого объявлен в розыск, следователем
в обязательном порядке вносятся по согласованию с прокурором ходатайства к следственному
судье о разрешении на задержание подозреваемого с целью привода и применения в отношении
него меры пресечения в виде содержания под стражей.
8.3. Организация розыскной работы
возлагается на руководителей оперативных подразделений.
8.4. После остановки досудебного расследования
в случае сокрытия подозреваемого от органов следствия с целью уклонения от уголовной
ответственности оперативное подразделение ежемесячно письменно информирует следователя
о мерах, принятых для установления его местонахождения.
В случае необходимости начальнику
следственного подразделения, а также следователю предоставляется возможность ознакомления
с материалами ОРД (с соблюдением режима секретности).
8.5. Начальник оперативного подразделения:
8.5.1. Согласовывает снятия лица с розыска
с начальником следственного подразделения путем визирования им соответствующей учетной
карточки.
8.5.2. Обеспечивает закрытие ОРД лишь
при наличии копии постановления следователя о возобновлении досудебного расследования
в связи с установлением местонахождения подозреваемого.
В случаях, когда лицо подлежит
выдаче другим государством — после завершения проведения процессуальных действий
в рамках международного сотрудничества.
8.5.3. Согласовывает с начальником следственного
подразделения объявления подозреваемого в межгосударственный или международный розыск.
8.6. Начальник территориального органа
внутренних дел:
8.6.1. Координирует оперативно-розыскную
деятельность подчиненных органов и подразделений внутренних дел при розыске подозреваемых.
8.6.2. Ежеквартально проводит оперативные
совещания по вопросам организации этой работы.
8.7. Начальник территориального органа
внутренних дел совместно с начальником следственного подразделения:
8.7.1. Ежемесячно с привлечением представителей
подразделений информационно-аналитического обеспечения проводят взаемозвирення между
количеством подозреваемых, объявленных в розыск, и заведенным ОРС. По результатам составляется акт,
который подписывается руководителями оперативных подразделений и информационно-аналитического
обеспечения и утверждается начальниками территориального органа внутренних дел и
следственного подразделения.
8.7.2. В случае выявления расхождений
между количеством подозреваемых, объявленных в розыск, и заведенным ОРС принимают
меры к их устранению и реагирования к виновным в этом должностных лиц.
8.8. При остановке досудебного расследования
в связи с заболеванием подозреваемого тяжелой болезнью, препятствующей его участия
в уголовном производстве, медицинское заключение о подтверждении диагноза заболевания
и невозможности участия подозреваемого в уголовном производстве возобновляется следователям
не реже одного раза в месяц.