Средства определения норм международного права
Содержание страницы:
Средства
определения норм международного права
В сфере международных отношений отсутствуют специальные
нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими
субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права
представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии:
1) достижение согласия относительно содержания правила поведения;
2) взаимообусловленное
волеизъявление государств относительно признания правила поведения
обязательным.
Формирование позиции государства начинается с осознания своих
интересов и потребностей, а также понимания возможности защитить
(удовлетворить) их с помощью других государств или совместно с ними.
Термин «позиция» может иметь два значения: во-первых,
это общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных
взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при
подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия
в трех средах).
В процессе создания норм международного права согласовываются
позиции — требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к
достижению конечной цели.
Позиции государств могут совпадать полностью или в главном. Они
могут не совпадать в деталях или в своей основе.
Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их
согласовании — уступках, компромиссах — нет необходимости. Позиции государств
формулируются в виде правил поведения и фиксируются в договоре или ином акте.
При несовпадении позиций государств для достижения приемлемого баланса
уступки и компромиссы неизбежны.
Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и
прогнозирование развития отношений между государствами — залог успеха
формирования потенциально согласуемых позиций государств. Диаметрально
противоположные позиции вряд ли могут быть согласованы или даже представлены
для согласования.
Каждое государство стремится к тому, чтобы его интересы были
максимально отражены в норме права. Однако если оно будет настаивать на своей и
только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ государства от
какой-то части своих требований вообще (уступка) или в связи с
соответствующим отказом других .государств (компромисс) означает лишь отказ от
защиты (удовлетворения) части своих интересов посредством данного конкретного
соглашения. Это — отказ ради достижения соглашения. Общий же подход к решению
проблемы может оставаться неизменным.
В соглашении достигнутое тождество позиций закрепляется в виде
совпадающих прав и обязанностей государств— участников соглашения, баланс — в
виде сочетания их прав и обязанностей, В последнем случае происходит
своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств)
наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) —
другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.
Запрет на испытательные взрывы ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой, предусмотренный Договором о запрещении
испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой
от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства,
участвующие в Договоре.
Договором же о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.
обязательства государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание,
чем обязательства государств, не обладающих таким оружием, однако
добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает
достижение общей цели договора — предотвращение распространения ядерного
оружия.
Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть
неразрывны во времени. Если договор вступает в силу с момента подписания, то
его подписание — это одновременно и согласие с содержанием правил поведения,
зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е.
правовых норм. То же можно сказать в отношении договоров, заключенных в виде
обмена документами (нотами, письмами), актов международных организаций и
конференций, принимаемых путем голосования или консенсуса (если государства
выразили намерение считать их юридически обязательными).
В тех случаях, когда требуется специальная процедура выражения
согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация,
утверждение-принятие), разрыв во времени между первой и второй стадиями может
быть значительным, достигая порой нескольких лет.
Специфика создания обычных норм международного права заключается
в том, что правила поведения складываются в результате единообразной
деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила
поведения признаются в качестве обязательных (opiniojuris).
Факт рождения договорной нормы (или иной документально закрепленной
нормы) четко фиксируется. Для установления наличия и выявления содержания
обычной нормы необходимо изучение деятельности государств. Обычай обязан своим
происхождением сложившейся практике, но вместе с тем он обращен в будущее, в
котором может быть реализовано его регулирующее предназначение.
Мягкое право
Нормы
межд «мягкого права”. Анализ доктрины и практики показывает, что этот термин
используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет
об особом виде международно-правовых норм, в другом — о неправовых
международных нормах. В первом случае имеются в виду такие нормы, которые в
отличие от «твердого права» не порождают четких прав и обязанностей,
а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать.
В новых областях международно-правового регулирования
зачастую весьма сложно добиться общего согласия по конкретным нормам. В таких
случаях на помощь приходят нормы «мягкого права», отличающиеся
большей гибкостью. Примером могут служить договоры по защите окружающей среды.
В них используются формулировки типа «предпримут усилия»,
«насколько это возможно», «когда это целесообразно» и т.п.
По поводу юридической силы подобных норм существуют различные
точки зрения. Но, пожалуй, большинство юристов исходят из того, что нормы
«мягкого права» являются международно-правовыми. Это мнение находит
отражение и в практике судов государств.
