Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Конфліктологія (Семінари)

1. Типологія політичних конфліктів за ступенем та характером нормативної регуляції, формою та ступенем публічності

2. Державно-правові конфлікти як різновид політичних конфліктів

3. Типологія політичних конфліктів Д. Дена

4. Типологія політичних конфліктів А. Раппопорта

5. Типологія політичних конфліктів М. Дойча

 

 

1. Типологія політичних конфліктів за ступенем та характером нормативної регуляції, формою та ступенем публічності


По степени и характеру нормативной регуляции конфликты разделяются на (целиком или частично) институциализированные и неинституализированные (Л. Козер), характеризующие способность или неспособность людей (институтов) подчиняться действующим правилам политической игры.

С точки зрения публичности конкуренции сторон имеет смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытых (латентных) конфликтах, в которых доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий. Первый тип подобных конфликтов хорошо различим в разнообразных формах массового участия граждан в политической жизни (например, в форме манифестаций, забастовок, участия в выборах и т.д.), второй более характерен для скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в частности, взаимодействий внутри правящей элиты, отношений между различными ветвями власти).

 

 


2. Державно-правові конфлікти як різновид політичних конфліктів


На сегодня явление конфликта является довольно популярным объектом исследования, особенно в общественных науках. Не повторяя стандартных схем исследования "конфликта", обратим внимание на сущностные характеристики такой формы общественного взаимодействия учитывая особенности государственно-правовой сферы. Прежде всего, отметим, что конфликтность в этой сфере ученые пытаются анализировать через разные по названию но максимально близкие по смыслу категории. Прежде используют термин "юридический конфликт". Поэтому предлагаем рассматривать конфликты в государственно-правовой сфере в одной системе с трудовыми, межнациональными, семейными, межгосударственными и конфликтами, связанными с правами человека.Причем это должно быть "любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, соответственно, субъекты, или мотивация их поведения, или объект конфликта имеет правовые признаки, а сам конфликт влечет юридические последствия.

Итак, на сегодня момент упрочились два направления изучения конфликтности в государственно-правовой сфере. Сторонники первого считают, что государственно-правовые (конституционные) конфликты должны быть рассмотрены как юридические конфликты, а следовательно, и исследоваться в рамках такой области конфликтологии, как юридическоя конфликтология. Другие исследователи предлагают анализировать такие конфликтные противостояния в рамках политической конфликтологии, несмотря на то, что государственно-правовые конфликты является типом именно политических конфликтов. Установка отраслевой принадлежности вопросам научного исследования государственно-правовых конфликтов способствовать выявлению природы государственно-правовых конфликтов и их ключевых свойств.

Государственно-правовые конфликты возникают в системе государственной власти и связаны со спецификой политического режима, завоеванием власти и ее осуществлением. Государственно-правовые конфликты – это институционализированные, преимущественно рациональные, публичные политические конфликты, само возникновение которых большей частью запрограммировано в политической системе. Здесь идет борьба за расширение правового поля, закрепленного в законодательстве, за правовые границы политического действия. В тех случаях, когда такие конфликты протекают в институционализированных, правовых рамках, они не разрушают, а укрепляют политическую систему, выполняя по отношению к ней и к обществу в целом конструктивные функции. В ходе таких конфликтов борьба ведется вокруг функционирования старых и возникновения новых государственных институтов, объема и полномочий, конституционных положений, регулирующих эти полномочия и ресурсы власти и т. д.

Можно предложить следующую типологию конфликтов в системе государственного управления:

- Конфликты между институтами власти (законодательной и исполнительной);

- Конфликты между государством и отдельными институтом (например, государством и политической партией);

- Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить;

- Конфликты между государством и личностью (проблема соблюдения прав человека);

- Конфликты между государством (или отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности).

