Система земельного права
Содержание страницы:
Система земельного права как отрасли права
Система (внутренняя структура, построение) земельного права как отрасли права включает в себя правовые нормы,
которые объединяются в институты. Правовые институты, в свою очередь,
группируются в общую и особенную части.
По
мнению, царящей сегодня в земельно-правовой доктрине, общая часть включает в себя следующие институты:
• права
собственности на землю;
• права
землепользования;
•
правового обеспечения земельной реформы;
•
правового регулирования приобретения прав на землю;
•
правового регулирования платы за землю;
•
правового обеспечения управления в области использования, воспроизводства и
охраны земель;
•
правовой охраны земель;
•
юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.
Особенная часть включает правовые институты, закрепляющие правовой
режим отдельных категорий земель. Перечень категорий земель закрепленный в ч. 1
ст. 19 ЗКУ.
Система земельного права как науки и учебной
дисциплины
Нужно
помнить, что система земельного права
как отрасли права не совпадает с системой земельного права как науки и учебной
дисциплины. В систему земельного права как науки входят не правовые
институты, а подсистемы научных положений, информации, знаний. Поэтому в общей
части земельного права как науки и учебной дисциплины выделяют, например, такие
разделы, не характерные для системы отрасли права:
•
учение о землю как объект земельного права;
•
учение о земельное право как отрасль права;
•
учение о развитии земельно-правового регулирования и т.п..
В системе
земельного права как науки и учебной дисциплины, в отличие от системы отрасли
права, выделяют также специальную часть, включающая сведения о
земельно-правовое регулирование в зарубежных странах.
Под
системой земельного права понимается внутренняя структура его правовых
институтов, каждый из которых состоит из групп юридических норм, регулирующих
однородные земельные отношения.
Правовой
институт в земельном праве представляет собой систему взаимосвязанных правовых
норм, регулирующих относительно обособленную группу однородных общественных
земельных отношений. Так, правовые нормы образуют правовые институты земель
сельскохозяйственного назначения, земель жилой и общественной застройки, земель
природно-заповедного фонда и природоохранного назначения, земель водного фонда
и т.п.. Два и более институтов земельного права могут быть объединены в один
комплексный правовой институт. Примером такого института в земельном праве является
институт государственного управления земельными ресурсами. В его состав входят
институт государственного землеустройства, институт контроля за использованием
и охраной земель, институт правового обеспечения мониторинга земель и институт
государственного земельного кадастра.
Земельно-правовые
нормы регулируют общественные земельные отношения, в которых земля одновременно
выступает как неподвижный объект, как природный об объект и как объект
хозяйствования. Большинство норм земельного права принадлежат к материальным
нормам. Вместе с тем, земельное право содержит ряд процессуальных норм, которые
создают специальный механизм реализации материальных норм.
Каждый
отдельный правовой институт зависимости от соподчиненности с другими
институтами в структуре земельного права занимает определенное место. Важнейшие
земельно-правовые нормы, отражающие сущность земельного права, образуют общие
институты, а те земельно-правовые нормы, которые призваны регулировать
отдельные стороны или виды земельных отношений, — специальные институты. Такая
дифференциация земельно-правовых норм, составляющих содержание земельного права
как самостоятельной отрасли права, следует из установившейся традиции
распределения отраслей права на общую, особую и специальную части.
Институты,
содержащие отправные положения и основные принципы, действие которых распространяется
на все или большинство урегулированных земельным правом отношений, составляющих
в своей совокупности общую часть земельного права. В нее обычно включаются:
институт права собственности на землю (земельные права граждан и юридических
лиц, являющихся собственниками земельных участков, основания возникновения,
изменения и прекращения земельных прав), институт права землепользования и
т.д.. Эти правовые институты влияют на формирование содержания и состава институтов
Особенной части.
Особенная
часть земельного права выполняет конкретизирующие и детализирующие функции
правового регулирования. Правовые институты этой части подчиненные институтам
Общей части, а их содержание касается определенного вида детально
урегулированных земельных отношений. В Особенной части в основном группируются
правовые институты, которые определяют правовой режим отдельных категорий
земель в зависимости от их целевого назначения.
Каждый
правовой институт имеет свои специфические характерные черты, обусловленные
своеобразием регулируемых им общественных отношений. Он объединяет правовые
нормы, касающиеся этих отношений, имеет большое практическое значение.
Институты отрасли права является основой для развития и совершенствования
законодательства. В земельном праве так же, как в любой другой самостоятельной
отрасли права, не может быть изолированных друг от друга правовых институтов.
Несмотря на многообразие форм проявления, множество видов и подвидов земельных
отношений, они находятся в тесной взаимосвязи.
Земельное
право как отрасль правовой науки изучает общественные процессы и проблемы,
возникающие в связи с регулированием земельных отношений.
Система
науки земельного права тесно «связана с системой земельного права как
учебной дисциплиной. Земельное право как учебная дисциплина представляет собой
систему знаний, сведений и информации об основных положениях и содержание
земельного права, которые преподаются с целью подготовки профессиональных
правоведов. Она может отличаться от системы области земельного права по объему
информации, которая выкладывается на основании учебных планов учебных
заведений.
Основными
положениями, которые изучаются в Общей части земельного права обычно есть такие
вопросы и проблемы, как предмет, метод, принципы и система земельного права,
история становления и развития земельных отношений и формирование земельного
права, источники регулирования земельных отношений и их особенности,
методологические и теоретические основы земельного права и т.д.. Главными
вопросами Особенной части земельного права является изучение вопросов
использования и охраны различных категорий земель. Иногда изучаются
законодательные основы и особенности правового регулирования земельных
отношений в других странах, хотя эти вопросы не охватываются системой
отечественного земельного права.
Место земельного права в украинской правовой
системе и его соотношения с административными, гражданскими, экологическими и
другими отраслями права
Земельное
право как составная часть системы права Украины тесно связана с другими
отраслями отечественной системы права. Это зависит от степени
взаимопроникновения соответствующих групп общественных отношений и основ их
законодательного урегулирования. При этом оно определяется тем, что земельное
право составляет фундаментальные основы для определенных отраслей права. Такое
значение земельного права имеет место в урегулировании всего комплекса
природно-ресурсных отношений. Для других общественных отношений, которые
урегулированы соответствующими отраслями права, земельное право имеет
основополагающее значение, если они вытекают из отношений, связанных с
использованием и охраной земельных ресурсов, в частности природоохранных,
предпринимательских и т.д..
Прежде
всего есть особая связь земельного права с конституционным правом, нормы
которого закрепляют основы общественного и государственного устройства,
устанавливают важнейшие основы всех отраслей права Украины, в том числе и
земельного. Положения ст. 13 Конституции Украины о том, что земли и другие
природные ресурсы являются объектами права собственности Украинского народа, —
исходное для земельного права, поскольку оно составляет основу всех его
правовых институтов. Не менее значимы и нормы конституционного права, которые
определяют сущность права землепользования и роль органов местного
самоуправления в обеспечении рационального использования земельных ресурсов.
Земельное
право имеет определенную связь с административным правом. Административно-правовые
акты часто служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных
отношений. Так, в административном порядке решаются вопросы отвода земельного
участка на местности, установления его границ, выдачи документов,
устанавливающих право, осуществление контроля за соблюдением земельного
законодательства, привлечения к административной ответственности лиц, Винник
нарушениях земельного законодательства и т.д.
Связь
земельного и административного права проявляется также в определении полномочий
местных органов самоуправления в урегулировании земельных отношений, структуры
и полномочий Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым,
областных и районных советов и также органов исполнительной власти (статьи 6-8,
10, 13-17 ЗК) по управления землями.
Административное
право регулирует порядок деятельности исполнительных органов государственной
власти в сфере рационального использования и охраны земель, а также их
компетенцию в области управления земельными ресурсами. Некоторые элементы
административной подчиненности в земельном праве имеющиеся в случае
приобретения права на землю, что предусмотрено статьями 116-126 ЗК Украины или
прекращения прав на землю в соответствии со статьями 140-149, а также прав и
обязанностей собственников земли (статьи 90, 91 ) и землепользователей (статьи
95 и 96), установление правового режима различных категорий земель (статьи
22-77) и т.д..
Важное
значение для земельного права имеет его связь с гражданским правом. Эта связь
проявляется в тесном переплетении земельных и имущественных отношений,
обусловленном связью права на земельный участок с правом на насаждения, здания,
посевы находятся на земельном участке, в определении субъектов права
собственности на землю, в сервитутных правах, в судебной защите земельных прав,
в урегулировании договорных отношений по поводу земельных участков, в
возмещении убытков, причиненных нарушением земельных прав и т.д..
Вместе
с тем, специфика земли как объекта правового регулирования определяет
содержание методов и принципов правового регулирования в земельном и
гражданском праве. Если в гражданском праве доминирует принцип свободы
волеизъявления субъектов гражданских отношений (свобода распоряжения имуществом
и его неограниченность, свобода заключения сделок, недопустимости вмешательства
в частные дела), то в земельном праве применяются публично-правовые средства
регулирования земельных отношений и предусматриваются ограничения права
собственности на землю. В нем закреплены не только права землевладельцев и
землепользователей, но и их юридические обязанности, закреплено нормирование
размеров земельных участков. Таким образом, если гражданское право построено на
обеспечении свободы имущественных прав субъектов собственности, то земельное
право — на обеспечении рационального использования и охраны земель для надлежащих
условий жизнедеятельности людей.
Особенности
земли как природного ресурса вызывают необходимость нормирования площадей
земельных участков, а экологической социальные интересы общества обусловливают
потребность в государственном контроле за использованием и охраной земель, в
сфере земельного рынка, за осуществлением сделок по земле, необходимости
обязательной государственной регистрации прав на землю. Таким образом,
гражданское право основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов,
а земельное право — на обеспечении использования и охраны земель как основы
жизнедеятельности человека и общества.
Следует
отметить, что разгосударствление земельных ресурсов, возврат определенной части
их в гражданско-правовой оборот и образование рынка земли не означает потерю
земельным правом своего особенного значения и самостоятельного содержания как
отрасли отечественного права и включение его в состав гражданского права. Чисто
Цивилистический подход к системе земельно-правовых отношений обосновывается
превышением вещественного значения земли и унижением социального значения
использования земельных ресурсов.
Взаимосвязь
земельного права с экологическим правом обусловливается состоянием земли как
объекта окружающей среды, который функционирует в составе экосистемы и
находится в экологическом взаимосвязи и взаимодействии со всем окружающим
миром. Регулируя преимущественно экономические земельные отношения, возникающие
в связи с предоставлением и изъятием земель и порядком их использования,
земельное право в то же время содержит нормы, предусматривающие специальные
требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды. В свою очередь, в
экологическом законодательстве имеются многочисленные нормы общего и
специального характера, реализация которых предусматривает обеспечение охраны
земель от неблагоприятного антропогенного воздействия.
Непосредственная
связь между нормами земельного права и нормами горного, водного и лесного
права, нормативно-правовыми актами природно-растительного (флористического) и
природно-заповедного законодательства заключается в невозможности использования
этих природных ресурсов без использования одновременно пространственного
базиса, которым является земля.
Уединенное
регулирования природно-ресурсных отношений выражается в наличии разрешения
кодификации земельного, горного, водного и лесного законодательства. При этом в
действующем законодательстве о природных ресурсах предусматриваются специальные
нормы, которые учитывают взаимосвязь природных ресурсов, и регламентируют
предотвращения неблагоприятных последствий влияния использования одних
природных ресурсов на другие ресурсы природного происхождения. Так, согласно
ст. 18 Горного закона Украины от 6 октября 1999 г., одним из основных
требований по проведению горных работ является соблюдение предельно допустимых
нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, приведение
земельных участков в состояние, пригодное для использования по назначению
согласно Земельному кодексу.
Следует
отметить , что право Украины — единственный по своей сути, целям и задачам,
которая включает ряд относительно обособленных отраслей (главных структурных
подразделений) правовой системы и регулирует разнообразные общественные
отношения. Только в зависимости от их характера оно делится на отдельные
составляющие — отрасли права. В общей системе отечественного права
исключительно важное место занимает совокупность юридических норм, что
объединенная земельным правом как самостоятельной отраслью в этой системе. Его
место в системе права Украины определяется ролью и значением правового
регулирования земельных отношений. Не случайно реформы общественных отношений,
в частности экономическая реформа, было начато по реформированию земельных
отношений.
Согласно
известной концепции иерархической структуры отраслей права земельное право
принадлежит к числу основных отраслей права в правовой системе. Для определения
земельного права самостоятельной правовой отраслью оно имеет все специфические
признаки: круг общественных отношений, составляющих его предмет, методы
регулирования этих отношений и нормативно-правовой акта виде Земельного
кодекса. В развитии земельного права как самостоятельной отрасли права
объективно заинтересовано и современное украинское общество.