Поиск по сайту

Характеристика органов власти и управления в Речи Посполитой


После Люблинской унии 1569 г. Великое княжество Литовское утратило свое государственное значение. Появилось новое государство - Речь Посполитая (Республика). В новом государстве происходили изменения в административном делении территории. Было создано шесть воеводств - Русское, Белзское, Киевское, Черниговское, Подольское, Брацлавское. Воеводства делились на уезды, каждый уезд - на волости. С местной шляхты король назначал воевод, старост и кастелянов. В королевских землях создавались староства. В украинских землях существовала волостная система административно-территориального деления. Несколько волостей составляли уезд.

В системе управления особое место занимали благородные сеймики, которые собирались в воеводствах и уездах. Это своеобразные учреждения дворянского самоуправления, которые ограничивали власть королевской администрации. В компетенцию сеймиков входили вопросы налогообложения, организации вооруженных сил в воеводствах. На сеймиках шляхта выбирала также своих представителей в общенациональный сейм и Люблинский трибунал – высшая кассационная инстанция благородных судов.

Вальный сейм в соответствии с Люблинской унией 1569 г. стал высшим законодательным органом республики. В его состав входили король, сенат и посольская изба. Король председательствовал на заседаниях сейма. В Сенат входили высшие должностные лица Речи Посполитой – сенаторы. Они не принимали участия в голосовании, а лишь высказывали свое мнение по тому или иному вопросу. Посольская изба состояла из 170 депутатов-послов от земской шляхты и играла выдающеюся роль в принятии решений сейма. Постановления вального сейма назывались конституциями.

Большое значение в формировании государственной системы Речи Посполитой имели «Артикулы» Генриха Валуа 1573 г. Ими провозглашалась дворянская республика во главе с королем. Короля обязательно выбирали. Он отказывался от принципа наследования власти и был обязан решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики только с учетом мнения сената, а каждые два года – созывать сейм. В соответствии с «Артикулами» в случае нарушения королем прав и привилегий шляхты она имела право отказаться от повиновения королю. Следует отметить, что эффективность работы сейма резко понизилась в середине XVII в. после того, как была введена практика принятия решений исключительно консенсусом. Любой участник мог воспользоваться правом «liberum veto» и заблокировать любое постановление.

Центральное управление республикой осуществляли король и ряд должностных лиц. Так, маршал коронный (или большой) ведал королевским двором, канцлер– королевской канцелярией, коронный казначей – казной Короны, коронный гетман – войском Короны.

Речь Посполитая была выборной монархией с благородной демократией.

Государственный строй Речи Посполитой

Сейм  высший орган государственного управления.

Созывался раз в два года; включал две палаты: сенат и избу


Палати


Сенат (король, высокие чиновники и духовные лица)


Изба, или палата послов (шляхта, избранная на земельных собраниях)


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 22
4  
Користувачів 1087
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация