Нейтралитет во время войны
Содержание страницы:
143. Нейтралитет во время войны
Нейтралитет в войне — это особый правовой статус государства, не участвующего
в войне и воздерживающегося от оказания помощи обеим воюющим сторонам. Различают:
постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 г., Австрия с 1955 г., Туркменистан с 1995
г.); эвентуальный нейтралитет (в данной войне); нейтралитет в силу договора между
соответствующими государствами. Нейтральные государства, сохраняя право на самооборону,
должны выполнять правила нейтралитета. Так, постоянно нейтральные государства не
должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою территорию для
иностранных военных баз или формирования военных отрядов воюющих; не допускать передачи
воюющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут
считать территорию нейтрального государства театром военных действий. Вместе с тем нейтральные государства имеют право:
отражать силой попытки нарушить статус нейтралитета; предоставлять свою территорию
для содержания раненых; разрешать заход в свои порты санитарных судов воюющих государств
т.д.
144. Защита раненых и больных во время войны
Режим раненых и больных определен двумя названными
выше Конвенциями 1949 г. — об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
и об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава
вооруженных сил на море, причем термин «раненые и больные» включает лиц
как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской
помощи или уходе.
Конвенции запрещают в отношении раненых и больных
лиц следующие действия:
а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность;
б) взятие заложников;
в) посягательство на человеческое достоинство;
г) осуждение и применение наказания без предварительного
судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.
Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть
неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.
Медицинские учреждения и медицинский персонал
пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.
145. Военнопленные. Наемники
Режим военного плена представляет совокупность
правовых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции
об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных
и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в
виду комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского
государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военнопленным
нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право
на уважение к их личности и чести. Любые незаконные акты со стороны держащего в
плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу
его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация
по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти
положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей
Конвенции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой
они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать
осуществление прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.
Военнопленные, за исключением офицеров, могут
привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленные подчиняются
законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.
Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных
лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед
представителями Державы-Покровительницы и Красного Креста.
Освобождение военнопленных, согласно Женевской
конвенции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая
случаи привлечения к уголовной ответственности за военные преступления.
Содержание понятия «наемник» раскрывается в ст. 47 Дополнительного протокола I. В соответствии с этой статьей,
наемник – это лицо, которое специально завербовано для того, чтобы сражаться в вооруженном
конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях,
руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности
обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте материальное
вознаграждение, обещанное или выплачиваемое.
146. Защита мирного населения во время войны.
Режим военной оккупации
Исключительно
важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана
гражданского населения. В частности, в ст. 51 Дополнительного протокола I содержится
норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские
лица не должны являться объектом нападений».
Правовая
защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного,
так и немеждународного характера даже в том случае, если одна из воюющих сторон
не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения
находящихся в конфликте сторон без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности,
религии или политических убеждений.
Воюющим
государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания
гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели.
Международное
право, применяемое в период вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии
с которыми воюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей
с гражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.
Говоря о
защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть
об охране нормами международного гуманитарного права природной среды, т.е. среды
обитания гражданского населения.
Военная оккупация — это временный захват территории (части территории) одного
государства вооруженными силами другого государства и установление военной администрации
на захваченной территории. Военная оккупация какой-либо территории не означает ее
перехода под суверенитет захватившего государства. В соответствии с положениями
IV Гаагской конвенции 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г., Дополнительного протокола
I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной
территории. Население оккупируемой территории должно подчиняться распоряжениям властей,
однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству.
В отношении гражданских лиц запрещается: совершать любые акты насилия, запугивания
или оскорбления; применять меры принуждения, физического или морального порядка,
в частности, с целью получения сведений; применять пытки, телесные наказания, медицинские
опыты и т.п.
147. Особенности ведения морской войны
Определенной спецификой обладает война на море. В войне на
море комбатантами являются не только личный состав военно-морских сил, но и все
военные корабли, а также невоенные суда, официально обращенные в военные в соответствии
с VII Гаагской конвенцией 1907 г., и летательные аппараты, входящие в состав морской
авиации. Не пользуются правом ведения войны на море суда, которые хотя и входят
в состав военно-морских сил государства, но предназначены исключительно для оказания
помощи раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение (госпитальные суда,
санитарные транспорты, санитарные летательные аппараты). Вооружение торговых судов
допустимо только в военное время, при этом вооруженное торговое судно не превращается
в военный корабль и не пользуется правом ведения военных действий. Однако оно может
использовать оружие для самообороны при нападении противника. На подводные лодки
распространяются общие правила ведения войны и нормы, касающиеся надводных военных
кораблей. Применение морского минного оружия VII Гаагская конвенция 1907 г. разрешает
при соблюдении следующих правил. Запрещается ставить мины: не закрепленные на
якорях; якорные, которые остаются опасными и после отрыва их от минрепа; у берегов
противника с единственной целью — помешать торговому судоходству. Допустимой является
морская блокада.
Морская блокада — это система действий военно-морских сил и авиации, препятствующих
доступу с моря к портам и берегам неприятеля и выходу из этих портов и берегов в
море. Блокада должна быть публично объявлена блокирующим государством с указанием
даты начала блокады, блокируемого района, срока для выхода из блокируемых портов
судов нейтральных государств. Блокада прекращается в случае ее снятия блокирующим
государством. Военной контрабандой признаются грузы нейтральных собственников или
противника на судах нейтральных государств, которые воюющая сторона запрещает доставлять
своему противнику. Согласно Лондонской конвенции 1909 г., военная контрабанда делится
на абсолютную (предметы и материалы, служащие исключительно для военных целей) и
условную (предметы и материалы, могущие служить как для военных, так и для мирных
целей).