 

 


3. Типологія політичних конфліктів Д. Дена


класифікація конфліктів передбачає їх розподіл по ступеню інтенсивності. Автор цієї типології Д.Ден виокремлює наступні форми конфліктів:

· дрібні неприємності,

· сутички, які не представляють серйозної загрози; зіткнення серія сутичок, пов’язаних з розширенням кола причин, які викликають конфлікт, зменшення бажання співпрацювати один з одним);

· кризи (постійні і неминучі зіткнення, в результаті чого створюється так звана тупикова ситуація, коли опоненти переривають відносини).

При цьому внутрішньополітичні кризи слід

диференціювати по ступеню глибини і загрози для суспільної стабільності:

· урядова криза, яка наступає внаслідок утрати урядом авторитету в суспільстві, апараті і парламенті. Цей вид кризи може розпочатися в результаті відходу частини міністрів від виконання узгодженої і схваленої парламентом програми;

· парламентська криза, яка означає параліч парламенту. Конфлікти в парламентській діяльності існують перманентно, вони надзвичайно багатоманітні і можуть виникати між парламентськими фракціями;

· між парламентом і урядом;

· між парламентом і президентом;

· між парламентом і групами тиску.

Проте в умовах загострення міжфракційної боротьби, коли конфлікт досягає свого апогею, може виникнути ситуації. Що паралізує роботу парламенту. Вихід із такої кризи пов'язаний або з відставкою уряду, або з розпуском парламенту або з призначенням дострокових виборів;

· конституційна криза, якій передують конституційні

конфлікти, пов’язані з недосконалістю Основного закону, спробами

порушити закон державними органами внаслідок політичного розрахунку чи

правової неграмотності. Прикладів переростання конституційних конфліктів

в конституційні кризи є достатньо.


 


4. Типологія політичних конфліктів А. Раппопорта


В державно-адміністративній сфері присутні всі три ідеальних типи конфліктної поведінки, виділених в моделі канадського вченого А.Раппопорта: «боротьба», «гра» і «дебати».

Война; бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат - получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель - достижение согласия с другой стороной.

Рапопорт на базе динамики развития конфликтов выделял следующие типы конфликтов, как борьба, игры и дебаты. Он описывает типы конфликтов на основе различия их характеристик, используя при этом различные подходы. "Борьба", по мнению А. Рапопорта, лучше описывается с помощью психологических концепций агрессии, "игры" - на основе теории игр и других математических моделей, а "дебаты" должны изучаться с помощью теорий И.П. Павлова и 3. Фрейда.

 

 


5. Типологія політичних конфліктів М. Дойча


М. Дойч отмечает, что для описания того или иного конфликта необходимо знать:

1. Характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т. д.);

2. Предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной стороны, и главное, - степень полярности их взглядов по системе «хорошо - плохо» и «заслуживает доверия – не заслуживает доверия»);

3. Природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. д.);

4. Социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);

5. Заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

6. Применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороной о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может варьироваться по таким измерениям, как легитимность – нелегитимность, по соотношению использования позитивных и негативных стимулов, таких, как обещания или угроза наказания, свобода выбора – принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т. д.);

7. Результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон).

По мнению М. Дойча, можно выделить следующие типы конфликтов:

1. Подлинный конфликт – столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора;

2. Случайный или условный конфликт – зависящий от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками, он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

3. Смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе; он может быть выражением истинного конфликта, но в какой-либо символической форме;

4. Неверно приписанный конфликт – приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт; это делается либо непреднамеренно, либо сознательно с целью провоцировать столкновение в группе противника тем самым, ослабляя ее и затушевывая конфликт между его истинными сторонами;

5. Скрытый конфликт – в силу объективных причин должен иметь место, но не актуализируется; он может быть смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей;

6. Ложный конфликт – не имеющий объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений или недоразумений; конфликт может начаться как ложный, но, сформировав у участников новые мотивы и установки, превратиться в истинный.

Наиболее уязвимое место общей теории конфликтов – чрезмерное обобщение. Многие авторы теории конфликтов классифицируют конфликты согласно их интегрирующему или дезинтегрирующему характеру. В противовес этому в общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.

Категорія: Конфліктологія (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter