Поиск по сайту

«Мартовские» статьи 1654 г. и их историческое значение


Мартовские статьи 1654 г. (статьи Богдана Хмельницкого) - комплекс документов, регламентирующих политическое и правовое положение Гетманщины после Переяславской рады и включение Украины в состав Московского царства.

В ходе переговоров между гетманским правительством и Москвой украинская сторона постоянно добивалась от царя подтверждения прав и привилегий Запорожского Войска, украинской шляхты, православного духовенства и городов. В ответ царские послы уверяли гетмана Б. Хмельницкого и старшину, что все права и порядки, которые существовали в Украине, будут сохранены.

Однако уже в процессе непосредственной подготовки и в ходе Переяславской рады возникли недоразумения между обеими сторонами. Так, в частности, московский посол, боярин В. Бутурлин отказался от каких-либо обязательств в пользу Украины, в том числе и от принесения присяги от имени царя, об обеспечении прав и привилегий казачества, шляхты, духовенства и мещан Украины. Такой ход событий обеспокоил Б. Хмельницкого и старшину, которые решили добиться письменного подтверждения своих прав. С этой целью были разработаны требования к царю, состоящие из 23 пунктов, или статей. Эти так называемые "просительные статьи" гетман поручил отвезти в Москву посольство, которое возглавляли генеральный судья Войска Запорожского С. Богданович-Зарудный и переяславский полковник П. Тетеря.

В данном документе речь шла о подтверждении прав, привилегий и вольностей Войска Запорожского и украинской шляхты (ст.1, С, 7. 13), заключения шестидесятитысячного казацкого люстру (ст.2), плату старшине о средствах на содержание казацкого войска ( ст.8-12, 21), сохранение местной администрации и сбор ней налогов (ст.4, 15), право Войска Запорожского избирать гетмана (ст.6), право сношений гетмана с иностранными государствами (ст.14), невмешательства московских чиновников в дела Украины (ст.16) и др.

Посольство отправилось в Москву в конце февраля 1654 и сразу же после приезда начались интенсивные переговоры, которые длились шесть дней. В результате проект был в значительной степени изменен и сокращен до 11 пунктов. 21 марта 1654 г. они были представлены на рассмотрение царя и Боярской думы и одобрены ими. Согласно этому документу, который был главным во всем комплексе документов и вошел в историю под названием "Мартовские статьи", предполагалось:

  • сбор налогов в пользу царской казны поручалось вести украинским чиновникам;
  • устанавливалась плата военному писарю и подпискам (1000 польских злотых), военным судьям (300 злотых), судебным надзирателям (100 злотых), полковому писарю и хорунжим (50 злотых), сотенным хорунжим (30 польских злотых) и гетманскому бунчужному (50 злотых);
  • казацкой старшине, писарю, двум военным судьям, всем полковникам, и военным и полковым есаулам предоставлялись во владение мельницы;
  • устанавливалась плата генеральному обозному (400 злотых) и генеральному хорунжему (50 злотых);
  • запрещались сношения гетмана с турецким султаном и польским королем;
  • подтверждалось право киевского митрополита и всего духовенства на имения, которыми они владели;
  • московское правительство обязывалось вступить в войну с Польшей весной 1654 г.;
  • предполагалось содержание российских войск на границах Украины с Польшей;
  • гетманское правительство просило установить плату полковникам (100 ефимками-талеров), полковому есаулу (200 злотых), военным есаулам (300 злотых), сотникам (100 злотых) и каждому казаку (30 злотых), однако данное ходатайство было отложено до переписи всех доходов, которые имели поступать в царскую казну из Украины, а также к заключению реестра в количестве 60 тыс. казаков;
  • в случае татарских нападений на Украину предполагалось организовать против них совместные походы со стороны как Украины, так и Московии;
  • гетманское правительство просило установить содержание для казацкой заставы в крепости Кодак (400 чел.) и для запорожцев, выполнение данной просьбы также было выложено до отдельного решения. Здесь же содержалось требование к гетману: немедленно приступить к заключению реестра в количестве 60 тыс. казаков и после завершения работы отправить его в Москву.

Часть требований гетмана Б. Хмельницкого и украинского правительства была рассмотрена царским правительством отдельно, и некоторые из них были подтверждены царскими указами 27.3.1654 г.

Согласно "Мартовским статьям" Украина сохраняла значительные права – имела собственное административно-территориальное устройство и управление, пользовалась собственным правом и тому подобное. Однако ощутимым было ограничение ее политического и экономического суверенитета: гетманское управление было подчинено московскому правительству, запрещалось поддерживать дипломатические отношения с соседними государствами - Польшей и Турцией, все расходы на содержание казацкого войска ложились на гетманскую казну, которая полностью контролировалась царскими чиновниками.

"Мартовские статьи" действовали только в течение 5 лет. В 1659 г. между украинским правительством и Москвой были заключены новые, т.н. Переяславские статьи, еще более ограничивали суверенитет Украины.

Оригиналы "мартовских статей" до наших дней не сохранились (кстати, их не было уже в 1659 г.). Известны только копии и черновики, хранящихся в фондах Посольского приказа Центрального государственного архива древних актов в Москве.

Значение московско-украинского договора 1654 г.

Для Украины
  • позволил сохранить государственность, судебное, военное, административное устройство;
  • обеспечил Украине союзника для противостояния Речи Посполитой и Турции;
  • освободил от религиозных притеснений православной церкви.
Для России
  • увеличилась боеспособность армии за счет подконтрольного казацкого войска;
  • государство получило новые плодородные земли и сырьевые месторождения;
  • казацкие войска защищали Россию от турецко-татарских нападений;
  • казна пополнялась за счет украинских налогов

Поскольку в правовом отношении украинского-московский договор был не совсем ясно сформулирован, историки по-разному оценивают его:

1. как унию, благодаря которой две страны, имея одного монарха сохраняют самоуправления;

2. как протекторат Москвы над Украиной; Украина - вассальная, зависимая территория;

3. как вхождение украинских земель в состав Московского государства;

4. как военно-политический союз Москвы и Украины;

5. как конфедерацию Московского царства и гетманщины.


Статистика
0  
Всього матеріалів 4382
0  
Всього коментарів 22
4  
Користувачів 1071
Обновления new
  • Представление доказательств в гражданском процессе
  • Стороны и другие участники дела подают доказательства по делу непосредственно в суд. Истец  лица, которым законом предоставлено право обращаться в
  • Основания освобождения от доказывания в гражданском процессе
  • Обстоятельства, которые признаются участниками дела, не подлежат доказыванию, если суд не имеет обоснованного сомнения в достоверности этих
  • Обязанность доказывания и представления доказательств в гражданском процессе
  • Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, кроме случаев,
  • Достаточность доказательств в гражданском процессе
  • Достаточны доказательства, в своей совокупности позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии обстоятельств дела, входящие в предмет доказывания.
  • Допустимость доказательств в гражданском процессе
  • В Конституции Украины содержатся определенные нормы, гарантирующие получение доказательств с соблюдением законодательства Украины. Так, статья 31
Информация