Компетенція Європейського Союзу
Зміст сторінки:
1. Компетенція
Європейського Союзу: структура і зміст. Правові джерела компетенції
Європейського Союзу
Статья 4 ДЄС
1. В соответствии со статьей 5 любая компетенция, не
предоставленная Союзу в Договорах, принадлежит государствам-членам.
2. Союз соблюдает равенство государств-членов перед
Договорами, уважает национальную индивидуальность государств-членов, присущую
их основополагающим политическим и конституционным структурам, в том числе в
области местного и регионального самоуправления. Союз уважает основные функции
государства, особенно те, которые направлены на обеспечение его территориальной
целостности, на поддержание общественного порядка и на охрану национальной
безопасности. В частности, национальная безопасность остается в единоличной
ответственности каждого государства-члена.
3. Согласно принципу лояльного сотрудничества Союз и
государства-члены проявляют взаимное уважение и содействуют друг другу в
выполнении задач, вытекающих из Договоров.
Государства-члены предпринимают любые меры общего или специального
характера, которые способны обеспечить исполнение обязанностей, вытекающих из
Договоров или проистекающих из актов институтов Союза.
Государства-члены создают благоприятные условия для
выполнения Союзом его задач и воздерживаются от любых мер, способных поставить
под угрозу достижение целей Союза.
Статья 5 ДЄС
1. Принцип наделения компетенцией
регулирует границы компетенции Союза. Принципы субсидиарности и
пропорциональности регулируют осуществление данной компетенции.
2. Согласно принципу наделения
компетенцией Союз действует только в пределах компетенции, которую предоставили
ему в Договорах государства-члены для достижения целей, установленных этими
Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу в Договорах,
принадлежит государствам-членам.
3. Согласно принципу
субсидиарности Союз в сферах, которые не относятся к его исключительной
компетенции, действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели
предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты
государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но,
ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть лучше
достигнуты на уровне Союза.
Институты Союза применяют принцип
субсидиарности в соответствии с Протоколом о применении принципов
субсидиарности и пропорциональности. Национальные парламенты следят за
соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с процедурой, предусмотренной
в этом Протоколе.
4. Согласно принципу
пропорциональности содержание и форма действий Союза не выходят за рамки того,
что необходимо для достижения целей Договоров.
Институты Союза применяют принцип
пропорциональности в соответствии с Протоколом о применении принципов
субсидиарности и пропорциональности.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА
1. Деятельность Союза на
международной арене осуществляется исходя из принципов, которые руководили его
созданием, развитием и расширением, и которые Союз стремится продвигать в
остальном мире: демократия, правовое государство, всеобщность и неделимость
прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы
равенства и солидарности, соблюдение принциповУстава Организации
Объединенных Нацийи международного права.
Союз старается
развивать отношения и строить партнерства с третьими странами, региональными и
универсальными международными организациями, которые разделяют принципы,
указанные в первом абзаце. Он способствует выработке многосторонних решений
общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.
2. Союз определяет и
проводит общую политику и мероприятия, стремится обеспечить высокий уровень
сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:
a) защиты своих
ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и
целостности;
b) консолидации и
поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов
международного права;
c) сохранения мира,
предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности
Стаття 288 ДФЄС
Для виконання повноважень Союзу
установи ухвалюють регламенти, директиви, рішення, рекомендації та висновки.
Регламент має загальне
застосування. Він є обов’язковим у повному обсязі та повинен прямо
застосовуватися в усіх державах-членах.
Директива є обов’язковою щодо
результату, якого необхідно досягти, для кожної держави-члена, якій її
адресовано, проте залишає національним органам влади вибір форми та засобів.
Рішення є обов’язковим у повному
обсязі. Якщо рішення визначає тих, кому воно адресовано, воно є обов’язковим
лише для них.
Рекомендації та висновки не є
зобов’язальними.
Стаття 216 ДФЄС
1. Союз може укладати угоди з
однією або більше третіми країнами або міжнародними організаціями, якщо це
передбачено Договорами або якщо укладання угоди є необхідним для досягнення в
рамках політик Союзу однієї з цілей, зазначених у Договорах, або якщо це
передбачено юридично обов’язковим актом Союзу, або якщо це може вплинути на спільні
правила або змінити їхню сферу застосування.
