Средства решения международных споров
Содержание страницы:
88. Средства решения международных споров.
Классификация мирных средств разрешения международных споров
Устав ООН (п. 3 ст. 2) обязывает государства решать свои международные споры
мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и
безопасность и справедливость.
Устав ООН различает споры и ситуации.
Ситуация «может привести
к международным осложнениям или вызвать спор» (ст. 34), то есть имеет место, когда
столкновение интересов государств не
сопровождается явным выдвижением
претензий, хотя и порождает определенные трения между ними и напряженность. Хотя
они не имеют нормативных характерных признаков, доктрина исходит из того, что «ситуация»не определяется четко очерченными требованиями одного государства
к другому, но в соответствии с Уставом ООН в ситуации сторона не имеетправа воздерживаться во время
голосования по этому вопросу в Совете Безопасности, а в споре — имеет. Отсюда
считают, что по смыслу ситуация шире, чем спор.
Статья 33 Устава ООН среди мирных
средств разрешения международных споров указывает переговоры, обследование, посредничество, примирение,
арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям.
Этот перечень не является исчерпывающим
и стороны могут выбрать другие мирные средства по своему выбору.
Можно выделить дипломатические (согласительные) и судебные средства разрешения международных споров. Критерием этого деления является вопрос,
обращение к данной процедуре всегда приводит к определенной решения международного
спора с международно-правовой точки зрения.
Дипломатические средства характеризуются
тем, что стороны спора оставляют за собой принятие окончательного решения в решении
спор; и сами в большей или меньшей степени участвуют в поиске средств ее решения.К дипломатическим средствам относятся: переговоры, добрые услуги, посредничество
(медиация), следователи и согласительные комиссии, консультации. В свою очередь,
при применении судебных средств стороны спора являются связанными принятым решением
и ограниченные возможности влияния на решение спора.
Судебными средствами является арбитраж и постоянные международные
суды.
Выделяют также решения споров международными организациями. В отличие
от дипломатических и судебных средств, целиком посвященные решению споров, международных
организаций решена споров является лишь одним из направлений деятельности.
Разрешение споров международными организациями однако не составляет вполне отдельный
мирный способ решения международных споров, поскольку в своей деятельности в этой
сфере они пользуются обычно дипломатическими, а иногда также судебными средствами.
89. Дипломатические средства решения
международных споров
К дипломатическим средствам разрешения международных споров относятся следственные
и согласительные комиссии. Они заключаются в назначении общих органов государств-участников
спора, которые называются следственными или согласительные комиссии. Эти комиссии
могут быть постоянными органами или создаваться ad hoc. Следователи и согласительные
функции могут выполнять также международные организации.
В состав комиссии входят представители сторон, а также так называемые нейтральные
примирители, участие которых гарантирует беспристрастность деятельности комиссии.
В практике также случаи назначения
одного примирителя вместо комиссии. Решения комиссии принимаются большинством голосов
но не является обязательным для
сторон спора.
Задачей следственной комиссии является выяснение фактических обстоятельств,
если между сторонами спора возникли различные подходы к этому. Результаты следствия
не обязательно для сторон с международно-правовой точки зрения, но могут способствовать
решению спора.
Задача согласительной комиссии более широкими, чем следственной комиссии,
и заключаются в согласовании взаимных претензий и предоставлении предложения сторонам
спора по его решению. Инициирование согласительной процедуры происходит по представлению
обеих сторон спора, если только международное соглашение не предусматривает такую
возможность по инициативе одной из сторон. Способ создания комиссии, а также то,
что на ее деятельность должны предоставить согласие обе стороны, приближают ее к
арбитражу, однако принципиальная разница между этими двумя методами состоит в том,
что решение согласительной комиссии не является обязательным для сторон. В отличие
от посредничества, согласительная комиссия самостоятельно определяет свои предложения.
90. Судебные средства разрешения
международных споров
К судебным средствам разрешения международных споров относятся два института:
арбитраж и международное правосудие (в узком смысле). их общей чертой является то,
что они окончательно решают международный спор.
Согласно Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907
p., Арбитраж, или примирения, заключается в «разрешении споров между государствами
судьями по их выбору и на основании уважения к праву» (ст. 37). Обращение в арбитраж
влечет обязанность добровольно подчиниться его решению. Соглашение об арбитраже
может иметь форму арбитражной оговорки (согласие ante hoc) или специального
соглашения, называется компромиссом (согласие post hoc). В таком соглашении
стороны спора определяют его предмет, способ назначения арбитров и их компетенцию,
а также процедуру рассмотрения спора. Решение арбитража является обязательным для
сторон спора.
Арбитраж отличается от постоянного международного правосудия тем, что стороны
спора могут урегулировать процедурные вопросы, а также могут выбрать арбитров (такую
возможность предоставляют постоянные международные суды).
В международной практике чаще всего создается арбитражной суд как коллегиальный
орган, состоящий из нечетного количества человек (трех или пяти), решения которого
принимаются большинством голосов. В состав трибунала входят представители сторон,
а также нейтральный арбитр, участие которого обеспечивает беспристрастность решения.
Иногда решения спора возлагается на одного арбитра, избранного среди известных знатоков
международного права или лиц с общепризнанным авторитетом.
Попыткой институализации арбитража было создание Постоянной палаты третейского
суда на основании положений Гаагских конвенций 1899 г. и 1907 г. Единственным постоянным
ее органом является Секретариат с местонахождением в Гааге. В Палате есть список
арбитров, из которых государства могут выбрать себе арбитров для рассмотрения и
разрешения дела. При этом каждая сторона спора определяет не более четырех арбитров,
которые составляют так называемую национальную группу. Согласно Уставу Международного
Суда ООН, кандидаты в члены этого суда выдвигаются не государствами, а «национальными
группами Постоянной палаты третейского суда», то есть группами судей Палаты, представляющих
одну и ту же государство.
91. Разрешение споров в международных
организациях
Статья 1 Устава ООН позволяет утверждать, что мирное разрешение международных
споров является одной из главных целей деятельности ООН. Раздел VI Устава ООН «Мирное
разрешение международных споров» предоставляет широкую компетенцию Совете Безопасности
(ст. 24 Устава). Также компетенцию в области мирного разрешения международных споров
имеет Генеральная Ассамблея ООН, однако она ограничена в пользу Совета Безопасности.
Генеральная Ассамблея ООН может обращать внимание Совета Безопасности ООН на ситуации,
которые могли 6 угрожать международному миру и безопасности (п. 3 ст. 11 Устава),
Совет Безопасности может расследовать любой спор или ситуацию, которая может
привести к международным недоразумениям или вызвать спор, для определения того,
может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного
мира и безопасности (ст. 34 Устава).
Совет Безопасности занимается этим делом по собственной инициативе или по
заявлению члена ООН (п. 1 ст. 35). Государство, не являющееся членом OOН также может
обратиться в Совет Безопасности или Генеральной Ассамблеи по поводу любого спора,
в котором оно является стороной, при условии, что она заранее примет на себя обязательства по Уставу ООН по мирному
разрешению международных споров ( п. 2 ст. 35).
Совет Безопасности может на любой стадии спора рекомендовать соответствующую
процедуру или способ урегулирования спора. Квалифицированный спор может быть также
предметом повестки дня Генеральной Ассамблеи ООН. Право направления спора на заседании
Генеральной Ассамблеи принадлежит государствам (п. 2 ст. 11 п. 1,2 ст. 35 Ста тута
ООН), а также Совету Безопасности (п. 2 ст. 11). С соблюдением положений касающихся
компетенции Совета Безопасности (ст. 12 Устава), Генеральная Ассамблея может «рекомендовать
меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие
или дружественные отношения между нациями» (ст. 14 Устава ООН).
Разрешение споров в рамках ВOT
Для разрешения споров между государствами-членами ВOT создано специальное
подразделение ВOT — Орган по разрешению споров, входит в систему главных органов
ВOT. Функции Органа выполняет Генеральный
Совет ВOT, специально собирается для рассмотрения споров. Орган руководствуется
в своей деятельности специальным актом — Договоренности о правилах и процедурах
разрешения споров, входит в пакет соглашений ВOT — в право ВOT (Приложение 2 к Соглашению об учреждении ВOT 1994 p.).
Общий срок процесса разрешения споров в рамках ВOT может длиться от 420 до
670 дней.
92. Понятие и источники права внешних
сношений
Внешние сношения — часть
общей системы межгосударственных отношений и международной деятельности каждого
государства, охватывает только официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных
органов преимущественно политические связи и отношения между государствами и другими
субъектами международного права с целью осуществления их внешних функций мирными
средствами в соответствии с основными принципами международного права.
Право внешних сношений является
отраслью современного общего международного права, состоящая из системы юридических
норм, регулирующих положение и деятельность субъектов международного права в осуществлении
их внешних сношений в соответствии с основными принципами международного права.
Источниками права внешних сношений являются многочисленные международные
договоры, как двусторонние, так и многосторонние, важнейшими из которых являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 p., Венская конвенция о консульских
сношениях 1963 p., Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и Венская конвенция о
представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального
характера 1975 г., а также международные обычаи и внутреннее законодательство
государств (например, количественный состав дипломатических представительств, полномочия
органов государственной власти, которые вступают во внешние сношения, порядок ввоза
предназначенных для дипломатических представительств предметов и освобождение их
от всех таможенных пошлин и т.д.).