Немало юристов отрицательно оценивают «мягкое
право», поскольку его распространение якобы не способствует упрочению
международно-правовой системы (П. Вейль, Франция). С этим едва ли можно
согласиться, не говоря уже о том, что, поскольку явление получило широкое
распространение в практике, бороться с ним едва ли имеет смысл. Представляется,
что нормы «мягкого права» — необходимый элемент международно-правовой
системы, решающий задачи, которые не по плечу «твердому праву».
В «мягком праве» нередко встречаются положения,
которые призваны служить лишь прикрытием несогласия сторон. Подобные положения
не являются нормами, в каком бы договоре они ни содержались. Существуют и
притворные нормы, включаемые в договор лишь для того, чтобы скрыть его реальное
содержание.
Ко второму виду норм «мягкого права» относятся те,
что содержатся в неправовых актах, в резолюциях международных органов и
организаций, в совместных заявлениях, коммюнике. О том, сколь велико может быть
значение этих актов, свидетельствуют, например, решения конференций стран
антигитлеровской коалиции. В наше время примером подобных норм служат документы
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которые стали
главным инструментом перестройки системы международных отношений в Европе.
Такого рода нормы являются не правовыми, а морально-политическими.
Особую разновидность этого вида норм «мягкого
права» представляют ожидающие вступления в силу договоры. Как известно, в
таком состоянии многосторонние договоры зачастую остаются многие годы. Их
положения учитываются при толковании норм международного права, оказывают
влияние на практику государств и даже на национальное законодательство. В
Докладе Генерального секретаря МОТ о конвенциях этой организации говорится,
что, даже не будучи ратифицированными, «они способны оказывать влияние на
законодательство и национальную практику».
Нормы «мягкого права» второго вида взаимодействуют
с нормами международного права, выполняя то, что по тем или иным причинам не
могут делать последние. Нередко они обеспечивают предварительное, доправовое
регулирование, прокладывая путь праву. Особенно велико значение таких норм
«мягкого права» для деятельности международных органов и организаций,
которые с их помощью осуществляют большой объем регулирования международных
отношений и воздействуют на развитие международного права.
Относительно норм «мягкого права» по вопросам
окружающей среды в докладе Института международного права говорится, что они
«в точном смысле слова не являются источником права, но их влияние на
формирование международных норм об окружающей среде таково, что их следует учитывать
при изучении источников, по крайней мере как важный фактор, содействующий
развитию права».
Профессор университета в Дрездене У. Фастенрат пишет, что
«постоянно осуждаемое явление «мягкого права» выполняет
неоценимую функцию. Оно делает возможным всеобщее соглашение о содержании
твердого права, определяя границы допустимости субъективной свободы действий…
«Мягкое право» способно быстрее приспосабливаться к меняющимся
национально-политическим реалиям… Нам следует не становиться на пути (у
«мягкого права»), а вооружиться необходимым инструментарием для
движения по нему. В частности, нам надо включить акты «мягкого права»
в существующую методологию права».
Таким образом, «мягкое право» вовсе не является
неким ненормальным явлением, как полагают многие юристы. Оно представляет собой
закономерное явление, позволяющее обеспечить нормативное регулирование в тех
случаях, когда с помощью «твердого права» сделать это невозможно. Это
лишний раз доказывает, что нормативный инструментарий, посредством которого регулируются
международные отношения, многообразен и не сводится только к праву. Задача
состоит в том, чтобы научиться пользоваться этим инструментарием. Далеко не во
всех случаях право является оптимальным инструментом решения задач. Зачастую
результат может быть легче, с меньшими затратами энергии достигнут иными
нормативными средствами.
Представляет в этом плане интерес практика Суда ЕС. Суд
включил в право ЕС принцип пропорциональности. В соответствии с ним потребность
в специфическом правовом акте должна быть предварительно тщательно
проанализирована, с тем чтобы определить возможность использования менее
жестких средств для достижения того же результата.
Кодификация международного
права
Кодификация
межд права. Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых
норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью
создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.
Задачи кодификации: а) приведение действующего международного
права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных
отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых
назрела;
в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между
отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в
системный нормативный комплекс.
Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е.
прогрессивным развитием международного права.
При кодификации учитываются практика реализации норм
международного права, решения судебных и иных органов, рекомендации науки,
прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и
международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов
совершенствования международного права, обеспечения его эффективности.
Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности
обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные
нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный
документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы
Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение
обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не
урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим
Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его
ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.
Кодификация норм международного права всегда осуществляется на
официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных
международных конференций, либо в рамках международных организаций.
Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и
даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного
права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально
создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает
Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов
либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по
решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках
ООН были подготовлены такие кодификационные договоры, как Женевские конвенции
по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о
консульских сношениях, о праве международных договоров и др.
Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных
актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное
соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о
правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении
государственной собственности, государственных архивов и государственных
долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может
быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного
права… 1970 г.).
Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так
как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы
права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством
ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников
прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте
может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они
остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих —
только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2)
кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее
действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие
необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе
реализации.
Кодификационный акт представляет собой единый официальный
документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ
систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке
(предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание
в виде сборников.
Нормы международного права
Норма является первичным элементом любой
системы права, например, как клетка в живом организме.Термин «норма» латинского
происхождения и означает узаконенное установление, признанный обязательным
порядок, установлена мера.
Норма международного
права — это
правило поведения, создается государствами и другими субъектами международного
права путем согласования их позиций и признается ими как юридически
обязательное.
Помимо норм международного права, международные отношения
могут находиться под влиянием других регуляторов — норм международной
вежливости, норм международной морали, традиций.Отличие последних от норм
международного права состоит в том, что они не имеют юридически обязательного
характера.Поэтому институт
ответственности за нарушение норм международного права существенно отличается
по процедуре применения и последствиями от аналогичного института при нарушении
норм международной вежливости и нравственности.
Специфика международного права как особой системы
проявляется также в построении международно-правовых норм.В отличие от
классической конструкции, большинство международно-правовых норм содержит лишь
диспозицию.Санкции за нарушение этих норм определяются в отдельных соглашениях
или системой международного права в целом.
Как и в любой юридической норме, в норме международного
права содержанием являются права и обязанности субъектов международных
отношений.Зная свое право,
субъект международного права может обоснованно предполагать возможную или
надлежащее поведение другого субъекта, заключается в выполнении долга,
корреспондирует соответствующем праву.Тем
самым отношения между субъектами международного права приобретают
упорядоченного, предсказуемого характера, а нормы выполняют регулятивную
функцию.
Для международного права, как и внутригосударственного,
также характерно объединение норм в институты и отрасли, хотя и со своей целью
и специфическим объектом регулирования.Во
институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих
качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом
такого регулирования.Например,
институты признания, правопреемства, ответственности и т.д.
Имплементация международных
норм
Имплементация (международного права) (англ. implementation — «осуществление»,
«выполнение») — фактическая реализация международных обязательств на
внутригосударственном уровне, а также конкретный способ включения
международно-правовых норм в национальную правовую систему. Главное требование
имплементации — строгое следование целям и содержанию международного
установления.
Способами имплементации являются:
— инкорпорация;
— трансформация;
— общая,
частная или конкретная отсылка.
Реализация норм международного права
(имплементация) — процесс внедрения международного права в поведение и
деятельность государства и других субъектов международного права. Можно
выделить четыре формы имплементации норм международного права:
— Соблюдение норм.
— Исполнение норм.
— Использование норм.
— Применение норм.
Соблюдение норм международного права состоит
в воздержании субъекта права от совершения запрещенных международным правом
действий, то есть в такой форме как правило излагаются нормы запрета. Примером
таких норм могут служить нормы договора о нераспространении ядерного оружия в
1968 году, где в частности говорится, что ядерные государства обязуются не
передавать никому свое ядерное оружие и не побуждать какое-либо государство к
приобретению такого оружия.
Исполнение норм права — такая форма
реализации норм, требует активного участия государства в осуществлении
возложенных на них обязанностей. Примером этого может служить международный
пакт о социальных, культурных и экономических правах 1966 года, где в частности
говорится, что каждое государство обязуется принять соответствующие меры для
обеспечения и реализации таких прав.
Использование норм права — представляет собой
такую форму их реализации когда участники правоотношений по своему усмотрению
реализуют принадлежащие им права. Примером может служить конвенция ООН по
морскому праву 1982 года, где указано что в судах прибрежных государств и тех у
которых нет выхода к морю пользуются права мирного прохода через
территориальное море.
Применение норм права — форма их реализации,
осуществляемая государством в лице своих органов по конкретным случаям
международных отношений. Примером может служить Венская конвенция о праве
международных договоров 1969 года, где сказано о том, что положения этой
конвенции применяются только к тем договорам, которые были заключены
государствами после вступления силы.