Организация статистической деятельности
Содержание страницы:
Организация
статистической деятельности. Органы государственной статистики и другие органы,
занимающиеся статистикой
Государственный комитет статистики
Украины является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом.
Основным документом, регулирующим
правовые отношения в сфере государственной статистики, является Закон Украины «О
государственной статистике», который определяет права и функции органов государственной
статистики, организационные основы осуществления государственной статистической
деятельности с целью получения всесторонней и объективной статистической информации,
а также обеспечения ею государства и общества.
Специально уполномоченным центральным
органом исполнительной власти в сфере статистики является «Государственный комитет
статистики Украины». К сфере управления «Госкомстата» относятся предприятия, учреждения
и организации, определенные в Перечне, утвержденном постановлением Кабинета Министров
Украины, которые вместе составляют единую систему органов государственной статистики
Украины.
15 апреля 1992 года в ходе 47-й сессии Европейской
экономической комиссии ООН были приняты 10 основных принципов официальной статистики,
которые мы считаем уместным привести без сокращения.
Официальная статистика является необходимым
элементом информационной системы демократического общества, обеспечивая правительство,
экономику и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном
и экологическом положении. С этой целью официальные статистические данные, имеющие
практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе
государственными статистическими учреждениями для обеспечения уважения прав граждан
на общественную информацию.
· В
целях сохранения доверия к официальной статистике статистические учреждения в соответствии
со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную
этику, должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки,
хранения и представления статистических данных.
· Для
облегчения правильной интерпретации данных статистические учреждения должны предоставлять
информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов
и процедур в области статистики.
· Статистические
учреждения имеют право комментировать неправильную интерпретацию или неправильное
использование статистических данных.
· Данные
для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические
обследования или административная отчетность. Статистические учреждения должны выбирать
источник с учетом качества, своевременности, затрат и бремени, которое ложится на
респондентов.
· Персональные
данные, собираемые статистическими учреждениями для подготовки статистической информации,
независимо от того, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны
носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических
целей.
· Законы,
нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться
гласности.
· Для
обеспечения согласованности и эффективности статистической системы необходимо осуществлять
координацию деятельности статистических учреждений на уровне стран.
· Использование
статистическими учреждениями в каждой стране международных понятий, классификаций
и методов способствует обеспечению согласованности и эффективности статистических
систем на всех официальных уровнях.
· Двустороннее
и многостороннее сотрудничество в области статистики содействует улучшению систем
официальной статистики во всех странах.
Статистическая
информация и её конфидициальность. Право собственности на статистическую информацию
и доступ к ней
Закон Украины «Об
информации«
Ведомости
Верховного Совета Украины, 1992, N 48, ст. 650)
Настоящий Закон закрепляет право граждан Украины
на информацию, закладывает правовые основы информационной деятельности. Основываясь
на Декларации о государственном суверенитете Украины и Акте провозглашения ее независимости,
Закон утверждает информационный суверенитет Украины и определяет правовые формы
международного сотрудничества в области информации.
Р а з д е л I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
С т а т ь я 1. Определение
информации
Под информацией настоящий Закон понимает документированные
или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе.государстве
и окружающей природной среде.
Статья 2. Цель и
задачи Закон
Закон устанавливает общие правовые основы получения,
использования, распространения и хранения информации, закрепляет право личности
на информацию во всех сферах общественной и государственной жизни Украины, а также
систему информации, ее источники, определяет статус участников информационных отношений,
регулирует доступ к информации и обеспечивает ее охрану, защищает личность и общество
от ложной информации.
Статья З. Сфера действия
Закона
Действие настоящего Закона распространяется на
информационные отношения, возникающие во всех сферах жизни и деятельности общества
и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации.
С т а т ь я 4. Законодательство
об информации
Законодательство Украины об информации составляют
Конституция Украины, настоящий Закон, законодательные акты об отдельных отраслях,
видах, формах и средствах информации, международные договоры и соглашения, ратифицированные
Украиной, принципы и нормы международного права.
С т а т ь я 5. Основные
принципы информационных отношений
Основными принципами информационных отношений являются:
гарантированность права на информацию; открытость, доступность информации и свобода
ее обмена ; объективность, достоверность информации; полнота и точность информации;
законность получения, использования, распространения и хранения информации.
С т а т ь я 6. Государственная
информационная политика
Государственная информационная политика — это совокупность
основных направлений и способов деятельности государства по получению использованию,
распространению и хранению информации. Главными направлениями и способами государственной
информационной политики являются: обеспечение доступа граждан к информации; создание
национальных систем и сетей информации; укрепление материально-технических, финансовых,
организационных, правовых и научных основ информационной деятельности; обеспечение
эффективного использования информации; содействие постоянному обновлению, обогащению
и хранению национальных информационных ресурсов; создание общей системы охраны информации
; содействие международному сотрудничеству в области информации и гарантирование
информационного суверенитета Украины. Государственную информационную политику разрабатывают
и осуществляют органы государственной власти общей компетенции , а также соответствующие
органы специальной компетенции.
С т а т ь я 7. Субъекты
информационных отношений
Субъектами информационных отношений являются: граждане
Украины; юридические лица; государство. Субъектами информационных отношений в соответствия
с настоящим Законом могут быть также другие государства, их граждане и юридические
лица, международные организации и лица без гражданства.
С т а т ь я 8. Объекты
информационных отношений
Объектами
информационных отношений является документированная или публично оглашаемая информация
о событиях и явлениях в области политики, экономики, культуры, а также в социальной,
экологической, международной и иных сферах.
С т а т ь я 9. Право
на информацию
Все граждане Украины, юридические лица и государственные
органы имеют право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения,
использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации
ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций. Реализация
права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать
общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и
иные права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических
лиц. Каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся
его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.
С т а т ь я 10. Гарантии
права на информацию
Право
на информацию обеспечивается: обязанностью органов государственной власти, а также
органов местного и регионального самоуправления информировать о своей деятельности
и принятых решениях; созданием в государственных органах специальных информационных
служб или систем, обеспечивающих в установленном порядке доступ к информации; свободным
доступом субъектов информационных отношений к статистическим данным, архивным, библиотечным
и музейным фондам; ограничения этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей
и особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством; созданием механизма
осуществления права на информацию; осуществлением государственного контроля за соблюдением
законодательства об информации; установлением ответственности за нарушение законодательства
об информации.
С т а т ь я 11. Язык
информации
Язык информации определяется Законом «О языках
в Украине», иными законодательными актами Украины в этой области, международными
договорами и соглашениями, ратифицированными Украиной…