2. Угоди, укладені Союзом, носять
обов’язковий характер для установ Союзу та держав-членів.
2. Категорії
компетенції ЄС
Стаття 2 ДФЄС
Союз засновано на цінностях
поваги до людської гідності, свободи, демократії, рівності, верховенства права
та поваги до прав людини, зокрема осіб, що належать до меншин. Ці цінності є
спільними для всіх держав-членів у суспільстві, де панує плюралізм, недискримінація,
толерантність, правосуддя, солідарність та рівність жінок і чоловіків.
Стаття 3 ДФЄС
1. Мета Союзу – підтримувати мир,
свої цінності та добробут своїх народів.
2. Союз надає своїм громадянам
простір свободи, безпеки й правосуддя без внутрішніх кордонів, на якому
забезпечено вільний рух осіб разом з належними заходами, пов’язаними із контролем на зовнішніх
кордонах, притулком, імміграцією та попередженням і боротьбою зі злочинністю.
3. Союз засновує внутрішній
ринок. Союз функціонує заради сталого розвитку Європи, що ґрунтується на збалансованому економічному
зростанні та ціновій стабільності, конкурентоспроможній
соціальній ринковій економіці, спрямованій на цілковиту зайнятість та
соціальний прогрес, та високому рівні захисту і дедалі кращому стані довкілля.
Союз сприяє науково-технічному прогресові.
Союз бореться проти соціального
вилучення та дискримінації, підтримує соціальну справедливість та захист,
рівність жінок і чоловіків, зв’язок між поколіннями, захист прав дитини.
Союз підтримує економічну,
соціальну та територіальну єдність держав-членів та солідарність між ними.
Союз поважає своє багате
культурне та мовне розмаїття й забезпечує захист та подальше збагачення
культурної спадщини Європи.
Стаття 4 ДФЄС
3. Згідно з принципом відкритої
співпраці Союз та держави-члени з цілковитою взаємною повагою допомагають одне
одному виконувати завдання, що випливають з Договорів.
Держави-члени вживають усіх
належних заходів, загальних або спеціальних, щоб забезпечити виконання
зобов’язань, що постають з Договорів або випливають з актів установ Союзу.
Держави-члени сприяють виконанню
завдань Союзу й утримуються від будь-яких дій, що можуть загрожувати досягненню
цілей Союзу.
3. Механізм
«просунутого співробітництва» як спосіб делегування державами-членами додаткової
компетенції органам ЄС
РАЗДЕЛ IV. ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОДВИНУТОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ (ДЄС)
Статья 20
1. Государства-члены, которые желают
установить между собой продвинутое сотрудничество в рамках неисключительной
компетенции Союза, могут воспользоваться его институтами и осуществлять эту
компетенцию путем применения соответствующих положений Договоров, в пределах и
порядке, предусмотренных в настоящей статье, а также в статьях
326-334Договора о функционировании Европейского Союза.
Продвинутое сотрудничество призвано
способствовать достижению целей Союза, охранять его интересы и укреплять его
интеграционный процесс. Продвинутое сотрудничество является открытым в любое
время для всех государств-членов в соответствии со статьей 328 Договора о
функционировании Европейского Союза.
2. Решение, санкционирующее продвинутое
сотрудничество, принимается Советом в качестве последнего средства, когда Совет
установит, что цели, преследуемые данным сотрудничеством, не могут быть в
разумный срок достигнуты Союзом в целом, и при условии, что в нем участвуют не
менее девяти государств-членов. Совет постановляет в соответствии с процедурой,
предусмотренной в статье 329 Договора о функционировании Европейского Союза.
3. Все члены Совета вправе участвовать в
его обсуждениях, но лишь те члены Совета, которые представляют
государства-члены, участвующие в продвинутом сотрудничестве, принимают участие
в голосовании. Порядок голосования предусматривается в статье 330 Договора о
функционировании Европейского Союза.
4. Акты, принимаемые в рамках продвинутого
сотрудничества, имеют обязательную силу только для участвующих в нем
государств-членов. Они не рассматриваются в качестве достижений*, которые
должны быть восприняты государствами-кандидатами на присоединение к Союзу.