Реклама від Google

Реклама від Google


Категорія: Конфліктологія (Семінари)

1. Психологічний фактор в умовах політичного конфлікту

2. Стереотип: визначення, підходи до розуміння та їх роль в політичному конфлікті

3. Характеристика конфліктного сприймання та поведінки

 

 

1. Психологічний фактор в умовах політичного конфлікту


Воздействие психологического фактора на возникновение политических конфликтов в позитивизме и историческом реализме.

Лонцов не дает определение психологическому фактору. Утверждается лишь что роль психологического фактора велика в любых конфликтах, в том числе и юридических.
Рассматривают наиболее известные психологические механизмы возникновения и развития конфликтов, но определений не дают.

1) Несовместимость индивидуально выгодных стратегий поведения и благополучия общества вцелом. Примером такого механизма являются две социальные диллемы: а) дилемма заключенного, б) трагедия общинных пастбищ. В учебном пособии эти две дилемы объявляют в психологии ошибкой атрибуции. Эти ошибки состоят в том, что в первом примере подозреваемый сознался и тем самым защищал только себя, а во втором примере все фермеры сделали тоже самое. Игра по таким дилеммам есть игра с нулевой суммой. Играть с нулевой суммой нельзя, необходимо сотрудничество.

2) Особенности восприятия друг друга сторонами политического конфликта.
Это восприятие включает в себя два аспекта: а) эмоциональный - негативная окраска противника, пораждающая чувство враждебности, б) когнитивный - стремление к упрощению ситуации и игнорирование информации, схематизм. Об идеализме такого восприятия говорит и пример изу чебного пособия: "В 41 году Сталин до последнего не верил в возможность германской агрессии", в) зеркальные образы - не отражение действительности, а диаметрально противоположные восприятия. Одно и то же явление - торговля оружием, патрулирование подводных лодок воспринимается по разному. Правительство США воспринимало советское вторжение в Афганистан аналогично восприятию советского правительства американского вторжения о Вьетнам.

Все попытки авторов показать псевдонаучность в раскрытии воздействия психологического фактора на политический конфликт оказались надуманными. С реалистических позиций психологический фактор всегда был есть и будет вторичен по отношению к классовому подходу. Науно можно оценить роль психологического фактора в возникновении политического конфликта лишь на основе реалистического понимания сущности социального конфликта вообще и политического конфликта в частности. Это значит, что реалистически раскрыть суть политического конфликта и психологического фактора с реалистических позиций. Научное осмысление психики - раз, осмысление фактора - два, осмысление психологического фактора - три, осмысления политического конфликта - четыре, с реалистических позиций поможет раскрыть подлинную роль психики и психологического фактора в возникновении политического конфликта, а роль эта всегда была вторичной относительно классовой.

Подводя итог сделаем следующий вывод - в современных учебных пособиях к сожалению мы видим идеализм и утопизм не только в раскрытии сущности психики, психологического фактора и других, но мы видим утопизм в роли психологического фактора в политическом конфликте, тогда как в советских учебниках мы находим реалистичное отображение этих понятий.

3) Роль психологического фактора в разрешении политического конфликта.

В учебном пособии утверждается, что политический конфликт может приводить к серьезным последствием, гибели людей, материальных ценностей, растраты средств.

Прежде всего играют большую роль особенности психического восприятия противниками друг друга.

Авторы пособия предлагаю и на будущее принимать обращение к независимым экспертам в урегулировании политического конфликта, активно использовать СМИ в разрешении политического конфликта. Активно использовать личные контакты представителей конфликтующих сторон для формирования позитивного отношения к врагу. Проводить переговоры для создания благоприятной психологической атмосферы. Необходимо подбирать для переговоров личности с устойчивой психикой, умеющих управлять своей психикой, не оскорбляют опоннентов на переговорах, не клевещут на них.

Серьезным психологическим фактором Лонцов считает установку участников переговоров на разрешение ситуации либо на межличностные отношения.

Важная роль отводится третьей стороне - посредничество, арбитраж.

Посредник должен быть авторитетным в психологическом отношении.

Мотивация посредника, арбитра и ведущих переговоры на успешное разрешение переговоров.

Стратегия постепенной и обоюдной инициативы по разрядке напряженности. - Одна сторона заявляет о стремлении к миру и делает несколько примирительных акций.

Конечно все перечисленные психологические приемы могут снижать напряженность в политическом конфликте, но главное с реалистических позиций при разрешении политического конфликта не психологическом факторе, а в соотношении политических сил. В современной России эксплуотаторские силы пока сильны, а трудящиеся пока слабы, потому что они либо обмануты, либо запуганы, либо подкуплены.

 

 


2. Стереотип: визначення, підходи до розуміння та їх роль в політичному конфлікті


Политический стереотип (греч. stereos - твердый и typos - отпечаток, образец) - упрощенное стандартизированное, схематизированная, аксиоматическое и эмоционально окрашенное представление о субъекте полити ки, социальное, политическое явление.

По словам американского публициста В. Липмана, стереотипы являются упорядоченными, детерминированными культурой картинками мира в голове человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов, защищают его ценности, позиции и права. Для политической практики большую ценность имеют обобщения особенностей социальных стереотипов (политические стереотипы являются видом стереотипов социальных), сделанные американским психологом Г. Тэшфела:

· люди легко характеризуют значительные группы (социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;

· зависят от социальных, политических, экономических изменений, однако это происходит очень медленно;

· приобретают четкого определения в период возникновения социального напряжения между группами;

· усваиваются в раннем возрасте и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о группах, к которым они относятся;

· не представляют большой проблемы, если не существует открытой вражды между группами, однако ими очень трудно управлять в напряженных, конфликтных ситуациях.

Политическое манипулирование. По характеру проявления стереотипы разделяют на стереотипы поведения (набор устойчивых, регулярно повторяющихся, характерных признаков и особенностей поведения определенной социокультурной группы, зависит от ее цинниснно-нормативного системы) и стереотипы сознания (отражают идеальные ориентиры и представления господствующей ценностно- нормативной системы, является основой для формирования стереотипов поведения, создают модели поведения). Стереотипы являются частью механизма психологической самозащиты человека, они позволяют экономить время и энергию; ускорить реакцию на изменения в мире; принять решение при дефиците информации; сохранить эмоциональные силы; защитить ценности группы, к которой принадлежит человек. Это положительная роль социальных стереотипов. Одновременно они также негативно влияют на поведение человека, поскольку обусловливают упрощенное, схематическое восприятие мира, отказ от критического восприятия анализа событий и явлений; порождают неадекватные эмоциональные реакции и действия; затрудняют применение творческих подходов при решении общественных проблем; стимулируют предвзятое отношение, неприязнь к нововведениям; провоцируют обострение конфликтов (социальных, национальных, возрастных, тендерных и т.д.). Основными формами социальных стереотипов: стандартные однообразные способы осмысления и подходы к социально-политических явлений; обобщенный образ человека определенной социальной, этнической, возрастной группы; упрощенное понятие, выполняет роль ориентировочного символа. Таким образом, модель (матрица) манипулятивных действий на основе стеореотипизации заключается в ограничении времени для восприятия; отвлечении людей от осмысления событий, процессов, явлений;стимулировании их эмоционального мышления, перегрузке информацией, усилении умственного напряжения. Под давлением этих факторов человек вынужден думать, реагировать, действовать стереотипно.

 


 

3. Характеристика конфліктного сприймання та поведінки


Проблема образов (информационных моделей) конфликтной ситуации, что есть в каждой из сторон, участвующих в конфликте, стала рассматриваться в конфликтологии сравнительно недавно, с конца 60-х годов. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающейся в психике каждого участника. Она включает в себя: представление оппонентов о самих себе (свои цели, мотивы, ценности, возможности и т. д.); о противостоящую сторону (ее цели, мотивы, ценности, возможности и т. д.); каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в котором состоят конкретные видносини.Саме идеальные картины конфликта, а не сама реальность, определяют поведение сторон. Как отмечает Н. В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации, и тем самым она создает, "конструирует" конфликтную ситуацию. Уровень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть разным. Учитывая это выделяют четыре случая.

1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.

2. Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).

3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, однако отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).

4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван конфликтом, адекватно воспринимается.

Конечно конфликтная ситуация характеризуется значительным уровнем извращенности и неопределенности. Поэтому именно эта «неопределенность» результата является необходимым условием возникновения конфликта, в связи с тем что только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники, которые с самого начала обречены на поражение.

При нейтральной взаимодействия ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно. Конечно, происходят определенные искажения и потеря информации как в ходе коммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции, о чем уже сказано выше при рассмотрении генезиса конфликта. Это вполне естественно, так что информация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтной ситуации восприятие претерпевает особых изменений - растет уровень субъективности восприятия.

Уровень искажения конфликтной ситуации - не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например, в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перцептивных процессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятии ситуации способны достигать значительных масштабов.

Категорія: Конфліктологія (Семінари)
Якщо Ви помітили помилку в тексті позначте слово та натисніть Ctrl + Enter